ПЕРЕГОННЫЙ КУБ НАВАЛЬНОГО

Aug 07, 2013 10:00



Считать деньги в чужом кошельке - занятие некрасивое. Нo...
Но если речь идет об электронном кошельке общественного деятеля, наполняемом пожертвованиями, то это занятие становится оправданным. Хотя бы тем, что отношение к деньгам ярко демонстрирует личностные характеристики человека и его взгляды на жизнь.
Алексей Навальный - далеко не мой любимый «литературный герой», и, признаюсь, до недавнего времени я очень поверхностно интересовался его общественными проектами. Но то, как Навальный подходит к финансированию своей избирательной кампании, и возможные серьезные последствия для россиян после завершения выборов заставили задуматься.

В частности, одна из мыслей, доведенная до логического завершения, следующая. Государство будет вынуждено принять поправки в законодательство, запрещающие анонимные платежи физических лиц. Запретительные нормы, спровоцированные финансированием избирательной кампании Навального, могут парализовать все банковские интернет-платежи физических лиц, в том числе лишить возможности граждан оплачивать счета через платежные терминалы.

На что живет Навальный?

Из биографии кандидата в мэры Москвы Навального известно, что он не олигарх. Известно также, что много лет он занимался общественной деятельностью, по определению не приносящей прибыль. Видимо, источники финансирования его деятельности лежат в непубличной плоскости - по крайней мере, мне не удалось понять, на что живет общественный деятель, если не принимать во внимание схемы, подобные «делу Кировлеса».

Однако, с некоторых пор у Навального появился «прямой и честный» ответ на то, откуда деньги. Это пожертвования граждан - на Фонд борьбы с коррупцией, проект РосПил и т.п. Сбор пожертвований - через Интернет. Схема на самом деле непрозрачная, при всей своей видимой публичности и размещаемым отчетам. При этом, на мой взгляд, схема не вполне законная с точки зрения законодательства, регламентирующего деятельность некоммерческих организаций, к которым относится, в частности, Фонд борьбы с коррупцией. Адвокат Навальный и его команда понимают незаконность финансирования НКО путем получения анонимных пожертвований - но, используя определенную пробельность норм, идут на риск. Риск небольшой - перспективы уголовного преследования маловероятны, - а деньги большие. Без денег никак, и законностью можно пренебречь. При этом «прививка» сделана - «Публичная оферта о заключении договора пожертвования» на сайте Фонда борьбы с коррупцией гласит:

« 4.3 Жертвователь понимает, что в результате вступления в силу изменений к Федеральному закону «О некоммерческих организациях» в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в случае получения Фондом денежных средств от иностранных источников для Фонда могут наступить неблагоприятные последствия.
Настоящим Жертвователь подтверждает, что на момент акцепта Оферты он является гражданином Российской Федерации, действует от своего имени, за свой счет и в своем интересе.
В случае, если Фонду станет известно, что на момент акцепта Оферты Жертвователь не являлся гражданином Российской Федерации, либо действовал от имени, за счет или в интересах третьих лиц, Фонд имеет право в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнения Договора и вернуть полученные денежные средства Жертвователю, а также потребовать возмещения причиненных Фонду убытков».
Интересно, как может стать что-то известно, если платежи анонимные? То есть - все понимаем, страхуемся и собираем деньги. Кстати, отчет о расходовании средств в табличке Excel на сайте тоже как-то не впечатляет…

В конечном счете, каждый зарабатывает как может, и «скромный гонорар» в виде пожертвований - тоже вариант капитализации общественной деятельности. Однако, когда такие схемы переносятся в избирательный процесс, ситуация становится гораздо сложнее, последствия - значительнее, а реакция государства - неизбежна.

Политика Навального

Несколько дней назад я уже писал о юридических моментах, связанных с приговором Навальному в увязке с его участием в избирательной кампании на пост мэра Москвы. Вывод о том, что вся история с выборами для Навального - не более чем PR-проект «широкого спектра действия», находит серьезные подтверждения в действиях, связанных непосредственно с избирательной кампанией.

