Учитель рисования

Jun 04, 2017 21:31



~~~~

В крупном областном центре на волге N, есть школа M. Во время моего обучения, в ней работал учитель X и учился паренек Y...

Хм, знаете, я запутаюсь в этих хитросплетениях буквенных обозначений, поэтому черт с ней, в смысле, с таинственностью и загадочностью, будем проще...

Так вот. Я был неплохим учеником. Руку на каждом уроке не тянул, конечно... Мне не очень хотелось казаться выскочкой и зазнайкой, мечталось о славе раздолбая-плохиша, что в "смутное время" (90-е года) было довольно обычным делом. В общем, обычный среднестатический ученик обычной среднестатической школы в обычном среднестатическом городе, мда.

Первое знакомство с этим учителем не было особенным... Учил он, кстати, рисованию. То есть, история произошла классе в 5-ом.

Примечательно, что так поздно, ну, 5-ый класс это уже взросленькие детки и рисование преподавать было, в принципе, не обязательно. Так считали мои родители, а, значит, так считал и я.
Что мы можем в возрасте пятиклашки, кроме как ретранслировать мнение своих родителей и близких? Ладно, это другой разговор...

Мне думается, что руководящий состав школы, тоже с удовольствием поменял бы рисование на какое-нибудь черчение, но "смутное время" в глубинке нашей страны было действительно, кхм, странное и нехватка кадров заставляло действовать... "по возможностям"

Но, все, что не делается - делается к лучшему. И, однажды, банальный урок дурацкого рисования натюрмортов и какой-то еще фигни превратился в урок жизни. Правда, только для мужчин.

Здесь, введем в историю, упомянутого ранее паренька. Знаете, такой, типичный "елеелетроечник", которого переводят из класса в класс... потому что так надо. А как же иначе?

Очевидно, что его родители, как и мои родители, как и все прочие родители считали дурацкое рисование горшочков, ваз и яблок с апельсинами пустой тратой времени. Но, если в моем случае неодобрение выражалось исключительно "кислой миной" на мордочке и скучающими зевками, то у него гормоны брали свое, заставляя выделяться среди нас (мальчиков) для очаровывания их (девочек).

Поэтому его дневник пестрил записями о плохом поведении, постоянных прогулах, ну и тд. Все учились в школах и такой типаж тинейджера хорошо нам знаком.

И кто бы мог подумать, что именно на уроке рисования, с нами, мальчиками 5-ого класса произойдет эта история.

Время, после звонка на урок мы проводим по-разному, кто-то терпеливо дожидается учителя, кто-то веселится, перекидываясь записочками, самолетиками, девочки обычно хихикают о чем-то своем, прикрыв ладошками губы.

Всегда интересовало, кстати, над чем они посмеиваются...

Этот день ничем не отличался... Прозвенел звонок, началась возня маленьких человечков, щелканье пеналов, шелест листочков и прочее, прочее, прочее...

Наш герой, в очередной раз решив показать себя, ждал. Ждал, пока откроется дверь и в класс войдет учитель. Дождался. И в момент его приветственных слов ("здравствуйте, класс") громко и четко засвистел.

Все засмеялись. А что тут такого? Обычная среднестатическая шалость маленького сорванца на уроке. Учитель не смеялся.

Он молча прошел за свой стол, сел и долго смотрел на сидящих перед ним учеников. Смешки затихали. Никто из нас, таких крутых, таких взрослых, таких "плохих и отчаянных" мальчиков не выдерживал его спокойного взгляда.

Ничего не могу сказать о поведении девочек в те минуты. Казалось, что девочек в классе просто не существует и остались только мы. Упорно искавшие взрослости, подростки и он, уверенный в себе, невозмутимый учитель. Учитель рисования...

Не знаю сколько длилось это, растянувшееся на часы, ожидание начала урока. По крайней мере, я действительно ждал, когда он прекратит валять дурака и выдаст нам очередное глупое задание.

Шалость удалась, да? Значит, можно продолжать. Даже в Поттерриаде можно найти "летучие фразы".

Молчание затягивалось. Никто больше не смеялся, не покашливал, не сопел и, тем более, не свистел. Мы (мальчики), молча опустив голову, смотрели на свои руки, парты, карандаши.

- Кто свистел? - в полной тишине, совершенно неожиданно, как победа Трампа на недавних выборах, прозвучал вопрос. Учитель не повышал голос, он продолжал спокойно смотреть на класс, и каждому ученику, поднявшему от неожиданности голову, казалось, что он смотрит именно на него.

Конечно, ответом ему было молчание. Но пятиклассники - это дети и сами не осознавая что делаем, мы все посмотрели на того паренька, который и издал свист.

Мы посмотрели на него не с целью подставить, мне хочется в это верить... Мы посмотрели с ожиданием, что этот, самый "взрослый" парень признается.

Совершил поступок - признайся.

