Сравнение акыды саляфов и акыды саляфитов

Oct 26, 2013 10:09

Как мы знаем, шейхи ваххабитов/псевдосалафитов громче всех кричат о том, что их акыда - это акыда саляфу салих/праведных предшественников. Посмотрим так ли это на самом деле сравнивая слова ученых саляфов и халяфов со словами шейхов ваххабитов.

Один из самых авторитетных муфассиров Уммы, имам-саляф Ибн Джарир ат-Табари (224-310 х/839-923 м) комментируя слова Всевышнего: «затем истава к небу» (2:29) приводит диспут, в котором оппонент пытается опровергнуть толкование истава как «улюв»/возвышенность тем, что мол из этого в обязательном порядке вытекает, что Аллах был внизу, а затем поднялся. Это из-за того, что оппонент понимал «улюв» только лишь в буквальном смыле, как передвижение. Отвечая ему имам ат-Табари говорит:

قـيـل له: فكذلك فقل: علا علـيها علوّ ملك وسلطان لا علوّ انتقال وزوال

«Тогда ему (оппоненту) скажут: так и ты скажи: возвысился над ним возвышением власти и могущества, а не возвышением перемещения и отдаления».

[«Джами` аль-байан фи тафсир аль-Куръан», 1/428-430]

Комментируя эти слова имама ат-Табари, шейх ваххабитов Абдуллах аль-Гунайман сказал:

قوله "فقل علا عليها علو ملك وسلطان لا علو انتقال وزوال" هو من جنس كلام أهل البدع ، فلا ينبغي ، وهو خلاف الظاهر من النصوص بل هو من التأويل الباطل

«Слова ат-Табари: «скажи: возвысился над ним возвышением власти и могущества, а не возвышением перемещения и отдаления» - это один из видов каляма приверженцев нововведений, и это не следует делать, (поскольку) это противоречить явному смыслу текстов, напротив это ложный таъвиль».

[«Шарх китаб ат-Таухид мин Сахих аль-Бухари», 1/360]

Хафиз аль-Байхаки (384-458 х/994-1066 м) в книге «Сунан аль-Кубра» передал от имама, хафиза Абу Мухаммада Ахмада аль-Музани (270-356 гг. х):

( أخبرنا ) أبو عبد الله الحافظ قال سمعت أبا محمد أحمد بن عبد الله المزني يقول : حديث النزول قد ثبت ، عن رسول الله - صلى الله عليه وسلم - من وجوه صحيحة ، وورد في التنزيل ما يصدقه وهو قوله تعالى : ( وجاء ربك والملك صفا صفا ) والنزول والمجيء صفتان منفيتان عن الله تعالى من طريق الحركة ، والانتقال من حال إلى حال ، بل هما صفتان من صفات الله تعالى بلا تشبيه ، جل الله تعالى عما تقول المعطلة لصفاته والمشبهة بها علوا كبيرا

«Нам рассказал Абу Абдуллах аль-Хафиз (аль-Хаким), он сказал: я слышал Абу Мухаммад Ахмад ибн Абдулла аль-Музани говорил: «Хадисы о нисхождении установлены от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) с достоверных сторон (риваятов). И передается о нисхождении то, что подтверждает это, а это слово Всевышнего Аллаха «и твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами». "Нисхождение" и "приход" это два сифата не присущие Всевышнему Аллаху как движение и переход с одного состояния в другое. Напротив, это два сифата из сифатов Аллаха без уподобления (ташбиха). Всевышний Аллах на много возвышен от того, что говорят "муаттыли" и "мушаббиха" о Его сифатах».

[Абу Бакр аль-Байхаки, «Сунан аль-Кубра», 3/3]

А теперь посмотрите, как комментирует эти слова ученого-саляфа Ахмада аль-Музани муфтий ваххабитов Ибн Баз.

Шейх ваххабитов, бывший муфтий Саудовской Аравии Абдулазиз ибн Баз сказал по поводу этих слов имама Абу Мухаммада аль-Музани, где он отрицает, что «нисхождение» и «приход» это движение и переход с одного состояния в другое:

ولا شك أن هذا القول باطل مخالف لما عليه أهل السنة والجماعة

«Нет сомнения, что эти слова несостоятельны (батыль) и противоречат тому, на чем Ахли Сунна валь-Джама’а».

