Mar 08, 2022 17:00
Я проснулся от звуков сирен. Вдали слышались взрывы. Узнал, что Россия напала на мою страну. В последующие дни мой город часто обстреливали. Включалась воздушная тревога и приходилось прятаться. Враги стреляли по больницам, школам, садикам, местам, имеющим историческую ценность, жилым районам. Поблизости не было никаких военных объектов. В этих частях города целиться можно было только по гражданским сооружениям и мирным жителям. После одной из таких атак было убито почти 50 мирных жителей. И подобных атак было много. Нас обстреливали с градов, бомбардировали с воздуха, пускали по нас ракетами. Это настоящий геноцид. В соседних регионах очевидцы свидетельствуют о том, что у них там такая же ситуация. Кроме того, что враги убивают мирное население, они выгоняют граждаеское население с домов, воруют у них вещи, используют невинных людей как живой щит. В большинстве западных стран осудили действия врагов. Их действия считаются самым настоящим терроризмом. И в данный момент деятельность ответственных за всё это преступников рассматривается в Гаагском Трибунале.
В такой ситуации у кого-то может возникнуть вопрос о том, что говорит об этих событиях религия. Сейчас я буду высказываться с позиции христианской религии. Для начала надо сказать, что данная религия говорит о том, что мир лежит во грехе: люди ведут себя вопреки моральным заповедям Бога, призывающим их к благу, и тем самым творят зло. В результате мир буквально переполнен злом и испорчен. Но Христианство учит, что Бог не оставил человека в столь бедственном положении: воплотившись в теле Иисуса Христа, вторая ипостась Бога прожила человеческую жизнь и приняла не справедливую смерть. Затем Бог воскресил Иисуса из мёртвых. Всеми этими действиями Бог не только показал свою причастность нашим страданиям, но и то, что он властвует над смертью. И согласно христианскому учению в конце времён Бог воскресит людей из мёртвых и воздаст им по делам. Смерть будет побеждена, преступления разных бандитов не сойдут им с рук. Бог исправит мир и утрёт всякую слезу.
Наша жизнь и включительно текущие события могут быть осмыслены в контексте христианской истории. Во-первых, с т.з. этой истории мир устроен не так, как должен быть устроен. Он наполнен злом, одним из проявлений которого и является текущая война. Во-вторых, с т.з. Христианства за всё зло, которое делают в этот период люди, они получат по делам, а мир изменится и в нём больше не будет зла.
Христианская история даёт обетование о победе над злом в конце времён, но не все люди убеждены в его истинности. Что можно было бы сказать этим людям на этот счёт? Я бы для начала упомянул тот факт, что бывают цели, которые достойны того, что бы к их реализации стремиться, даже в условиях отсутствия убеждения в будущей успешности подобных устремлений. Хорошую иллюстрацию этого можно найти в художественной литературе. В книгах Дж. Р. Р. Толкиена хоббиты Фродо и Сэм стремились уничтожить Кольцо и одолеть злого Властелина Мордора. Они не были убеждены в том, что им удастся это сделать. Но, несмотря на это, их цель представляла собой благо и их стремление к её достижению было достойно реализации и надежды на успех. Подобным образом человек может не иметь убеждения в истинности Христианства, но быть убеждённым в том, что христианское учение о том, что в конце всё будет хорошо, суть благо, и что достойно надеяться на реализацию этого блага. Такой человек может иметь моральные основания стремиться к тому, что бы стать причастным будущему благу и надеяться на успех этого предприятия, даже не зная, получится ли у него этого достичь. Но в чём выражается стремление такого человека? В соответствующей религиозной жизни. Нужно принять жертву Иисуса, покаяться в грехах, молиться Богу, изучать Писание и пытаться жить по изложенным там заповедям. Наконец, принять крещение и участвовать в богослужениях. В результаие человек может надеяться, что в будущем Бог сделает его причастным исправленному миру в ответ на соответствующие устремления.
