24-26 июня в Центре современной культуры "Смена" (Казань) мы с художницами Микаэлой, Мариной Винник и Екатериной Авдошиной провели «
Фем-уикенд» (при содействии фонда Розы Люксембруг). Организовали презентацию нашего
каталога-словаря, перформансы ("Креольский центр" (Алматы), Татьяна Доспехова, Марина Симакова), мастер-класс по графической новелле (Янка Сметанина) и образовательную программу (лекции Эллы Россман, Татьяны Дадаевой (Саранск), Лейлы Алмазовой).
Честно сказать, я не ожидала большого стечения людей, но публики было довольно много, интерес к теме явно есть. На фото - организаторы и участницы.
Публикации: ресурс "ОНА"
http://ona.org.ru/post/147810673173/fem-weekend Казанский ресурс с неровным материалом и зажигательными комментариями:
http://7kazan.prokazan.ru/ls/view/2362 По следам моей лекции на ресурсе "Эксперт. Татарстан" вышла довольно
подробная статья, в которой все хорошо, кроме приписываемой мне цитате: "«Женское тело - не данность, которую нужно вменять в угоду патриархата, не кусок мяса, на которое бросаются мужчины». Почему бы я так никогда не сказала? Во-первых, потому я вообще не использую такие обороты (тут мужчины бросаются на женщин, как какие-то собаки), во-вторых, сама фраза не совсем грамотная - что значит "данность, которую нужно вменять?" Все остальное в тексте корректно, лекцию я делала по статье Джудит Барри и Сэнди Флиттерман-Льюис (1980).
Феминизм + искусство = революция?
Эксперт Татарстан 27 Июня 2016, 14:36
В субботу, 25 июня, в ЦСК «Смена» состоялась лекция Ильмиры Болотян «Феминистские стратегии в искусстве». Данная лекция была включена в программу «Фем-уикенда», прошедшего в Казани с 24 - по 26 июня.
Выпускница Института современного искусства «База» (2011-2013) и «Свободных мастерских» (2014-2015), художник, кандидат филологических наук (г. Москва) в рамках лектория рассказала слушателям о разделении современного женского искусства на четыре обширные культурные категории, и о том, как оно дополняется новыми стратегиями и находит своё отражение в массовой культуре. Лекция основывается на известной статье Джудит Барри и Сэнди Флиттерман-Льюис (1980) о стратегиях в американском феминистском искусстве.
Ф- феминизм, С- стратегии, И - искусство
Во вступлении Ильмира пояснила:
«Сегодня речь пойдет об американском и европейском феминистском искусстве 70-х годов. Феминизм - явление неоднозначное, и когда мы говорим о нем, важно понимать, о каком именно феминизме пойдет речь. Сейчас принято говорить «феминизмы», потому что они разные».
Также художница отметила, что если на Западе существовало три волны феминизма, то в России, как принято считать, их было всего две.
«Прежде чем углубляться в изучение темы феминистские стратегии в искусстве, необходимо знать, что такое феминизм вообще, ознакомиться с многочисленными видами феминизма. Теоретические и практические концепции авторов-феминисток оказали влияние на гуманитарные науки, современное искусство, активистское движение».
Как пояснила сама лектор, феминизм - явление в первую очередь общественно-политическое, философское. Главная идея феминизма - все люди равноценны и имеют равные права, что идет вразрез с принципами патриархата как системы неравенств, предполагающей превосходство одной группы населения над другой по половому признаку, мужчина в её рамках - «существо привилегированное».
Феминизм в искусстве
По словам Ильмиры Болотян, исследователи разделяли феминистское искусство на два типа - эссенциалистское и концептуальное искусство.
Эссенциалисткое искусство
Данный тип искусства составляет первую стратегию, основанную на вере в некую женскую сущность, - общую для всех и присущую женщинам от рождения изначально. Эта стратегия направлена на то, чтобы запустить процесс идентификации, для того, чтобы женщины осознали ценность собственной «женскости», материнство - как основу женской креативности, ценность матриархального культурного наследия. Главные принципы первой стратегии - взаимная поддержка и солидарность.