[«Маджмуъ фатава ва макалят мутанаввиа ли шейх ибн Баз», 5/54]

Шафиитский ученый хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773-852 х/1372-1449 м) говоря о хадисе «нузуль» упоминает убеждения саляфов и халяфов по этому поводу:

فمعتقَدُ سلفِ الأئمة وعلماءِ السنة مِن الخلف أنَّ اللهَ منزهٌ عن الحركة والتحوُّل والحلول

«То, в отношении чего были убеждены имамы саляфов и ученые сунны из халяфов это то, что Аллах пречист от движения, перемещения и слияния».

[Ибн Хаджар: Фатхуль Бари: 8/505; Рияд: Дару Тайба: 1426/2005]

Посмотрите как комментирует эти слова хафиза аль-Аскаляни, Абдуррахман аль-Баррак.

Шейх ваххабитов Абдуррахман ибн Насыр аль-Баррак в своих примечаниях к «Фатхуль Бари» так прокомментировал слова Ибн Хаджара аль-Аскаляни:

أهل السنة متفقون على إثبات ما هو من جنس الحركة كالمجيء، والنزول، والدنو، والصعود، مما جاء في الكتاب والسنة

«Ахлю Сунна единогласна в утверждении тех (атрибутов) которые являются из вида "движения" - как приход, спускание, приближение и восхождение - из того, что пришло в Коране и Сунне».

[«Фатхуль Бари би шарх Сахих аль-Бухари» с примечаниями Абдуррахмана аль-Баррака, 8/505; «Тааликат шейх аль-Баррак аля мухалифат аль-акыдати фи Фатхуль Бари»]

И отдельно приведем слова Мухаммада ибн Салиха аль-Усаймина.

Один из самых авторитетных шейхов ваххабитов Ибн Усаймин сказал:

وهذه النصوص في إثبات الفعل، والمجيء، والاستواء، والنزول إلى السماء الدنيا إن كانت تستلزم الحركة لله فالحركة له حق ثابت بمقتضى هذه النصوص ولازمها،

«Если из ясных текстов в утверждении действий, прихода, истава, нисхождения на небеса дуньи вытекает движение Всевышнего, то движение в отношении Него является утвержденной истинной согласно этим текстам и вытекающему из них».

[«Изаляту саттар ан джаваби аль-мухтар ли хидаяти аль-мухтар», стр. 32; «Маджму Фатава ва расаиль Ибн Усаймин», 3/49]

Далее приведем отдельные цитаты ученых Ахлю Сунна из саляфов и халяфов по поводу описания Аллаха движением.

Известный мухаддис из числа саляфов Абу Хатим Ибн Хиббан (270-354 х/883-965 м) говорит, что в нузуле Аллаха нет ни движения, ни изменения места:

كذلك ينزِل بلا آلةٍ , ولا تحرُّكٍ , ولا انتقالٍ مِن مكانٍ إلى مكانٍ

«Также нисходит не с (помощью) чего-либо, ни движением и без перехода с одного места на другое».

[Ибн Хиббан: Сахих Ибни Хиббан: 3/201; Бейрут: Муассасатур Рисаля: 1414/1993]

Имам Ахлю Сунны Абуль Хасан Аль Ашъари (260-324 х/874-936 м), рахимахуЛлах, в своей книге «Рисалятун иля Ахлис Сагър» написанной, как ответ на вопросы ученых Бабуль Абваба (современный Дербент), и в которой представлены мнения саляфов, говорит:

وأجمَعوا على أنّه عز وجل يجيءُ يومَ القيامة والملك صفاً صفاً لعرْض الأُمَم وحسابِها وعقابِها وثوابِها ، فيغفِر لمن يشاء مِن المُذنِبين ، ويعذِّب منهم مَن يشاء كما قال
وليس مجيئُه حركةً ولا زوالاً ، وإنما يكون المجيء حركةً وزوالاً إذا كان الجائي جسماً أو جَوْهراً ، فإذا ثبَت أنّه عز وجل ليس بجسمٍ ولا جَوْهر لم يجِب أنْ يكونَ مجيئُه نُقلةً أو حرَكةً
ألا ترى أنّهم لا يريدون بقولهم : "جاءتْ زيداً الحُمّى " أنها تنقّلت إليه ، أو تحرّكت مِن مكان كانت فيه إذ لم تكن جسماً ولا جوهراً ، وإنما مجيئها إليه وجودها به
وأنه عز وجل ينزِل إلى السّماء الدّنيا كما روي عن النبي صلى الله عليه وسلم ، وليس نزوله نُقلة ، لأنه ليس بجِسم ولا جَوْهر , وقد نزَّل الوحيَ عند مَن خالفَنا

«(Саляфы) единогласно сошлись в том, что Аллах, азза ва джалля, придет в Судный день, и ангелы (придут) рядами, для расчета людей, их наказания или награды, прощения тем кому пожелает из грешников, и наказания кого пожелает, как Он сказал.

И не означает Его приход движение/харакат или передвижение. Приход бывает движением и передвижением если приходящий является телом или же материей, а когда установлено, что Он, азза ва джалля, не является телом и материей, то не обязательно, чтоб приход Его был переходом и движением.

Разве ты не видишь, что они (арабы) не имеют в виду словами «пришел жар на Зейда», что он (жар) перешел (с одного места) к нему или, что он (жар) передвинулся с места, в котором он был, так как он (жар) не является телом и материей и поистине приход его (жара) это присутствие его (жара) в нем (Зейде).

И поистине Он, азза ва джалля, нисходит на ближайшее небо, как это поведал нам Пророк, салля Ллаху аляйхи ва саллям, и нисхождение Его, не является перемещением, потому что Он не тело и не материя. По мнению наших оппонентов, Он спускает вахью (наззаля)».

[Абуль Хасан Аль Ашари: Рисалятун иля Ахлис Сагър: 227-229; Медина: Мактабатуль Улюми валь Хикам: 1422/2002]

Маликитский ученый Абу Умар Ибн Абдиль Барр (368-463 х/978-1071 м) в книге «Аль Истизкар» перечисляя мнения по поводу хадиса о «нузуль» говорит:

وقد قالتْ فِرقةٌ منتسبةٌ إلى السنة : إنه ينزِل بذاته ، وهذا قولٌ مهجورٌ , لأنه تعالى ذكْرُه ليس بمحَلٍّ للحرَكاتِ ولا فيه شيءٌ مِن علاماتِ المخلوقاتِ

«И сказала одна группа, которая относит (приписывает) себя к суннитам, что Всевышний нисходит (Сам) сущностью своей. Эти слова отвергаемые, так как Всевышнему Аллаху не присуще движение, и нет у Него ничего из того, что присуще сотворенному».

Источник: Ибн Абдиль Барр: Аль Истизкар: 8/153
Каир: 1414/1993

Шафиитский ученый Имадуддин Ибн Касир (701-774 х/1302-1373 м) в своей книге «Аль Бидая ван Нихая» говорит:

روى البيهقي عن الحاكم عن أبي عمرو بن السماك عن حنبل عن أحمد بن حنبل تأول قول الله تعالى {وجاء ربك} أنه جاء ثوابه , ثم قال البيهقي : وهذا إسناد لا غبار عليه

«Передал Аль Байхакъи от Аль Хакима, от Абу Амра Ибн Ас Симмака, от Ханбаля (Ибн Исхака Аш Шайбани, двоюродный брат Ахмада Ибн Ханбаля), от Ахмада Ибн Ханбаля таъвиль к словам Всевышнего Аллаха: «И придёт твой Господь», т.е. «придет его вознаграждение (саваб)».

Аль Байхакъи сказал: «Этот иснад - нет и пылинки на нем».

[Ибн Касир: Аль Бидая ван Нихая: 1616; Байтуль Афкарид Даулийя]

Подробнее читайте по ссылке: Можно ли описывать Аллаха движением?

