Уроки Виктории Ломаско в Новооскольской девичьей колонии

Jul 20, 2014 16:37

Оригинал взят у soglyadatay в очередная поездка в новооскольскую девичью колонию

Первый день

Перед началом занятий успела сделать пару рисунков на производстве






Кристина - лучшая художница колонии.

Занятие «Композиция. Построение пространства»
Серия быстрых заданий (5-10 минут) на развитие пространственного и аналитического мышления

Определение композиции
Расположение всех частей изображения на листе или, если точнее, как изображение организует, «кроит» лист на части.

Вы все работаете на швейке, поэтому, чтобы было понятно, я сравню компоновку изображения на листе с выкройкой одежды из ткани. Что станет одеждой: туловом, рукавами, юбкой, а что пойдет в обрезки? Но компоновать еще сложнее, чем кроить, потому что у художника ничего не должно идти в расход - в «обрезки»: каждый сантиметр листа или холста ценен, как самая дорогая ткань для портнихи.

Сначала художник «кроит» лист или холст на большие части - организует композицию, а потом прорисовывает детали. Назовете ли вы хорошей профессиональной швей такую, которая посреди дорогого куска материи вырежет воротничок? Вырежет очень аккуратно, идеально обметает по краю, пришьёт кружевную отделку, но испортит всю ткань. Также не хорош художник, который посреди листа пусть очень детально прорисует какую-нибудь финтифлюшку.


Давайте вспомним, как обычно компонуют маленькие дети.

натюрморт, портрет, пейзаж:




Анализ
- Что общего во всех этих композициях?
- Как именно расположены объекты?

Выстроены на одной линии, как солдаты на параде. Дети, как бы перечисляют, все изображенные предметы. Чтобы они поместились в линию, дошколята почти всегда используют горизонтальный формат. Если же им предложить нарисовать все то же самое в вертикальном формате, то чаще всего это будет выглядеть так:




- Рационально ли использовано пространство?
- Можно ли обрезать лист?
- Какой формат получится?
После обрезки мы получим реальный формат рисунка, снова горизонтальный.

Хорошо, если художник сделал неудачную композицию на листочке, который легко обрезать, а если будет он так нерационально использовать холсты? Или ему заказали полосную вертикальную иллюстрацию, а получили горизонтальную? Или дали большую стену под роспись, а получили в углу крошечный рисунок? Любому художнику необходимо научиться компоновать в исходном формате.

Задание 1

Решите задачу за дошколят и перекомпонуйте те же самые объекты в вертикальный формат. Их можно двигать, как вам необходимо.
Рисуем линией, условными знаками. Главная задача - рационально заполнить пространство.

Анализ рисунков воспитанниц:



- Кто какими средствами решили задачу? Что изменилось в композиции?
Изменение пропорций, предметы сдвинулись с одной линии, объекты перекрывают друг друга.
Рассмотрим эти изменения подробней



Объекты расставлены на плоскости листа, но не перекрывают друг друга



Объекты практически остались на одной линии, но перекрывают друг друга



- И этот вариант принципиально отличается от двух предыдущих. Чем именно?
Здесь одновременно предметы и расставлены в пространстве, и перекрывают друг друга, и уменьшаются по мере удаления от зрителя, но самое главное: они развернуты относительно нас, а не стоят перед нами абсолютно прямо - фронтально.

- Посмотрите вокруг себя, вы видите много объектов, которые стоят абсолютно прямо перед вами, или у большинства объектов вы видите толщину/глубину, третье измерение?
Большинство объектов развернуто, и рисовать их в трехмерном, а не в двухмерном измерении на профессиональном языке называется «рисовать ракурсами». Все линии, уходящие вглубь листа, создают иллюзию пространства.

Задание 2

Давайте сейчас попробуем нарисовать композицию с глубоким пространством. Я вам прочитаю небольшое описание, а вы проиллюстрируете его линейным рисунком.

«В комнате спиной к вам сидит какая-то женщина в кресле. Перед женщиной на полосатом ковре спит собака. Женщина смотрит перед собой в распахнутое окно. Она видит, как солнце опускается за опушку леса».

- Сколько пространств в этом описании?
- Какие детали этого описания могут помочь создать глубокое пространство?

