вы конечно не подумайте что я какой нибудь там театрал, просто так сложилось что театральный фестиваль им. А.П. Чехова это всегда шанс увидеть “другой” театр, а часто именно то, что мне нравится. В этом году удалось посмотреть 5 спектаклей.
Хотелось бы об этом немного рассказать. И показать.
(кат у меня не работает, извините)
1. Филипп Жанти “Край земли”. Я почему-то пропустила его в программе и попала настолько случайно, что было понятно - это судьба. Пропустить нельзя было. Музыка, свет, звук, пение, танцы, куклы, точнее предметы, все эти простые составляющие вместе создают волшебство. На самом деле, нельзя объяснить то, что даже я сама с открытым ртом не могла с первого раза понять. Как люди появляются и исчезают прямо посреди сцены, одна героиня заменяет другую, сквозь пол вырастают цветы… Как потом все пространство сцены заполняется облаком из полиэтилена в котором тоже происходит действо (люди ходят как в тумане, не могут друг друга отыскать, а потом оказываются в разных оболочках). Как плывут неизвестным образом по сцене домики и падают снова в никуда. Как страстно танцует девушка в полупрозрачном легком платьице, вторя падающему листку. Тема - разлука и одиночество, ожидания и встречи и конечно отношения между близкими людьми. Простое бумажное письмо становится важным героем действия и, то превращается в гигантское оригами, то в падающую листву, то в бегающие рулончики.
Множество символов, которые прочитываешь интуитивно, примеряя на свой жизненный опыт.
2. Мари Шуинар “24 прелюдии Шопена. Хорал”. Я ждала увидеть очередной умопомрачительный хореографический опыт от крупной фигуры канадского современного танца. Я люблю современный танец. Я не говорю, что я что-то в этом понимаю, просто (как и с живописью) ориентируюсь на свои чувства. Здесь же я не почувствовала красоты и волшебства, не поняла идею и не уловила главную мысль. Вероятно хореография хороша, но по мне, например, хореография той же Пины Бауш намного более красивая, если так можно выразиться. Не настолько агрессивная и навязчивая. А, еще там все время издавали звуки, кряхтели и ахали, это было основной музыкальной темой, собственно. (Ах, я прочитала, что все это агрессивный феминизм в действии).
3. Пина Бауш “Мазурка Фого”. Этого дня я ждала как минимум полгода. Предыдущие гастроли труппы Пины Бауш (“Мойщик окон”) оставили неизгладимое впечатление у меня и моих друзей. И мы пришли. “Мазурка” сама по себе, как я поняла, является одним из серии “географических” спектаклей. Этот был о Лиссабоне. Конструкция оказалось абсолютно идентичной. Сольные танцевальные номера чередовались с монологами на хорошо поставленном русском (я каждый раз поражаюсь как тщательно они заучивают текст на незнакомом языке) и этюдами на тему жизни в жарком городе. Танцы, как я уже говорила выше, как обычно превосходны и чувственны. Я обожаю ее труппу, в ней много танцоров, каждый из которых является яркой личностью с собственным амплуа. И мне непонятны, честно говоря, тексты неких непонятных театроведов о том, что “боже какая скукота эта Пина Бауш единственная яркая особенность спектаклей которой страшные женщины”. Во-первых, это непрофессионально, во-вторых, все женщины очень хороши. Несмотря на то, что “Мазурка Фого” в некотором роде тоже самое, что и “Мойщик окон”, именно эти же эмоции мне и хотелось повторить и именно этого я ждала от Пины. И пиком радости конечно были плескания в воде..
4. Робер Лепаж “Обратная сторона луны”. Спектакль тоже можно назвать волшебным, хотя бы потому что исполнитель разных ролей один и тот же человек, он может быть одним героем, потом шагнуть в сторону и стать другим, и ему веришь. Нехитрые декорации видоизменяются и, с такой же простотой как сам Лепаж, заставляют зрителя поверить в их различное предназначение. Так стиральная машинка может быть иллюминатором ракеты или аквариумом, гладильная доска тренажером или креслом у врача. Тебя лично подкупает то, что речь идет о советских космонавтах, о теории Циолковского, о художественном проекте Леонова, немножко о России. Очень лирическая и волнующая постановка завершается опять же волшебным полетом человека в невесомости прямо над офисными креслами. Все предыдущее действо есть подготовка зрителя именно к этому финальному полету.
5. Цирк Элуаз “Дождь”. Жирная точка в конце фестивального марафона. Жирная, в плане накала страстей, эффектности зрелища и наполненности содержанием. Это в общем-то цирк. Все члены труппы умеют жонглировать, изгибаться и выполнять всяческие акробатические номера, кривляться, а также петь и танцевать. Возможно из-за этого у них что-то получается не так четко как у отечественных работников цирка, но видно как они сами тащутся от своей работы и как их энергия хлещет в зал. В прямом и переносном смысле. В конце на сцене льет дождь и брызги летят во все стороны. (Снова тема воды, надо заметить, как у Бауш. И снова здесь есть тема писем, как у Жанти).
И никогда я не видела такого чистого восторга зрителей, которые в финале долго и сильно аплодировали стоя, кричали и улюлюкали.
(эти мне очень на обручах понравились)
(что-то гомоэротическое)
(грустная лысая тетенька в конце)
В общем, стала я немного культурнее и прекраснее внутренне, я надеюсь.