Небольшая зарисовка первого дня Петербургского международного экономического форума. Как и всегда на таких мероприятиях,невозможно объять необъятное и посетить все интересные мероприятия. Выбрал для себя,казалось бы,совершенно не связанные тематически секции - "Россия - Латинская Америка: альтернативный ключ к глобальной интеграции" и "Стратегические коммуникации как ключевой фактор конкурентоспособности российских компаний на глобальных рынках".
Но все связалось.Впервые на питерском Форуме была озвучена тематика Латинской Америки, и несмотря на мизерный торговый оборот в 20 млрд долларов в год, был признана всеми высокими договаривающимися сторонами необходимость создания интегрированных проектов. Политики призвали бизнесменов дать заявку на институциональное оформление отношений,в том числе и с использованием механизма Таможенного союза (выступал Член Коллегии-Министр торговли Таможенного союза Слепнев), бизнесмены отметили, что и Россия,и страны Латинской Америки - развивающиеся экономики,соответственно, их продукты системно близки друг другу. Итогом сессии стало подписание 3 соглашений:
1.О внедрении российских медицинских препаратов и технологий в Никарагуа - в формулировке возможны неточности, на слух сложно воспринимать). Присутствовала Министр здравоохранения России Вероника Скворцова и представитель правительства Никарагуа.
2.О строительстве электростанции в Эквадоре - соглашение с ИнтерРАО -Экспорт
3.Меморандум о сотрудничестве "Деловой России" и Никарагуа.
Встречная мысль прозвучала на секции по стратегическим коммуникациям, модерировала которую как обычно великолепная Тина Канделаки. Брендинг России и российских товаров как способ капитализации, способ встраивания российской экономики в мировую специализацию был лейтмотивом секции. Руководитель ГК "Ростех" Сергей Чемезов подчеркнул, что необходимо внедрение российских брендов в мировую бизнес-практику; и бренд "Калашников", организация Уралвагонзаводом чемпионата мира по танковому биатлону - креативные примеры брендирования в тяжелой промышленности/ВПК.Первый вице-премьер Игорь Шувалов поддержал необходимость "двустроннего движения" российского брендинга, приведя в пример аналогию с международными рейтингами - "с одной стороны, невозможно отказаться от большой тройки, с другой - необходимо думать о национальных аналогах".
Пресс-релиз
Инвестиции в брендинг станут основой стратегии повышения конкурентоспособности российской промышленности
В рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) прошла панельная дискуссия о роли стратегических коммуникаций в контексте глобальной конкурентоспособности российского бизнеса. В сессии приняли участие первый вице-премьер Правительства РФ Игорь Шувалов, гендиректор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов, предприниматель и филантроп Рубен Варданян, исполнительный председатель международного консультационного агентства PBN Hill+Knowlton Strategies Питер Некарсулмер. Необходимость создания и укрепления внутренних брендов как активов компаний и территорий впервые обсуждалась на мероприятии такого масштаба, что говорит о признании государством и бизнесом брендинга как инструмента повышения инвестиционной привлекательности страны.
В 2013 году Financial Times представила ежегодный рейтинг 500 крупнейших компаний мира по капитализации. Его данные очевидно свидетельствуют о том, что в капитализации западных предприятий весомую роль играет стоимость бренда, причем вне зависимости от того, в какой сфере занята компания - производстве телекоммуникационного оборудования, добыче нефти и газа или авиастроении. То же самое касается и отдельных городов и даже целых регионов: являясь непосредственной частью имиджа, бренды непосредственно влияют на туристическую и инвестиционную привлекательность, являясь, таким образом, важным фактором социально-экономического развития. В России же ситуация пока далека от идеальной: бренд относительно редко воспринимается как важный актив, способный существенно повысить капитализацию. Однако последние тенденции свидетельствуют о том, что ситуация начинает меняться.
«Некоторые российские регионы достигли значительных успехов с точки зрения брендирования. Например, Татарстан добился потрясающей узнаваемости как внутри страны, так и за рубежом, успехи в этом плане делает и Приморье, - отметил первый заместитель председателя Правительства РФ Игорь Шувалов. - В 2018 году в России, как известно, пройдет чемпионат мира по футболу. В отношении 11 регионов, где будут проходить игры, уже разработана программа по развитию туризма, и территориальный брендинг является ее неотъемлемой частью. Однако и России в целом нужно научиться говорить языком, понятным всем, уметь представлять продукт и иметь аудиторию, которая понимает наш продукт. И на этом направлении у нас есть определенные задумки: через большую аудиторию и каналы информации, которые доступны сейчас, мы хотим делать «русский контент». При этом мы понимаем, что русский продукт будет интересен только тогда, когда мы будем опережать предложения, которые имеются сейчас».