Анализ нарисованных композиций:
- В каких композициях удалось создать глубину, а в каких нет? Почему?

Анализ репродукций ( не менее 15)




В большинстве изображений можно выделить три плана, разберем на примере этих репродукций, что к какому плану относится.

Если вы внимательно смотрели репродукции, то могли заметить, что в рисунках, выполненных не только линией, но и пятном, используются чередования планов: темный - светлый - темный или наоборот: светлый - темный - светлый.
Такой контраст делается для того, чтобы пространства разных планов не слипались и не превращались в кашу. На самом деле, конечно, и черный и белый проходят по всем трем планам, но в разных количествах.

Задание 3

Вернемся к нашей композиции с женщиной у окна. Используя маркеры, сделайте такое же чередование темных и светлых планов в своей композиции. Если средний план белый, то передний и задний - темные и наоборот.
















Повторение
Давайте повторим, за счет чего на плоском листе создается пространство

- перекрывание предметов друг другом
- ракурсы - линии идут «вглубь»
- изменение размеров объектов по мере удаления их от зрителя
- чередование контрастных планов

Задание 4

На распечатках задан формат композиции, в одном из планов уже изображены объекты. Дорисуйте композицию с тремя планами. Главная цель - создание как можно большей «глубины».



















Анализ репродукций




- Если мы поверим в условную глубину этого изображения, покажите, пожалуйста, какие объекты ближе всего по отношению к нам, а какие самые дальние?
- Сколько метров между ними?
- Как вы думаете, в любой ли точке листа нам одинаково легко создать глубокое пространство?



- В каком рисунке больше пространства?

Чтобы создать глубину, нам нужен контраст. Глазу необходимо зацепиться за что-то на переднем плане. Передний план, чтобы не разрушать плоскость листа - плоский, часто художники называют его «кулисы». Задний план замыкает изображение и тоже плоский - как задник, декорации в театре. А в среднем плане разворачивается основное действие.




Задание 5

Композиция с любым сюжетом. Главная цель - создание иллюзии глубокого пространства. Используйте все композиционные средства, которые мы проанализировали сегодня.













Второй день

Композиция. Цвет
Развитие чувства цвета, эмоций и фантазий

Приблизительный анализ разных стилей изображения




«Классический»: античность, Возрождение, барокко, до конца 19 века: линейная перспектива, воздушная перспектива, объем с помощью светотени, тонкие переходы цвета (валёры).




«Условный»: Древний мир, восточное искусство, средневековье, модерн, частично современное искусство: нет светотени, локальные цвета, отсутствие линейной и воздушной перспективы.

Связь мировоззрения и построения пространства:

Древний мир - условные рисунки/знаки, из которых выстраивается повествование. В основном изображение сакральных сюжетов.
Средневековье. Религиозное изображение. Не мы смотрим на икону, а с иконы на нас. Мир, в которой нельзя войти.
Возрождение. Человек - центр мира, художник, соревнующийся с Творцом.
18-19 век. Все более детальное и реалистическое изображение мира.
Массовое распространение фотографии. Художники ищут новые стили, которые не конкурируют с фотографией. Условность изображения. «Я рисую не то, что вижу, а то, что мыслю» (Пикассо). Интерес к средневековью и восточному искусству.

Анализ живописной работы Матисса

Членение листа цветом
Демонстрация с помощью коллажа из каких силуэтов цвета складывается композиция Матисса.










Задание 1

Сделать 2-3 копии (Матисс, Сарьян, Дерен) на выбор. Оригинал перевернут «вниз головой» - не срисовываем сюжет, а членим лист цветовыми пятнами. Начинаем рисовать не с центра, а с углов.




Матисс












Сарьян
















Дерен







снова Матисс










одна из воспитанниц сделала по своей инициативе копию Пикассо




Анализ цветовых решений арабских миниатюр

Изображение «погружено» в основной цвет, остальные дополнительные. Много сближенных оттенков. Если брать упрощенно, разыгрываются два цвета: теплый и холодный.










Задание 2

Иллюстрация коротких восточных притч на цветной бумаге с использованием ее цвета



















Отчет о предыдущей поездке:
http://soglyadatay.livejournal.com/154348.html#comments

artists, education

Previous post Next post
Up