Алма-Ата от рассвета до заката

Mar 01, 2010 10:52


 
Алма-Ату вряд ли можно назвать очень интересным или привлекательным городом, во всяком случае, для обычного путешественника. От моего первого посещения Алма-Аты фотографий почти не осталось. Я тогда совершал одно из первых своих путешествий. Побывав на Алтае, я хотел проехать через всю Среднюю Азию. Не найдя в Алма-Ате ничего интересного, кроме кровососов-милиционеров, я поспешил дальше на запад, в сторону Узбекистана, решив, что тема Алма-Аты для меня исчерпана.

Однако через пять лет я снова оказался в Алма-Ате, на этот раз по работе. Волей-неволей мне пришлось провести там несколько дней, и у меня было время, чтобы повнимательнее рассмотреть этот город и кое-что сфотографировать.

Итак, Алма-Ата от рассвета до заката.



 
На рассвете. Пара видов на горы с одного из верхних этажей гостиницы, которая является одним из самых высоких зданий бывшей столицы Казахстана.


 
Посмотрев на Алма-Ату с помощью GoogleMap (ссылка внизу), можно увидеть, что центр города находится у подножия гор Заилийского Алатау, а остальной город растянулся в северном направлении, располагаясь на равнине.


 
Вот это вид из гостиницы на север. Впереди, метрах в семистах, виден небольшой парк 28 панфиловцев и Вознесенский собор. Кажется, что дальше город заканчивается, но на самом деле он ещё долго тянется. Просто многоэтажные дома сменяются невысокими строениями, а потом и частными домами, скрывающимися в тени деревьев.


 
Как многие города, стремительно разросшиеся в XX веке, Алма-Ата расчерчена прямыми улицами на правильные кварталы. Улицы очень зелёные, что существенно облегчает передвижение по ним в жаркие летние дни и ставит сложную задачу перед фотографом в любое время года: зачастую не видно ничего, кроме коридора из асфальта, толстых стволов, пышных ветвей и стен домов.



Казахский национальный педагогический университет имени Абая. Абай Кунанбаев - казахский поэт, живший во второй половине XIX века и считающийся основоположником казахской письменной литературы. Перед входом в университет установлен памятник Абаю.

Надпись на синем плакате гласит на казахском и русском языках: "Коллектив КазНПУ имени Абая всегда с Президентом!" Надпись на жёлтом, который за памятником Абаю: "Казахстан - только вперёд!"



Напротив университета - памятник Джамбулу (Жамбылу), другому казахскому поэту. Он родился всего на год позже Абая, в 1846 году, но прожил 99 лет и умер в 1945 году лауреатом сталинской премии второй степени. Если роль Абая в развитии казахской литературы общепризнана, то авторство стихов Джамбула находится под вопросом. По некоторым свидетельствам он не являлся автором многих из тех стихов, которые ему приписывались, и в последние годы жизни выполнял лишь роль символа советской казахской поэзии.

В советское время его именем называли улицы. Один из крупных казахских областных центров носил также имя Джамбул, но после развала Советского Союза он был переименован в Тараз. Область же по-прежнему носит наименование Джамбульской.


 
В центре города расположен парк 28 панфиловцев. Как известно, панфиловская дивизия была сформирована именно в Алма-Ате и отсюда направилась на фронт под Москву.


 
Надо сказать, что война сыграла серьёзную роль в развитии Алма-Аты. Сначала она, как и другие крупные города советской Средней Азии, приняла тяжёлое бремя по размещению эвакуируемых людей и предприятий, по обеспечению формирования и подготовки новых военных частей. Впоследствии, однако, это благотворно сказалось на развитии города, дав мощный толчок его развитию. Численность населения Алма-Аты сильно выросла, она стала центром текстильной и пищевой промышленности.


 
Вознесенский собор, заложенный в 1903 и построенный в 1907 году, является одним из старейших зданий Алма-Аты. Благодаря успешным технологическим решениям ему удалось пережить разрушительное землетрясение 1910 года, уничтожившее большую часть алмаатинских построек. Одна из местных легенд гласит, что в качестве основы, на которой был сооружён фундамент, были использованы мешки с песком. Перепроверить эту информацию пока не удалось. Зато опровергнуто мнение, что собор построен без единого гвоздя. Это, впрочем, не лишает его очарования.

Службы в нём продолжались до 1927 года, после чего использовался как музей. А колокольне была оказана великая честь быть первой радиомачтой Алма-Аты. В 1995 году собор был возвращён православной церкви и сейчас является действующим храмом.


 
Реклама - она двигатель торговли. От такой рекламы как не двинуться?


 
Часть улицы Жибек Жолы (Шёлковый Путь), находящейся в центре Алма-Аты, является пешеходной. Видимо, отсюда и сравнение с Арбатом. Это действительно живое место, где интересно понаблюдать за местной жизнью. Молодые пары, музыканты, художники, ремесленники, прогуливающиеся семьи, резвящиеся дети, просто проходящие по своим делам люди создают приятное движение, растворяющееся в зелёных коридорах других улиц.



Как я недавно узнал, улица Жибек Жолы, до революции носившая название Торговая, была первой в Алма-Ате улицей, замощённой камнем - это произошло в 1883 году.





 
Иногда кажется, что казахский язык очень похож на русский.














 
Ремесленник занят изготовлением статуэток, изображающих Золотого Воина - один из символов Казахстана. Подробнее я расскажу о нём ниже.














 
Вечер на центральной площади Алма-Аты - площади Республики. Здесь находятся здание правительства и резиденция президента, центральный государственный музей, а в центре площади располагается Монумент Независимости - крупный монумент, состоящий из нескольких элементов, из которых центральным является Золотой Человек (Алтын Адам), упомянутый мной выше символ Казахстана.



И вот снова Золотой Человек. Это условное наименование человека, останки которого были обнаружены командой археологов в 1970 году при раскопках кургана недалеко от Алма-Аты. На останках человека были золотые одежды, что и обусловило его название, а также большое количество золотых и серебряных предметов украшения и утвари. До настоящего времени не расшифрованы письмена, имевшиеся на серебряной чаше, а также не установлен пол человека. Несмотря на то, что на нём были боевые доспехи, есть признаки, указывающие на то, что это могла быть девушка.

В чём историки не сомневаются, это в принадлежности воина к сакам - ираноязычным кочевым и полукочевым племенам существовавшим с первого тысячелетия до нашей эры до первых веков нашей эры. Сакские женщины могли пользоваться равными правами с мужчинами и даже возглавлять свой род.

В данном случае фигура изображает сакского вождя, стоящего на крылатом барсе. В левой руке он держит лук, а на правой сидит сокол.










Полезные ссылки
Официальный сайт Алма-Аты
Центр Алма-Аты на GoogleMaps.
Довольно содержательная статья в Wiki.
Retro Almaty.
Сайт об истории Алма-Аты.

Казахстан, рассказы, фото

Previous post Next post
Up