Сказать, что меня шокировал пост Навального в ЖЖ, посвященный сбору средств и агитации - это слабо выразиться. Как специалист, принимавший участие в десятках избирательных кампаний различного уровня, скажу сразу - цели победить на выборах у Навального нет. И даже в случае уверенной победы результаты выборов будут признаны незаконными по суду. Но это его личное дело, не всегда победа - единственная цель избирательной кампании.

Но совсем не личное дело - то, что ЮРИСТ Навальный в принципе отрицает своими действиями все заложенные в законодательство России принципы избирательной кампании в части финансирования и агитации. И делает это широко и с размахом. Понимаю, что риторика увлекает людей, и его трогательное описание сбора средств «на винтовки/листовки» по Джеку Лондону очень ярко и образно. Но тогда причем тут избирательная кампания, которая должна проходить в рамках закона? Если ты хочешь бороться с системой и отрицаешь ее законы - то это путь революционера-подпольщика, а не кандидата на пост внутри этой системы. Нельзя быть сразу и подпольщиком, и претендентом на властные полномочия в действующей конфигурации. Печально, что очень многие, не вникая, искренне верят в то, что Навальный делает все правильно и по закону. Впереди - разочарование.

Попирая действующее законодательство на уровне принципов (а совсем не формальностей, как пытается объяснить кандидат), используя коррупциогенные механизмы, схемы отмывания средств, перенесенные на избирательную кампанию, Навальный служит плохую службу прежде всего оппозиции - настоящей и будущей. Обозначая способ и возможность финансирования избирательной кампании через электронные кошельки и подставных лиц, Навальный провоцирует законодателя на запретительные меры, которые выйдут далеко за рамки избирательного процесса и негативно скажутся на возможностях граждан по распоряжению своими средствами. Но при этом поднимает свой личный рейтинг.

Итак, перейдем к юридическому существу вопроса о финансировании избирательной кампании Навального.



Алексей Навальный выдвинут в качестве кандидата на выборах Мэра Москвы от городской организации партии РПР-Парнас (Республиканская партия России - Партия народной свободы).
В соответствии с Избирательным Кодексом города Москвы и решением Мосгоризбиркома определен предельный размера избирательного фонда кандидата Мэра Москвы: общий размер фонда 200 млн. рублей: собственные средства кандидата (до 6 млн. рублей); средства партии, выделенные кандидату (до 100 млн. рублей), пожертвования граждан (до 1 млн. рублей), пожертвования юридических лиц (до 6 млн. рублей). В соответствии с избирательным законом и Кодексом, средства, поступающие от участников избирательного процесса, должны быть не более 200 млн. рублей, остальные средства возвращаются участникам избирательного процесса, также возвращаются средства, поступившие от участников избирательного процесса, которым запрещено финансирование выборов.

Необходимо остановиться на перечне физических и юридических лиц, которые не имеют права направлять средства в избирательный фонд любого кандидата, а именно в соответствии со ст.58 пп.6-7 Федерального закона 67-ФЗ:
6. Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, в фонды референдума:
а) иностранным государствам и иностранным организациям;б) иностранным гражданам;
в) лицам без гражданства;
г) гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет на день голосования);
д) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);

н) анонимным жертвователям. Под анонимным жертвователем понимается гражданин, который не указал в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилию, имя и отчество, адрес места жительства - или указал недостоверные сведения, либо юридическое лицо, о котором в платежном документе на внесение пожертвования не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, банковские реквизиты - или указаны недостоверные сведения;

7. При внесении пожертвования гражданин указывает в платежном документе следующие сведения о себе: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, информацию о гражданстве.

Избирательный фонд Алексея Навального в основном планируется сформировать из пожертвований граждан РФ. Согласно ст.2 Федерального закона № 67-ФЗ «добровольное пожертвование юридического лица - безвозмездное перечисление юридическим лицом денежных средств со своего расчетного счета на специальный избирательный счет кандидата».

«Добровольное пожертвование гражданина - безвозмездное внесение гражданином Российской Федерации собственных денежных средств на специальный избирательный счет кандидата (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ). Таким образом, опорными понятиями следует отметить: «Добровольное», т.е. не связанное с любыми обязательствами, «безвозмездное», т.е. не предполагающее возмещения средств либо оказания услуг гражданину РФ, а также «собственных» денежных средств, т.е. могут быть установлены финансовые источники, которые пополнили собственные средства жертвователя.

