Цена халатности

Jun 28, 2007 08:20

Военная история полна случаев вопиющей расхлябанности, самоуверенности и безответственности, приведших к трагическим последствиям... В том числе и военно-морская история. Из недавних событий можно вспомнить выключенную систему ПВО на корвете "Ханит" - четыре человека погибли, и чуть было не был потерян корабль.
Событие, произошедшее 19 ноября 1941 года, видимо, является самым впечатляющим в этом ряду. "Видимо" - поскольку последствия были столь трагичны, что выяснить детали произошедшего так и не удалось.

Осенью 1941 в Индийском океане было неспокойно - нацистские подводные лодки и рейдеры, замаскированные под обычных "купцов", топили или захватывали английские, австралийские и американские суда. Торговый флот был вынужден постоянно использовать охрану из боевых кораблей.
Лёгкий крейсер австралийского ВМФ "Сидней" как раз закончил проводку каравана и возвращался на базу, когда ему встретилось судно под голландским флагом. В ответ на запросы прожектором и флажные сигналы, были переданы опознавательные данные транспорта "Страат Маллака", чему соответстовало и название на его борту. Впрочем, "голландец" несколько раз просил повторить вопросы, поменял курс и начал уходить полным ходом, а потом вдруг остановил машину. На "Сиднее" решили провести досмотр.
Я думаю все читатели уже поняли, что встречный корабль вовсе не был "Страат Маллака"... На деле это был нацистский рейдер "Корморан" - так называемый "вспомогательный крейсер", то есть бывшее судно торгового флота, переоборудованное для сопровождения караванов или для нападения на чужие транспорты - "рейдерства". Используемые для такой цели вспомогательные крейсера гримировали, как в этом случае, под безобидных "купцов", скрывая их довольно мощное вооружение.
Но и торпедные аппараты и артиллерия (по три 6-дюймовых орудия по каждому борту) не делали "Корморан" ровней настоящему боевому кораблю - бронированному, и значительно превосходящему рейдера по огневой мощи. В открытом бою у нацистов не было шансов. Уйти от лёгкого крейсера тоже было невозможно - максимальная скорость "Сиднея" была значительно выше.
Поэтому капитану "Корморана" не оставалось ничего кроме как хитрить, пытаясь заманить австралийцев в ловушку. И это случилось! "Сидней" подошёл на расстояние около километра к подозрительному кораблю... Голландский флаг скользнул с мачты, сменённый свастикой "Кригсмарин", через считанные секунды раздался залп.
Промахнуться с такой дистанции невозможно, и последствия попаданий 6-дюймовых снарядов были катастрофичными для "Сиднея". Тут же "Корморан" выпустил торпеды, и открыл огонь по палубе крейсера из мелкоколиберных орудий. Австралийцы сумели всё же открыть ответный огонь - на "Корморане" начался пожар. Поэтому ни о каком преследовании уползающего из-под огня искалеченного крейсера не могло быть и речи. Вскоре горящий "Сидней" исчез из виду.
Пожар на рейдере потушить не удалось. Бой был вечером, всё ночь экипаж боролся за спасение корабля, но на следующее утро огонь начал подбираться к находившимся в трюме "Корморана" минам. Корабль был оставлен. Около 70 моряков с рейдера погибли, примерно триста попали в плен.
Никто и никогда не видел больше лёгкий крейсер "Сидней" либо кого-либо из 645 человек его команды. Скорее всего, на крейсере взорвался боезапас... Поэтому все события боя известны лишь со слов членов экипажа рейдера. Существуют теории конспирации, обвиняющие в гибели "Сиднея" Японию, но скорее всего верна именно официальная версия...

Несмотря на потопление "Сиднея" очевидно, что у переоборудованных коммерческих кораблей не было шансов в бою против сколько-нибудь разумно действующего настоящего военного корабля. Это и было одной из причин постепенного отказа Германии от тактики использования "вспомогательных крейсеров" в качестве рейдеров.

война против Зла, а это страница морская

Previous post Next post
Up