Это подтверждают и эксперты международного консалтингового агентства Reputation Institute. По их мнению, именно наличие в России сильных брендов - как промышленных, так и территориальных - может снизить воздействие на экономику страны глобальной финансовой нестабильности. Локомотивом же изменений становятся компании, которые стремятся проводить политику максимальной открытости для увеличения своей доли на международных рынках, привлечения новых зарубежных партнеров и инвесторов. Среди них - Госкорпорация Ростех.
«Коммуникации и бренд все больше влияют на формирование добавленной стоимости продукции, - подчеркнул гендиректор Ростеха СергейЧемезов. - Бренд является таким же активом, как завод или патент. Сегодня наша корпорация обладает самым большим портфелем брендов. Мы будем заниматься развитием этих активов, что позволит корпорации получить дополнительную прибыль. Важно понять, что инвестиции в коммуникации и брендинг - это инвестиции в промышленность».
Однако пока такой подход является, скорее, исключением, нежели правилом. И чем быстрее российский бизнес поймет необходимость переломить эту ситуацию, тем эффективнее будет развиваться международная кооперация.
«Низкая информационная открытость российского бизнеса затрудняет для иностранных партнеров прогнозирование перспектив создания стратегических альянсов, - пояснил исполнительный председатель международного консультационного агентства PBN Hill+Knowlton StrategiesПитер Некарсулмер. - Индикаторами стабильного развития сегодня являются именно такие активы, как информационная открытость, деловая репутация, бренд».
И в этом плане России действительно есть чему поучиться у западных компаний. Вместе с тем одного бренда недостаточно для того, чтобы стать узнаваемым. «Ключевое для любого бренда - это суть, - уверен предприниматель и филантроп Рубен Варданян. - Если делаешь что-то хорошо, качественно, если выполняешь свои обещания, то и бренд будет запоминаться и ассоциироваться с продуктом. Поэтому без внутреннего качественного содержания создавать внешний имидж просто не имеет смысла. Также нельзя забывать и про обратный эффект, поскольку все, что ты говоришь и делаешь, четко отражается на бренде, его восприятии во внешнем мире. Поэтому готовность взять ответственность за свои действия - это залог успеха для любого бренда. Что касается России, мы должны поставить себе высокую планку и делать все в два раза качественнее, потому что мы приходим на рынки позднее. Иначе у нас просто не будет шансов».
«Стратегия развития любой компании сегодня должна включать брендинг, - отметила генеральный директор «Апостола» Тина Канделаки. - Без этого добиться успеха невозможно ни в одной сфере экономики, а особенно важными бренд и коммуникации становятся для промышленных предприятий, все больше интегрирующихся в глобальные технологические цепочки и расширяющих присутствие на международных рынках. Инвестиции в брендинг в этом случае вполне могут рассматриваться как инвестиции в капитал, которые могут окупиться достаточно быстро».
Центр стратегических коммуникаций «Апостол» - холдинг, созданный в 2008 году и объединяющий несколько компаний, которые работают в таких направлениях медиа, как российский и международный PR, цифровые коммуникации, аналитика, брендинг и дизайн, производство графического, аудио- и видеоконтента, R&D в сфере информационных технологий, консалтинг. Среди клиентов холдинга - Госкорпорация Ростех, LTE-оператор Yota, ВСМПО-АВИСМА, КРЭТ, концерн «Калашников», телекомпания СТС, телеканал «Россия 2», крупнейший российский авиаперевозчик «Аэрофлот», косметический гигант Oriflame, производитель первого российского смартфона YotaPhone - компания Yota Devices и многие другие. Выручка компании за 2013 год составила 1,03 млрд рублей. Офисы компании расположены в Москве, Лондоне, Гонконге и Сантьяго.
Обе секции подтверждают главное - Россия-2014 в активном поиске идентичности.И права на ошибку у нас нет.