Согласно решения Мосгоризбиркома от 13.06.2013 № 43/1 пункт 3 подпункт 3.2. Добровольное пожертвование гражданина в избирательный фонд вносится лично гражданином на специальный избирательный счет через отделение связи, кредитную организацию из собственных средств по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. При внесении пожертвования гражданин указывает в распоряжении о переводе денежных средств (далее - распоряжение) следующие сведения о себе: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства серию и номер паспорта или заменяющего его документа, информацию о гражданстве.
Пункт 3.4. указывает, что предприниматель без образования юридического лица при внесении пожертвования в распоряжении указывает реквизиты, обязательные для добровольных пожертвований граждан.

Избирательная комиссия (пункт 3 подпункт 3.15) знакомит до дня голосования зарегистрированных кандидатов, а также СМИ со сведениями учреждений Сбербанка о поступлении и расходовании соответствующих избирательных фондов.
Таким образом, определяющими понятиями являются «лично», отделение связи, кредитную организацию из собственных средств, уполномоченной кредитной организацией является учреждение Сбербанка.

Рассматривая механизм пополнения избирательного фонда кандидата Алексея Навального, следует указать на нарушения избирательного законодательства и финансирования избирательного процесса:

1. Отсутствуют признаки добровольности, т.к. гражданин направляет средства в избирательный фонд Навального, предполагая возмещение части средств обратно через Интернет-Кошелек.
2. Отсутствует признак добровольности, так как гражданин собранные средства, превышающие 1 млн. рублей, перечисляет на счет другого гражданина с целью сокрытия факта, что это не собственные средства гражданина.
3. Происходит обезличивание источников средств гражданина на сумму 1 млн.рублей.
4. Нарушается принцип личного перечисления, что позволит обезличить перечисление, в том числе получать финансовые средства от субъектов избирательного процесса, не получивших права на пополнение избирательного фонда кандидата (источники из-за границы: международные организации, иностранцы, лица без гражданства и т.д.).
5. Нарушение избирательного процесса в части, указывающей уполномоченные отделения связи, кредитную организацию, уполномоченную на открытие специального счета - кредитной организацией является учреждение Сбербанка.
6. Нарушение принципа «безвозмездности», например, гражданин перечисляет собранные средства на своем электронном счете, поступившие от других граждан, и получает восполнение средств за оказанные услуги.

Необходимо учитывать, что другие участники избирательного процесса могут обжаловать незаконные действия кандидата, его финансового уполномоченного, либо граждан РФ, собравших и перечисливших средства, не установленным законом способом, что в течении года после выборов может повлечь отмену результатов выборов по нижеследующим основаниям.

Использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного статьей 57 Избирательного Кодекса Москвы, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного статьей 57 Кодекса, более чем на 5 процентов. Налоговая отчетность и предоставление налоговых деклараций не совпадают с отчетностью по выборам, а соответственно получение и перечисление средств в связи с нарушением избирательного законодательства либо НК РФ могут послужить обращению о проверке зачисления на персональный счет гражданина, а затем перечисления остатка на счет другого гражданина, что может послужить проверке формирования избирательного фонда кандидата на должность Мэра города Москвы, примерно через 8 месяцев до истечения одного года от проведенных выборов.

Провокация Навального. Последствия для граждан.

Опыт деятельности Навального по созданию схем финансирования общественно-политических инициатив может быть взят на вооружение криминальными и экстремистскими структурами, поскольку позволяет легализовать финансовые средства криминального происхождения. При этом затратная часть (оболочка) схемы по легализации в данном случае не поддается однозначной оценке, что является значимым моментом в схеме отмывания преступных доходов.

Схема финансирования избирательной кампании, примененная Навальным, позволяет также структурам экстремистской направленности (в т.ч. международным) осуществлять финансирование политического процесса в обход действующего законодательства, что создает прямую угрозу национальной безопасности и конституционному строю России.

