Продолжаю серию перепостов из журнала художницы Виктории Ломаско о ее уроках в Новооскольской колонии. По итогам поездок должна быть выпущена методичка, которую лично я жду с нетерпением. Много лет назад я училась на учителя начальных классов по трудовому обучению и ИЗО (конечно, ничего подобного в наших методичках тогда не было).
Вот комментарий искусствоведа Нади Плунгян о работе Вики: "К сожалению, в художественном образовании слишком многое стоит на месте. В школе и вузах почти не обсуждаются такие вещи, как изобразительная поверхность, увязанность предметов с фоном, да и вообще в широком смысле - сами категории пространства и формы. А ведь в конце концов именно эти вещи указывают на степень погруженности в проблему, на степень нашего осознания происходящего в истории искусства - и в нашей собственной исторической памяти. Когда шутка про то, что "черный квадрат может нарисовать каждый" тиражируется на государственном уровне - она перестает быть шуткой, а становится образом мысли и действия, построенным на самоцензуре.И очень дорогого стоят такие просветительские инициативы, которые ставят себе задачу сделать логику и смысл беспредметного искусства понятными широкому зрителю, предложить студентам обновленные «очки» вместо привычного натуралистичного копирования, вместе с тем поддерживая в них тягу к работе с натурой. Именно такой инициативой я считаю экспериментальную педагогическую работу, которую Вика Ломаско ведет в российских колониях.
Я оглядываюсь на Вику и в своих собственных текстах по истории советского искусства, которые пишу для школьных учителей, в любых лекциях, которые готовлю, и стараюсь всегда рекомендовать ее пособия, написанные очень ясным, открытым слогом.
Я убеждена, что никакой художественный процесс не может быть построен «на всем готовом», на готовых заимствованных концепциях, на эксплуатации наследия без его понимания. Но такие художники, как Ломаско, которые мыслят, анализируют и снова и снова смотрят исторический контекст, применяя его для сегодняшнего дня - такие художники изменят и заставят работать современные образовательные системы".
Оригинал взят у
soglyadatay в
новый урок в девичьей новооскольской колонии. абстракция: цвет и форма вне сюжета
Провела еще один урок в девичьей Новооскольской колонии. Поговорили о Кандинском, Филонове и «Черном квадрате» Малевича.
Абстракция. Цвет и форма вне сюжета
Форма
Возможны два типа восприятия нарисованного на плоскости изображения:
- как комбинации пятен и линий
- как узнаваемого сюжета в «пространстве»
Второму типу восприятия человек учится в обществе. Например, для совсем маленьких детей фигуративная картинка остается набором пятен. Есть свидетельства исследователей, что, когда аборигенам, живущих вне цивилизации, показывали реалистические рисунки с ракурсами, светотенью и линейной перспективой или фотографии, те не могли понять, что изображено, и видели только бессмысленный набор пятен.
Но большинство современных зрителей, конечно, с легкостью считывают сюжет. И ограничиваются этим. На выставке вы обязательно услышите обсуждения картин в таком духе: «Какая красавица нарисована!», «Милый пейзаж. Я бы жила в таком домике на берегу моря», «Хорошо выписаны персики - так бы и съел». При таком поверхностном восприятии зритель ничего не получает от искусства, а только ищет красивые и занимательные сюжеты.
Художник и подготовленный зритель одновременно видят и фигуративный сюжет, и абстрактную конструкцию из пятен, которая лежит в его основе. Такое восприятие гораздо более сложное и захватывающее. Картины начинают восприниматься не только как описательный рассказ, но и в какой-то мере как музыка - ритмы, движение, энергия.
Ритм - последовательность, чередование одинаковых или схожих элементов.
Мы уже говорили с вами, что художник - не литератор, не писатель. Он работает не только и не столько с сюжетом. Его язык - это пятна, линии, светлое и темное, теплые и холодные цвета. Также как звуки разных инструментов образуют единую симфонию, линии и пятна образуют единую композицию.
Эксперимент 1
В картинах не изменен сюжет, но изменены формат или тон или цвет.
- Опишите, как по-разному вы воспринимаете эти картины с одним и тем же сюжетом.
- Как вы думаете, почему ваше восприятие изменилось?
а)
«Молодой монах» из серии Павла Корина «Русь уходящая»
Тема - уничтожение советской властью института монашества.
Фигура монаха, если воспринимать ее упрощенно, представляет из себя темный треугольник, зажатый со всех сторон. Несмотря на это давление или даже благодаря ему, треугольник вытягивается, прорастает вверх. Если расширить формат, давление на фигуру исчезает. Получается самодовольный устойчивый треугольник в центре квадрата. Смысл картины становится непонятным.
б)
Если обрезать небо на картине Ивана Шишкина смысл тоже изменяется. Вместо парения вверх за счет большого светлого прямоугольника - растекание, размазывание по горизонтали. Вместо праздничного, приподнятого настроения - будничное, приземленное.
в)
Если в картине Михаила Врубеля менять цвет и тон фона и платья, как будто изменяется и настроение женщины. От легкого и беззаботного к грустному или напряженному и насмешливому.
Получается, на нас влияет не только сюжет, но и само сочетание форм и цвета. Это означает, что если мы уберем сюжет, картина и ее эмоциональное воздействие останутся.
Помните, на прошлых уроках мы рассматривали с вами, как развивалось искусство от условного, стилизованного, плоскостного, экспрессивного к реалистическому, пространственному, свето-теневому, со сложными нюансами цветов и линейной перспективой? Затем, после изобретения фотографии процесс пошел в обратном направлении от классического, реалистического - к более условному.