Нет. Вместо признания вины, был полный злобы вскрик ("вы чё на меня смотрите! Это не я!") и мы тут же отвернулись, осознав оплошность и понимая, что иначе есть реальная возможность получить "люлей" за подставу и предательство "своих".

Конечно, все эти мысли не приходили в мою голову в то время. Тогда я с совершенно необъяснимым чувством страха и вины перед учителем начал думать, что он подозревает меня.

- А я и свистеть-то не умею... - шепотом озвучил я свои сомнения соседу, сидящему сзади.
- Я тоже...

Тем временем, в классе снова воцарилось молчание. Молчание, нарушенное вышеописанной короткой сценкой.

Надо честно признать, что меня посещали малодушные мысли "сдать" этого свистуна. Конечно, не перед всеми, а так... после урока... где-нибудь, в районе учительской.

Думаю, такие мысли посещали и других ребят, но это нисколько не оправдывает того пятиклашку, выросшего в меня.

Пожалуй, именно после этой сценки, я понял, что рисовать мы не будем... Честно говоря, обрадовался.

Учитель ни одним словом или жестом не дал понять, что он заметил нашу перепалку. Его, раздражающее спокойствие и совершенное безучастие и было тем фактором, который заставлял чувствовать виноватым себя.

"Но я же не свистел! Я и свистеть-то не умею" повторял я, пытаясь успокоиться и заглушить чувство вины. Не помогало.

Так и продолжался наш урок рисования. Рисовать мы не рисовали, но урок запомнился. Время шло, оставляя позади минуты и секунды внутренней борьбы и переживаний. Вероятно, не у всех. Но чувствительные натуры были, есть и будут.

Переживать долгое время невозможно и учитель, понимая это, снова произнес несколько слов, которые не забываются до сих пор...

- Каждый из присутствующих здесь мужчин должен встать и сказать: "Даю слово Мужчины, что я не свистел."

Это было особенно страшно. Ты, еще вчера, еще десять минут назад, бывший обычным ребенком, не желающим делать уроки и вырывающим страничку с двойкой из дневника должен встать в полный рост и сказать слово... Нет, не так... Слово!

Я - Мужчина и Я даю слово Мужчины.

Никто не встал первым. Никто. Это воспоминание, когда показушная взрослость и показушная крутизна многих людей, на поверку оказывается всего лишь жалким бахвальством, до сих пор преследует меня.

Я не могу спокойно находиться рядом с людьми, которые лицемерно лижут задницы, высмеивая эти же задницы во время отсутствия их носителей.

Хм...

И пусть это не одно и то же. Вдаваться в подробности... совсем другая история.

Очередность нашего подъема из-за столов и повторения "Клятвы" учителя предстояло решить... школьному журналу.

В момент, когда это стало очевидно, стало еще более страшно. Так как, в силу сложившихся обстоятельств, моя фамилия начинается с буквы А... Второй буквой идет В...

То есть придумать фамилию, которая сдвинет мою с первой строчки журнала довольно проблематично. С этим, правда, может поспорить жительница другого городка на Волге и моя знакомая СоулМайКате...

Сложно объяснить природу этого страха. Еще более сложно объяснить, почему я был уверен, что после моей "Клятвы" учитель рассмеется и скажет, что-то вроде: "ха-ха, да это же был ты, я знаю..."

Очень хотелось увидеть, как ставший таким неприятным, журнал с нашими ФИО и оценками, разорвется на мелкие кусочки, сгорит, потеряется... Все, что угодно. Человек всегда оставляет место чудесам, не так ли? Даже если полностью понимает, что это самообман.

Но, мечтая о чудесах, я был уверен, что это произойдет и готовился к тому, что придется выслушивать от учителя. И... конечно же, так не произошло.

На ватных ногах, услышав фамилию... имя... отчество... я встал и...

- Хорошо, садитесь, К.....н Б....ч. Я Вас услышал и я Вам верю.

Я упал на свое место с дико бьющимся сердцем.

Назывались фамилии, вставали ученики, каждый произносил одни и те же слова. Честное слово, я не могу вспомнить ответов учителя, вероятнее всего он каждому отвечал также, как и мне. Не помню и не могу помнить, потому что был всецело поглощен своими мыслями и чувствами.

В числе других встал и "свистун", тоже поклялся, тоже выслушал ответ учителя и сел обратно на свое место.

Урок заканчивался. Самый необычный урок в моей жизни. Не самый сложный... не самый страшный, наверное... но, то, что самый необычный, это совершенно точно.

Выслушав наши клятвы, учитель, встал и пошел к выходу из класса, обернувшись, лишь у самой двери, чтобы сказать:

- Я, конечно, знаю, кто это сделал. И знаю, что нельзя требовать от детей мужества для публичного признания. Я буду ждать около учительской. Я...

И оборвав сам себя вышел, аккуратно прикрыв за собой дверь.

"Свистун", давший слово мужчины, не покидал класс.

~~~~~

Эта история ценна сама по себе (для меня). Но рассказана (написана) она была по другой причине, о которой я упомяну в следующих записях (не знаю, когда)

жизнь, линии

Previous post Next post
Up