![](http://s54.radikal.ru/i144/1002/22/ae54283be115.jpg)
Хочешь жить в мире - готовься к войне. Этот девиз, известный ещё в античные времена, был очень созвучен ощущениям средневековых жителей нынешней Беларуси. Находясь на стыке нескольких могущественных держав, они всё время находились под угрозой военного нападения. На востоке находилась Русь, ведущая борьбу с татаро-монголами, на западе и севере - Польша и Литва, находившиеся в расцвете своих сил, и враг мог появиться с любой стороны.
![](http://s004.radikal.ru/i208/1002/a6/7f917554ec4e.jpg)
Как готовится к войне город - понятно. Чтобы противостоять нападению или осаде, город старается задействовать все ресурсы и строит крепостные стены или замок. А как может приготовиться к нападению деревня? Денег мало, людей мало, строительного материала для сооружения серьёзных укреплений тоже мало.
![](http://i057.radikal.ru/1002/90/03fdb4a9c6b0.jpg)
В этих условиях и в этот неспокойный период возникают и распространяются церкви оборонного типа, по внешнему виду напоминающие небольшую крепость. Некоторые исследователи указывают на то, что появление таких церквей связано с введённым в конце XV века католической Литвой запретом на строительство православных церквей. Поэтому православные церкви, оказавшиеся вне закона, сразу строились в расчёте на предстоящую оборону, защиту святыни от посягательств иноверцев.
![](http://i068.radikal.ru/1002/fe/8177545d011a.jpg)
Внутри одной из передних башен.
Не исключая такой версии, выскажу своё предположение. Находясь на территории, постоянно оспариваемой крупными державами, люди испытывали потребность в защите, но не всегда обладали необходимыми ресурсами для строительства оборонительных укреплений. Самым крупной постройкой в поселениях тех времён зачастую была именно церковь, на неё расходовалось наибольшее количество строительных материалов. В таких условиях было разумно совместить строительство и церкви, и оборонительного сооружения. Впрочем, так же могли рассуждать и правители этих крупных держав, укрепляя свои границы наиболее экономически выгодным способом.
![](http://i079.radikal.ru/1002/7c/2138a38415b3.jpg)
В описанном подходе, насколько я могу судить, принципиальное отличие белорусских церквей от таких церквей-крепостей, как, например, собор Тартусской Богоматери, построенный крестоносцами в Тартусе в 1123 году. Он также имел крепкие стены с бойницами и башни, но являлся не самостоятельной фортификационной единицей, а внешним бастионом городских укреплений Тартуса. Белорусские же церкви являлись самостоятельными укреплениями.
![](http://s002.radikal.ru/i197/1002/86/cd696fc3aa81.jpg)
Под крышей храма. Видны бойницы и машикули. Под ногами - своды церкви.
Храмы-крепости того периода расположены не только на территории нынешней Беларуси. Церковь оборонительного плана имеется в Польше - Онуфриевская церковь в Посаде Работицкой, а также на Украине - Покровская церковь в Суткивцах.
![](http://s003.radikal.ru/i202/1002/c9/e0686c5d9921.jpg)
Крыша церкви.
Точная дата постройки церкви в Сынковичах неизвестна. Исследователи указывают дату от 1407 года до 1556. Вероятнее всего, церковь в нынешнем виде была построена действительно к середине XVI века, но либо на месте ранней церкви, либо путём её укрепления. В пользу этой версии говорят упоминания об этой церкви, относящиеся к XIV веку.
![](http://s003.radikal.ru/i201/1002/29/d7f897e3496a.jpg)
Что интересно, сторонники версии о постройке церкви в середине XVI века обосновывают своё мнение ссылкой на документы, по которым деньги на строительство церкви были выделены королевой Боной, женой польского короля Сигизмунда. Не очень понятно, как это соотносится с вышеизложенной теорией появления церквей-крепостей как ответа на запрет строительства православных храмов. Можно, конечно, предположить, что деньги выделялись на строительство католического храма, и были использованы коварными крестьянами на строительство православного храма-крепости. Но, в моём представлении, стоимость постройки любого храма - неважно, православного или католического - должна сильно отличаться от стоимости постройки небольшой крепости с мощными стенами.
![](http://s003.radikal.ru/i204/1002/d4/0cefe80c0d2d.jpg)
Храм Святого Архангела Михаила имеет высокие стены толщиной полтора метра. По верху в стенах сделаны бойницы и машикули. Покрыта церковь высокой двускатной крышей, но известны источники, в которых говорится о башнеобразном куполе в середине крыши, который был разобран в конце XIX века. Под полом церкви и под каждой из башен имелся склеп. Все эти детали говорят о том, что в средние века церковь вполне могла определённое время выдерживать осаду.
![](http://s004.radikal.ru/i207/1002/88/cf11d748102c.jpg)
Оформление входа в церковный двор.
В оформлении церкви наряду с традиционными приёмами, применявшимися в строительстве русских церквей, использованы и готические мотивы.
![](http://s002.radikal.ru/i197/1002/ec/9bfe7ca8f300.jpg)
После революции церковь оказалась на территории Польши и в 1926 году стала филиалом новициата иезуитской миссии в Альбертине (Слоним). После того, как Западная Белоруссия в результате Освободительного похода РККА стала советской территорией, церкви нашли достойное применение: использовали как склад. Вновь храм передали православной церкви ещё в советское время, в 1988-1990 годах. Сейчас это действующий православный храм. Беларусь предлагает ЮНЕСКО включить его в перечень Всемирного культурного наследия.
![](http://s002.radikal.ru/i199/1002/54/ac28f1b54e1d.jpg)
![](http://i073.radikal.ru/1002/50/92c5104fa74d.jpg)
![](http://s47.radikal.ru/i117/1002/e5/45a0e9e51da6.jpg)
![](http://i079.radikal.ru/1002/da/f1f35c861550.jpg)
![](http://s05.radikal.ru/i178/1002/36/14ff9469f581.jpg)
![](http://s006.radikal.ru/i215/1002/d3/aebc191f9bc4.jpg)
Как добраться
Из города Слоним мимо Сынковичей идёт пригородный автобус. На автовокзале советую узнать время отправления обратного автобуса, потому что ходят они редко, и другим способом вернуться в Слоним будет только автостоп. От автобусной остановки надо пройти в центр Сынковичей, повернуть направо, выйти из Сынковичей, увидеть храм и радостно пройти оставшиеся метров триста. Всего идти минут 15-20.
Храм действующий, поэтому плата за вход и осмотр не взимается, а на фотосъёмку внутри собора надо спрашивать благословения.