Возникает вопрос: Кто же эти саляфы и Ахлю Сунна о которых твердят ваххабиты и их шейхи за которыми как они утверждают они следуют? На наглядном примере мы видим, что ученые Ахлю Сунна как саляфы так и халяфы единогласно отвергают от Аллаха качество движения и перехода из места на место, но шейхи ваххабитов почему то с этим не согласны.

Мы сами ответим на этот вопрос. Саляфами/предшественниками шейхов ваххабитов в этих вопросах являются древние исчезнувшие секты уподоблявшие Аллаха творениям из числа крайних шиитов/рафидитов. Именно они допускали, что Аллаха можно описывать движением и переходом с места на место. А также иудеи, которые уподобили Аллаха человеку.

Шафиитский ученый, имам Абдуль-Кахир аль-Багдади (ум. 429 х/1037 м) в своей книге «Аль Фаркъ Байналь Фиракъ» говорит:

وأجمَعوا على نفي الآفاتِ والغُموم والآلام واللّذات عنه , وعلى نفيِ الحَرَكة والسُّكون عنه خلافَ قولِ الهِشامِيّة مِن الرّافضة في قولها بجواز الحركة عليه

«Единогласны ученые Ахли Сунны относительно (абсолютного) отрицания подверженности Всевышнего Аллаха недугам, печали, боли, наслаждению и тому подобному. А также высказали единое мнение относительно отрицания (в отношении Аллаха) движения/аль-харакя и покоя/ас-сукун.

Это являет собой противоположность мнению группы "Аль Хишамия" из числа рафидитов, которое заключается в допустимости утверждения, что Всевышний Аллах может характеризоваться движением».

[Абдуль Къахир Аль Багъдади: Аль Фаркъ Байналь Фиракъ: 333; Каир: Матбаатуль Мадани]

Великий муфассир, шафиитский факых, муджаддид 6-го столетия хиджры, имам мутакаллимов Фахруддин ар-Рази (544-606 х/1150-1210 м) в своей книге написанной о разных группах пишет:

الخامسة الحوارية أصحاب داود الحواري وهو يثبت الأعضاء والحركة والسكون والسعي لله تعالى وكان يقول سلوني عن شرح سائر أعضائه تعالى ما عدا شرح فرجه ولحيته

Пятая группа - Хавария - последователи Давуда аль-Хавари. Он утверждал, органы/части, движение, покой и бег в отношении Аллаха, и он говорил: «Вы спрашивайте меня о разъяснении остальных Его частей кроме разъяснения полового органа и бороды».

[Фахруддин ар-Рази, «Иътикадат Фаркиль Муслимин валь Мушрикин», стр. 63-67]

Один из больших муфассиров Абу Абдуллах Аль Къуртуби (600-671 х/1204-1274 м) в толковании 24-го аята Суры Аль Маида говорит:

ثم جهِلوا صفةَ الرَّبِ تبارك وتعالى فقالوا { فَاذْهَبْ أَنْتَ وَرَبُّكَ } , وصَفوه بالذَّهاب والانتقالِ ، والله متعالٍ عن ذلك . وهذا يدلُّ على أنهم كانوا مشبِّهةً ؛ وهو معنى قولِ الحسن ؛ لأنه قال : هو كفرٌ منهم بالله

«Затем они (потомки Исраиля) проявили невежество в отношении сифата Господа, табарака ва таъаля, и сказали: «Ступай же ты и твой Господь» (5/24). Они описали Его уходом и перемещением, а Аллах превыше этого.

Это указывает на то, что они (иудеи) были мушаббихами. И это является смыслом слов Аль Хасана, потому что он сказал: Это является куфром/неверием от них в отношении Аллаха».

[Аль Къуртуби: Аль Джами ли Ахкамиль Къуран: 7/399; Бейрут: Ар Рисаля: 1427/2007]

Итог: Ваххабиты не являются последователями саляфов и их утверждения об этом - ложь и фальш.

акыда, салафы, ваххабиты

Previous post Next post
Up