мне раньше думалось, что раннее христианство было эпохой творчества, которое потом начало засыхать условностями, нагромождаясь друг на друга. а нынешнее оторвано от жизни и это его рано или поздно похоронит. глядя на моих знакомых православных, вижу что их "золотой век" был 10летием неофитства в районе 1995го, когда пришла основная масса. и живы они сейчас исключительно памятью тех лет. не могу понять, что происходит в головах у их детей - инерция воцерковленности сохраняется, но веру они воспринимают совершенно иначе, как некий изначально заданный атрибут бытия. они не выбирали веру, как мы, не сомневались, просто приняли ее еще в бессознательном возрасте. очень все нестабильно и неясно. а хочется, чтобы наши дети наследовали хотя бы в какой-то форме то светлое чувство, которое двигало воцерковляющимися 90х, оставляя за скобками конечно фанатизм, псевдоматриархат и идолопоклонничество.
когда всем заправляют матушки, авторитетные тетеньки и одинокие активистки "по благословению" священников, которые делают вид что как бы никому ничего не навязывают, "токмо волею Пославшего мя".
Близко - про наслаждение терпким и изысканным компотом и насыщение его витаминами, то есть многоуровневыми смыслами. Но уже наелся и оставил.
Когда хочется ритуала, у меня есть малое повечерие с богородичными канонами - там и почитаешь, и споешь всласть. Найми сам в себе жреца -назыается...
А в жизни потребно усвоить ритуал, извлечь самый его краткий сущностной смысл и соединить со всеми обстоятельствами и событиями. И это - подлинный вызов ))
Обряд является разновидностью досуга в том смысле, что для его исполнения необходимо иметь свободное от основных обязанностей время. Я также согласен с тем, что не следует специально стирать границу между обыденными занятиями и ритуалом. Функция ритуала не может быть выполнена, если она не "сверх-". В этом ветхозаветная символика жертвования начатков, гласа хлада тонка и т.п
( ... )
в моем понимании, традиционный ритуал (в идеале) вариативен, включает в себя множественность трактовок (любая здоровая традиция вкл. в себя и самоотрицание, уж не говоря о полиритуализме, творчестве, "новизне" и т. п.) и поэтому вкл. в себя и Ваш п.2.
Что касается меня, то я как художник не мыслю себя вне приконтаченности к определенной ветке (традиции), которую я опыляю либо отвергаю, оставаясь при этом в поле ее влияния
Comments 13
а нынешнее оторвано от жизни и это его рано или поздно похоронит.
глядя на моих знакомых православных, вижу что их "золотой век" был 10летием неофитства в районе 1995го, когда пришла основная масса.
и живы они сейчас исключительно памятью тех лет.
не могу понять, что происходит в головах у их детей - инерция воцерковленности сохраняется, но веру они воспринимают совершенно иначе, как некий изначально заданный атрибут бытия.
они не выбирали веру, как мы, не сомневались, просто приняли ее еще в бессознательном возрасте.
очень все нестабильно и неясно.
а хочется, чтобы наши дети наследовали хотя бы в какой-то форме то светлое чувство, которое двигало воцерковляющимися 90х, оставляя за скобками конечно фанатизм, псевдоматриархат и идолопоклонничество.
Reply
Reply
Reply
Reply
«спокойной ночи, Бог» напомнило анекдот про благочестивую старушку, которая перед смертью говорила:
"Да будет вознаграждён Господь Бог за все Его благодеяния ко мне".
Reply
Reply
Близко - про наслаждение терпким и изысканным компотом и насыщение его витаминами, то есть многоуровневыми смыслами. Но уже наелся и оставил.
Когда хочется ритуала, у меня есть малое повечерие с богородичными канонами - там и почитаешь, и споешь всласть. Найми сам в себе жреца -назыается...
А в жизни потребно усвоить ритуал, извлечь самый его краткий сущностной смысл и соединить со всеми обстоятельствами и событиями. И это - подлинный вызов ))
Reply
Reply
Reply
Reply
Что касается меня, то я как художник не мыслю себя вне приконтаченности к определенной ветке (традиции), которую я опыляю либо отвергаю, оставаясь при этом в поле ее влияния
Reply
Leave a comment