В прошлый раз мы остановились с вами на Матиссе и других художниках-модернистах, чьи работы как бы балансируют на грани: вы узнаете сюжет, но при этом даже самый неподготовленный зритель видит из каких пятен организована работа - конструкция картины выставлена художником на показ.
Художники не остановились на этом, и следующим шагом был полный отказ от сюжета и фигуративности. Такие работы называются абстрактными. Самая известная из абстракций «Черный квадрат» Казимира Малевича.
Это не столько изображение, сколько жест - радикальный отказ не только от фигуративности и каких-либо ассоциаций, но и от «красивости».
Например, Пабло Пикассо шел к абстракции через предельное упрощение и стилизацию реальных форм.
При этом, некоторые детали, как в этом изображении могли сохраняться (окно с занавесками, лестница), и название картины отсылать к сюжету.
А один из известнейших абстракционистов Василий Кандинский полностью отказался от фигуративности, но радовал глаз зрителя прекраснейшими цветовыми сочетаниями.
Показ репродукций с абстракциями разных художников
- Работы лишены сюжета, но выглядят ли они однообразно?
Разные цели художников: эксперименты с психологическим воздействием цветов и пятен, решение декоративных задач, зашифровка в абстракции сообщений мистического характера, передача собственного эмоционального состояния и т. д.
- Опишите, какие чувства они у вас вызывают.
Задание 1
Выбрать подписи к абстрактным черно-белым композициям
Анализ. Почему был сделан именно такой выбор
Задание 2
Придумать названия к абстрактным композициям
Задание 3
Нарисовать несколько абстрактных черно-белых композиций на любые темы.
Цвет
Цветовая таблица. Теплые и холодные цвета. Контрастные пары.
Предлагаю закрыть глаза и представить себя внутри полностью красной комнаты. В желтой. В синей. В зеленой. В фиолетовой..
- Что вы чувствовали? Как изменялись ваши ощущения в разных комнатах?
- В каких комнатах было весело, в каких грустно, в каких спокойно?
- В каких комнатах хотелось двигаться, действовать, а в каких спать, отдыхать, думать?
- Какие цвета были на вкус?
- Как какие музыкальные инструменты они звучали?
Теории о цвете Василия Кандинского. Его характеристики цвета:
Желтый - пронзительный, быстрый, энергичный, нахальный, наступающий, легкомысленный. Труба, фанфара.
Синий - чистота, бесконечность, покой. Светло-синий - флейта, темно-синий - орган.
Зеленый - пассивный, ленивый, «похожий на толстую, очень здоровую, неподвижно лежащую корову».
Красный - живой, подвижный, мощный, зрелый, страстный. Барабан.
Оранжевый - «похожий на человека, уверенного в своих силах». Церковный колокол.
Фиолетовый - потухший, болезненный, печальный.
- С какими характеристиками вы согласны, а с какими нет? Ваши ассоциации.
«Цветной слух». Эксперименты в этой области композитора Александра Скрябина.
Эксперименты в области литературы. Стихотворение Артюра Рембо:
«Гласные»
A- черный, белый - Е, И - красный, У - зеленый,
О - синий... Гласные, рождений ваших даты
Еще открою я... А - черный и мохнатый
Корсет жужжащих мух над грудою зловонной.
Е - белизна шатров и в хлопьях снежной ваты
Вершина, дрожь цветка, сверкание короны;
И - пурпур, кровь плевка, смех, гневом озаренный
Иль опьяненный покаяньем в час расплаты.
У - цикл, морской прибой с его зеленым соком,
Мир пастбищ, мир морщин, что на челе высоком
Алхимией запечатлен в тиши ночей.
О - первозданный Горн, пронзительный и странный.
Безмолвье, где миры, и ангелы, и страны,
- Омега, синий луч и свет Ее Очей.
Эксперимент 2
Развитие воображения. Восприятия абстрактных фигур, как живых существ со своим характером и желаниями.
Пример с композицией Эль Лисицкого
Двигаем вырезанные разноцветные фигуры и анализируем, как меняются взаимоотношения между ними.
Задание 4
Сделайте свой психологический автопортрет, применяя все знания, полученные сегодня:
- выбор формата
- доминирующие формы
- взаимодействие форм друг с другом
-контраст или гармония
- связь формы и цвета, усиление или смягчение свойств
Автопортреты
Несколько девочек захотели вместо автопортрета изобразить дискотеку-абстракцию.
Между сюжетом и чистой формой. Полуфигуративное изображение
Превращение абстракции в сюжет.
Анализ полуфигуративных изображений, например, картин американской художницы Джорджии О’Киф.
- Опишите, абстракции, которые лежат в основе этих картин.
- Какие чувства вызывает картина с изображением улицы? Что именно вызывает такие эмоции?(вытянутый формат, перевернутый треугольник, рассекающий плоскость, тусклые, мертвенные цвета, контраст тонов).
- А как бы мы изобразили городское одиночество? Грустным выражением лица у персонажа?
Эксперимент 3
Анализ работ Рауля Дюфи. Метод: конструкция из абстрактных пятен, сверху легкими линиями нарисован сюжет.
- Мы можем попробовать сделать что-то наподобие. Я заготовила три абстрактных основы, какие сюжеты мы могли бы сюда вписать?
Задание 5
Попробуйте теперь самостоятельно превратить абстракцию в сюжет. Делая коллаж из абстрактных пятен, вспомните все, что мы изучили на занятии про психологическое воздействие форм и цветов. Сюжет наметьте линиями в последний момент, он должен удвоить эмоциональное воздействие вашей работы.
Предыдущие уроки в Новооскольской девичьей колонии:
http://soglyadatay.livejournal.com/159593.html http://soglyadatay.livejournal.com/154348.html Подборку материалов про про проект "Урок рисования" смотрите в блоге по тегам "колония", "урок рисования".