Колонка №18: Артбук и композиция

Feb 01, 2010 11:05



Cуществует целый ряд понятий, от которых, уже при одном только звучании, наступает своего рода оцепенение, и, где-то там внутри нас, предательски дрожащий голос приказывает:"Отходим медленно и мелкими шагами, а потом бежим прочь, что есть сил!" Я думаю, это не будет преувеличением сказать, что к числу таких понятий относится и понятие композиции.





Иметь представление о композиции - не привилегия людей, занимающихся искусством, иллюстрацией или дизайном профессионально. Естественно, существует достаточное число определений и правил. Однако, самым главным мы владеем, в прямом и переносном смыслах, с раннего детства - равновесием. Работая в своих творческих тетрадях, журналах, эскизных блокнотах мы, незаметно для себя самих, решаем целый ряд достаточно сложных композиционных задач. Многие, уже даже окончив работу над разворотом, испытывают какой-то душевный дискомфорт, и даже ощушая, что страничка композиционно не удалась, уже через короткое время отметают свои "переживания" как ненужные. Однако, я повторюсь, мы все знаем, что такое композиция, но не всегда способны довериться своему внутреннему чувству равновесия.

Для того, чтобы вспомнить, что мы давно уже знаем, и применять свои знания осознанно, достаточно лишь присмотреться к тому, почему мы умеем то, что мы умеем хорошо, например, сидеть на корточках, не заваливаясь на спину, делать шаги, не падая на пол, спокойно стоять, раскинув руки в разные стороны. Интуитивно мы переносим центр тяжести тела в противоположную позицию, балансируя и не падая. Так почему бы не использовать это умение и в творческой работе?

Если Вы всё-таки неуверены в своём чувстве равновесия, проделайте следующее упражнение.
Представьте себе пустую витрину. Теперь поставьте в левый нижний угол горшок с комнатным растением и поспешите на улицу, чтобы посмотреть на свою витрину со стороны. Что вы видете? Горшок? А как же пустое пространство справа? Оно оказалось совершенно невостребованным. Левый нижний угол визуально перевесил всё остальное.

Если Вы поставите ещё и справа такой же точно горшок, то созерцаемая Вами витрина будет автоматически просматриваться то слева, то справа, создавая общее представление о всём её пространстве снизу. Между двумя противоположными горшками образовался невидимый мостик, позволяющий с одинаковой интенсивностью рассматривать окно. Чтобы левый верхний и правый верхний угол также "сообщались" друг с другом, подвесим по горшку и там. Теперь важно проверить, сообщаются ли дагонали, сообшаются ли вертикали и горизонатали витрины. Нужно ли разместить в висячих горшках свисающие веточки, соприкасающиеся с цветами снизу, или же посадить более высокие растения в нижних горшах. Но всегда так, чтобы растения не "перевешивали" друг друга по всем возможным осям и диагоналям витрины.

Примерно вот так это работает на бумаге.


В данном случае я сначала подготовила фон. Раскрашивая его квадратиками, я сама не заметила, как создала сначала цветовое равновесие, используя на противоположных страницах одинаковые цвета. Но, работать можно на абсолютно любом фоне, однородном или пестрящем вырезками из журнала. Главное, чтобы в конечном итоге присутствовал какой-то один доминирующий цвет. Он послужит своего рода собирательным элементом, в то время, как кричащая всеми цветами радуги работа способна погрузить все старания по уравновешиванию в хаос.

"Окно" моей витрины постепенно обрастает слева деталями.









Рисунок слева имеет достаточное количество красных оттенков так, что, для уравновешенной композиции, ему необходимо противопоставить на правой стороне тоже что-то красное, такое же интенсивное по цвету. Здесь я размышляю, поставить свою вырезку выше или ниже. Присматриваюсь, как на позицию нового элемента реагирует вся композиция разворота.




Обогатив иллюстрацию текстами, т.е. элементами уравновешивающими рисунок слева, я решаю "освежить" правый разворот небольшой полоской белого, чтобы она перекликалась с текстовой полоской слева. Здесь я так же раздумываю, где её разместить:



Верхний левый угол разворота, из-за своей белизны, достаточно сильно перевешивает композицию на свой край. Для того, чтобы привести рисунок в равновесие, я "разбавляю" противоположный, нижний правый, угол белым цветом. Т.е. разряжаю тёмно-синюю поверхность белым рисунком.



Правый верхний угол также нуждается в противовесе. Ветки и листья я намеренно "увожу" за поверхность листа, чтобы нагрузить правый верхний угол, перенося визуальную точку опоры рисунка на одну ступеньку выше.



Белые полоски или любые другие элементы, выполненные белым, как правило, освежают рисунок, а вертикальное и горизонтальное расположение позволяет окончательно уравновесить диагонали разворота.



По большому счёту, почти все композиционные решения мы принимаем из чувства внутреннего равновесия. Прежде чем приклеить объекты, их можно подвигать по плоскости, прислушаться к себе, не высказывается ли наше существо против неуравновешенного результата.




Часто возникает вопрос, зачем вообще работать на плоскости всего разворота? Ответ достаточно прост. Когда мы держим какую-либо книгу в руках, мы воспринимаем её как целостный "организм" только тогда, когда объекты на разворотах встречаются с одинаковой интенсивностью на обеих страницах. Даже в тех случаях, когда на одном развороте находится только столбик с текстом, а с другой стороны полноформатная иллюстрация.

В любом случае и для визуального восприятия, а также более быстрой и приятной работы, лучше использовать пространство всего разворота, а не отдной отдельно взятой странички.




Приятного творческого выдоха, никаких страхов перед, казалось бы, неизвестным и целое море вдохновения! Я думаю, что это будет не последняя "Колонка" о роли композиции в артбуках и её, исторически сформировавшихся, типах. Речь в следующей "Колонке" пойдёт о ... феях :-)



kolonka, art tutorial

Previous post Next post
Up