Но человек может не только жить исходя из надежды на истинность Христианства, а и быть убеждённым в его истинности. Прежде, чем раскрыть этот тезис подробнее, следует сказать кое что об убеждениях человека. Начать следует из того, что структура наших убеждений устроена иерархически. Некоторые наши убеждения основаны на других убеждениях. К примеру, даже если я не видел, что на улице шёл дождь, я могу в этом убедиться на основании убеждения в том, что мне об этом засвидетельствовал сосед, и на основании убеждения о том, что все свидетельства соседа истинные. В этой ситуации одно моё убеждение основано на других убеждениях. Но в структуре убеждений человека есть и убеждения, не основанные на других убеждениях. Тем не менее, это не произвольные убеждения. Они основаны на определённом опыте. К примеру, я убеждён в существовании физического мира не потому, что вывел это убеждение из других убеждений, а потому, что оно мне дано в опыте. Я убеждён в том, что со мной в прошлом происходили те или иные события, не на основании вывода их бытия из других убеждений, а исходя из опыта данных памяти. Я убеждён в верности многих логических и математических утверждений не на основании их вывода из других убеждений, а на основании опыта рациональной интуиции. Такие убеждения, которые не выводятся из других убеждений, но обоснованы опытом, называются базовыми. И в их числе находятся включительно многие моральные убеждения. Я убеждён в том, что те или иные вещи есть хорошими или плохими не потому, что вывел их моральную характеристику из других убеждений, а потому, что подобная их характеристика дана мне в моральном опыте как базовое убеждение. Так же, как моё убеждение в существовании физического мира основано на опыте, на нём основано и моё убеждение в том, что те или иные вещи суть зло или благо.
С учётом написанного выше можно кое что сказать о связи между моральным опытом и истинностью Христианства. Во-первых, на основании морального опыта многие из нас убеждены, что мир устроен не так, как должен быть устроен. Он буквально испорчен. И таким образом моральный опыт многих из нас убеждает в верности христианского утверждения о том, что мир наполнен грехом. Во-вторых, некоторые люди на основании морального опыта также убеждены, что в будущем зло должно быть устранено и что всё будет хорошо. Подобный опыт даёт основание считать верным христианское учение о будущем исцелении мира. Больше того: человек может испытать глубокий моральный опыт, в ходе которого он может ощутить связь между истиной об исцелении мира и истиной христианского учения. Можно сказать, что моральный опыт этого человека убедит его не просто в том, что мир будет в будущем исцелён, но также в том, что ответственным за это исцеление будет Бог, каким его мыслят христиане.
Таким образом, Христианство говорит о том, что нынешняя война - проявление греха, результат испорченности мира. Но христианское учение также содержит обетование о том, что Бог не остался в стороне от нас и что он в конце времён исправит этот мир. И моральный опыт многих людей может подтверждать этот тезис и является для них основанием для надежды на лучшее.
Но человек может убедиться в истинности Христианства не только через моральный опыт, а и другими путями. Бог является свободной личностью и может открывать человеку себя и истину христианского учения в разных обстоятельствах. Очень часто человек убеждается в бытии Бога и истинности Христианства посредством видов опыта, не связанных с моральным опытом. И в таком случае его религиозные убеждения являются базовыми подобно тому, как и его убеждения в верности ряда логических и математических истин являются базовыми. К примеру, человек может помолиться Богу об обретении веры и в итоге действительно обрести её посредством опыта как дар от Бога, если на то будет воля Бога. И его религиозные убеждения в таком случае можно будет рассматривать как базовые. Другой вариант: человек просто стремится к Богу описанным ранее путём религиозной практики и Бог может открыть ему истину Христианства как базовое убеждение. В обоих случаях человек сможет убедиться в истинности христианского учения и в том, что его надежда на исправление мира в будущем себя оправдает.
Некоторые авторы защищают тезис об историчности воскресения Иисуса, а также то, что его воскресение доказывает истинность Христианства. В числе этих авторов - Эндрю Лок, Гари Хабермас, Майкл Ликона, Уильям Крейг и др. Но в ситуации, когда человек может желать реальной встречи с Богом, ему могут быть не очень интересны такие доказательства. Он может предпочесть поиск Бога чеоез религиозную практику.
Таким образом, находясь в нынешней печальной ситуации религиозный человек может иметь надежду на исправление мира и даже иметь уверенность в том, что она себя оправдает. Но как жить в период, пока этого ещё не случилось? Согласно христианскому учению, есть две наибольшие заповеди: любить Бога и любить ближнего. Если человек будет каяться в грехах и стремиться соблюдать моральное учение Бога, то он выполнит первую заповедь. Но частью морального учения Бога есть почитание родителей, помощь ближним и т.д. И получается, что выполнив первую наибольшую заповедь христианин выполнит и вторую. В общем, полагаю, что сейчас христианин призван стремиться к Богу и помогать ближним тем, чем может. Даже если это незначительная помощь. И уже только этим он может сделать мир лучше даже в тёмные времена.
религия