Эксперт подчеркнула, что стратегия под № 1 в феминистском искусстве имеет конкретную цель : повысить женскую самооценку, акцентируя ценность женского опыта и женских телесных функций, добиться получения удовлетворения от самого факта, что ты - женщина в патриархальной культуре.
Вторая стратегия рассматривает женское искусство как форму субкультурного сопротивления: женщинам приписывается врожденная креативность, нераспознанная господствующей «мужской» культурой. Цель стратегии - вернуть ремесленное прикладное, декоративно-прикладное искусство в область основного искусства, реконструировать скрытую историю женского производительного труда.
Третья стратегия женского искусства возникает как аспект изоляционизма(тип политического поведения, направленный на ограничение политическим субъектом связей и отношений с другими субъектам, - прим.).Господствующий культурный порядок рассматривается в качестве «монолитной конструкции», в которой женская культурная активность либо подавлена, либо находится полностью за её пределами.
Третья стратегия делится на группы, из которых первая группа - это художники, не идентифицирующие себя внутри сферы искусства, а вторая - женщины, отрекающиеся от своего пола, нефеминистски, не рассматривающие себя как художниц, вовлеченных в феминистскую борьбу.
Концептуальное искусство
Четвертая стратегия - художественная деятельность, которая использует существующие социальные противоречия для достижения продуктивных целей. Таким образом, на первый план выходят проблемы, связанные с репрезентацией женщин (как женщину понимают, как её определяют социальные условия), под вопрос ставятся абсолютные и конкретные категории в определении женщин. Цель стратегии - сломать представления о женщинах, считающиеся традиционными и естественными, «вынести на свет» как социальную конструкцию женского, так и психоаналитическое конструирование различия полов.
В ходе лекции, Ильмира Болотян подчеркнула, что даже эти два типа феминистского искусства имеют между собой различия: эссенциалистский тип - это женское искусство в обществе, где господствуют мужчины, а концептуальное - это искусство, работающее против общества, где господствуют мужчины.
«Женщина - не кусок мяса»
Также существуют и феминистсие стратегии в масс-медиа. Одной их них является боди-позитив - стратегия «некритического отношения к телу». Она направлена на принятие собственного тела и разрушение негативных стереотипов общества по отношению к людям, чья внешность отличается от общепринятого стандарта.
Цель стратегии - вернуть женщинам и комплексующим из-за своей внешности людям право распоряжаться свои телом и выглядеть таким образом, как им прежде всего удобно. Происходит акцентирование табуированных проявлений тела, разрушение принятого в медиа стандартного «товарного вида» женщины.
«Женское тело - не данность, которую нужно вменять в угоду патриархата, не кусок мяса, на которое бросаются мужчины».
В феминистких стратегиях масс медиа имеют место стратегии активизма, киберфеминизма, ЛГБТ активизма, квир-стратегии.
Затрагивая тему феминистской истории искусства, Ильмира пояснила:
«Часто задают вопрос о том, чем же является данная история искусства - альтернативой или дополнением? А, может, это и вовсе - революция? Феминистская критика подробно обсуждала материальные препятствия, ограничивающие возможности женщин стать художницами. Исключение женщин из искусства никогда не было абсолютным. Всегда существовали женщины-художницы, хотя их часто не вписывали в историю искусства. Ответом же на вопрос послужит высказывание Мишель Баррет, которая считает, что феминизм основывается на одинаковых политических интересах, а не на общем женском опыте. Феминизм в истории искусства - это не альтернатива или дополнение, и даже не революция, это нормальная его составляющая».
В конце лекции Ильмира Болотян подвела итог: различные типы феминизма в искусстве сыграли свою роль, стратегии, имеющие свои цели, обрели верных последователей.
Феминистские стратегии в искусстве направлены на то, чтобы снять разделение художественной деятельности на «высокую» и «низкую», или, как говорила Мишель Баррет, нужно считать феминистским любое искусство, которое создают женщины, даже если они отрицают феминистские взгляды или никогда не слышали о них.
Автор - Карина Карманова