Ну вот, дошли руки, наконец-то, показать вам красоты осенней Хакасии, где мы, вместе с
mesier,
elizabett и
yapona_mama провели три волшебных дня,
катаясь на велосипедах.
Концептуальной целью было доехать до села Сафронов, рядом с которым расположен памятник
истории - менгиры с рисунками. Собственно, вот они. А если вы хотите узнать, что такое,
собственно, менгиры, и как там вообще красиво - вэлкам под кат! )))
Там много фоток и буковок.
Путь от нас до цели неблизок. Сначала 500 км. на машине до Междуреченска.
В 7 утра отсюда отходит электричка до станции Бискамжа. Это 3 часа благостного
сна на жестких скамейках.
В Бискамже час ожидания, и пересаживаемся на другую электричку, еще пара часов в пути,
и мы оказываемся на станции Аскиз Красноярской железной дороги. И пусть вас не смущает
упоминание Красноярска, это самая что ни на есть Хакасия. Отсюда мы педалим 30 км. до
села Полтаков по асфальту. То, что мы, по моему разумению, должны были преодолеть максимум
за полтора часа...Ан нет, на это уходит оставившая половина дня. Сильнейший ветер, дующий
в лицо, позволяет двигаться со скоростью 8-10 км/час. Измотанные напрочь, покупаем пиво
в Полтакове, пополняем запасы воды, ставим палатку в 3 километрах от деревни, едим, валимся спать.
Утро, тепло, солнце, 18 км. до Сафронов пролетает, как один миг.
Вот они, древние камни!
Собственно, что такое менгиры. Менгир (от нижнебретонского men - камень и hir - длинный) - простейший мегалит в виде установленного человеком грубо обработанного дикого камня, у которого вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные. Назначение менгиров в течение многих веков оставалось загадкой, поскольку практически ничего не известно ни об общественной организации, ни о религиозных верованиях, ни о языке их строителей, хотя известно, что они погребали своих мёртвых, занимались сельским хозяйством, изготавливали глиняную утварь, каменные орудия и ювелирные украшения. Существовали мнения о том, что друиды использовали менгиры в человеческих жертвоприношениях либо в качестве межевых столбов или элементов сложной идеологической системы.
Сафроновские менгиры, как предполагают ученые, место очень непростого захоронения. Местные жители говорят, что это "шаманское место", место захоронения шаманов. Здесь, вплоть до
начала прошлого века проходили обряды, смысл которых теперь вряд ли узнаем. Это одни из
немногих менгиров, где есть рисунки.
Двигаемся дальше. Куда - непонятно, ибо дорог здесь нет, а мы располагаем только смутным
описанием, где обозначены только направления.
Едем, плутаем, воздух пронизан восхитительными запахами осени.
Да, к слову, о топонимике. Сафронов, Полтаков...они же были всю жизнь СафроновО и ПолтаковО.
Но, видимо, жажда самоопределения и тяга к национальным корням сыграли свою роль.
Совершенно ничего не знаю относительно языка хакасов, но, думаю, дело здесь в этом.
А вот этот дом - просто кладезь для этонографа. Он брошен, а внутри стоит мебель начала прошлого века, и что самое интересное - старинный хакаский сундук, здоровый такой, на
таких хакасы спали. Что внутри - не смотрели. Ибо загляделись на виды вокруг.
А это камень здоровья.
Легенда гласит, что нужно три раза по часовой стрелке его обойти, потом бросить к
основанию монетку.
Потом прижаться к нему. Мальчики с южной стороны должны это делать.
А девочки - с северной.
Такая диспозиция, как не странно, связана с хакаскими жилищами . Очаг у них располагался
внутри, дым выходил в дырку в крыше, и роза ветров такова, что женская половина располагалась
в северной стороне: туда надувало больше всего снега, стало быть, эта снежная стена служила
дополнительным утеплением. Ну, и дым не беспокоил. А южная мужская сторона особо никого не тревожила.Мужики зимой дома не бывали, они за скотиной на дальних выпасах смотрели.
Ну, и вот так и уехали домой.
Клево же скатались, ага?