С учетом этого, органы государственной власти РФ будут вынуждены внести изменения запретительного характера как в законы и нормативные акты, регламентирующие проведение избирательных кампаний (Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Избирательный кодекс субъектов РФ. Положение об избирательной комиссии субъектов РФ, Типовой Регламент работы контрольно-финансовой комиссии избирательной комиссии), так и в законы, регламентирующие банковскую деятельность, осуществление гражданами электронных платежей (Федеральный закон о банках и банковской деятельности, Налоговый Кодекс РФ). Кроме этого - изменения в КоАП РФ, УК РФ в соответствии с избирательным законодательством, ГК РФ в части применения конфискации незаконно полученных средств в доход государства, Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Федеральный закон «О прокуратуре», Федеральный закон «О полиции» и ряд других нормативно-правовых актов.

Уроки пробельности в избирательном законодательстве:
В рамках создания правовых рычагов упорядочения безналичных платежей физических лиц в избирательный фонд кандидата в законодательство будут внесены нормы, регулирующие при переводе средств в избирательный фонд кандидата от физического лица предоставление налоговой декларации физического лица на момент объявления даты любых выборов, а также определена разумная сумма взноса, не требующая подтверждения источника происхождения средств.

Избирательной комиссии соответствующего уровня будет предоставлено право определить порядок и полномочия ревизионной комиссии по проверке источников поступления от физических лиц средств в избирательный фонд кандидатов, способ аккумуляции средств жертвователя с момента определения даты выборов, а также координации работы правоохранительных органов, органов финансового контроля, налоговой инспекции и уполномоченного финансового органа (уполномоченный орган - Сбербанк) по проверке происхождения источников пожертвований.

В частности, возможно прогнозировать также запрет на осуществление платежей физическими лицами без предъявления документов, запрет анонимных платежей через электронные системы. Таким образом, применение запретительной конструкции норм в избирательном законодательстве о финансировании избирательных кампаний может привести к кризису электронных платежей в целом в банковской системе, отсутствию у гражданина возможности распоряжаться финансовыми средствами с помощью электронных платежных систем.

Общие выводы:

«В какой-то момент я стал ловить себя на том, что жду, что переключении счётчика на "100 000" (подписей за законопроект - АК) из ноутбука посыпятся золотые монеты или жетоны как в фильмах, где кому-то выпадает "Джек-пот" в игровом автомате» - пишет Навальный у себя в ЖЖ. Очень образная картинка, по Фрейду… Действительно, талант человека многогранен - из виртуальной общественной деятельности создал неконтролируемую схему извлечения дохода, защищенную «политической составляющей».

Схемы сбора пожертвований через Интернет-перечисления, сначала на счет гражданина, а затем перечисление от этого гражданина в избирательный фонд кандидата, не основаны на законе, так как избирательное законодательство носит разрешительный характер.

Соответственно, проект Навального «Кредит доверия» не основан на законе, в том числе кредитование не предусмотрено в избирательном законодательстве, а также нивелирует публичные отношения, обезличивает поступившие средства.
Проект препятствует установлению конкретных лиц, направивших в избирательный фонд кандидата лично добровольные пожертвования, а также способствует коррупционным отношениям и отмыванию криминальных средств.

В случае победы Навального на выборах результаты будут отменены решением суда. В случае проигрыша - бороться с технологиями Навального придется в рамках других форматов, решениями других судов и изменением законодательства.

Деятельность Навального, вне зависимости от того, понимает он это или нет, носит провокационный характер по отношению к институтам демократического устройства и государства.

Деятельность Навального, вне зависимости от того, понимает он это или нет, способствует ужесточению политического режима в стране, несмотря на то, что объективных предпосылок к этому не существует.

Деятельность Навального, вне зависимости от того, понимает он это или нет, дискредитирует борьбу с коррупцией, ставит под сомнений возможность существования механизмов общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией.

Деятельность Навального, вне зависимости от того, понимает он это или нет, открывает пути для легализации преступных доходов и деятельности экстремистских и террористических организаций на территории РФ.


КоррупцияНавального, куб Навального, нарушения избирательного законодательств, Навальный, коррупция, выборы мэра Москвы

Previous post Next post
Up