В Латакии нет ничего интересного. Такое мнение, наверное, разделит подавляющее большинство путешествовавших по Сирии и избалованных роскошными памятниками истории, которыми полнятся сирийские города. Действительно, Латакия представляет собой современный город, крупный морской порт, и в ней почти не осталось интересных сооружений. В таких случаях верный способ улучшить впечатления от города - это придать им историческую глубину, заглянуть в его прошлое.
Начнём издалека. XVIII и XIX век оставил нам акварели Луиджи Майера (1750-1803). Этот художник родился в Германии, работал в Италии, а потом по заказу британского посла в Оттоманской Порте ездил по Малой Азии и Ближнему Востоку, делая зарисовки самых интересных памятников, а заодно и бытовых сцен. Подборку его видов из путешествия по Палестине можно посмотреть
здесь, другие акварели можно без труда найти через поисковики (Luigi Mayer), а здесь мы посмотрим его работы, посвящённые Латакии.
Начинается всё с порта Латакии, и это неспроста. Латакия возникла как финикийское рыбацкое поселение (она была известна ещё в 1 тысячелетии до нашей эры) и получила развитие именно как порт. В таком качестве она получила после завоевания Селевкидами имя Лаодикея (IV в. до н.э.) и только при оттоманах её роль как порта снизилась, да и то ненадолго. Так или иначе, три четверти фотографий Латакии изображают именно её порт, портовые сооружения, корабли на рейде и прочие подобные сюжеты. Надо сказать, что из-под кисти живописца XIX века появляются гораздо более живые и привлекательные образы, чем мрачные полуиндустриальные пейзажи ХХ века.
Мечеть в Латакии. Подозреваю, здесь мы видим тот самый тетрапилон, который является одним из двух уцелевших античных сооружений в Латакии и изображён на первой фотографии.
"Мечеть в Латакии №2"
Начало ХХ века. Руины понемногу возвращаются в исходное состояние. Сейчас они полностью очищены от поздних достроек (см. первый снимок).
Ну и напоследок характерный пример средневекового зодчества: если разломать одно здание и получившимися камнями заделать лишние дырки в соседнем здании, из двух руин получится вполне приличный дом.
Акварель изображает новую жизнь античной триумфальной арки, превращённой в османские времена в хозяйственную постройку и воздвигнутой Септимом Севером в 183 году с совсем другой целью. Судя по следующей фотографии, в таком "оптимизированном" виде она простояла вплоть до крушения Османской империи и установления французского протектората.
Французы, как известно, приложили достаточно большие усилия для изгнания местных жителей из захваченных ими крепостей и античных руин, превращённых в жилища, и провели серьёзную по реставрации. Предположительно, именно тогда арка приобрела современный вид.
Этот снимок не датирован, я думаю, что это начало 70-х.
Итак, приведённые акварели - всё, созданное Луиджи Майером на тему Латакии и найденное мной. Больше никаких изображений, относящихся к Латакии XIX века, мне найти не удалось, и мы сразу переносимся в век ХХ, в самое его начало.
Здесь изображена группа отдыхающих музыкантов-алавитов. Снимок 20-х годов.
Начало 30-х. Рынок Латакии и одна из мечетей (ниже).
Подписи, вывески на французском языке: Сирия находится под французским протекторатом.
Где-то в окрестностях Латакии.
А вот пошла и портовая тематика. 1935 год.
Эта и следующая фотографии сделаны в 1936 году с одного и того же места в одно и то же время. Для ориентира: на переднем плане лежит одна и та же колонна.
Тоже 30-е годы, тот же порт, тот же пирс. На переднем плане двое мальчиков на велосипеде наглядно демонстрируют, что склонность арабов тесно набиваться в любое транспортное средство проявилась не вчера.
1938 год, на фотографии изображены гончары. Пусть вас не вводит в заблуждение подпись "1891", это порядковый номер фотографии в альбоме.
Пара городских видов.
Конные повозки делят дороги с автомобилями. Это положение сохранялось довольно долго. Ещё в 80-е годы в Дамаске гужевой транспорт был нормальным явлением, не вызывающим удивления.
Во второй половине ХХ века позиции морского порта как главного объекта фотосъёмки потеснил автомобиль. Почему-то многие фотографии зеркально перевёрнуты - обратите внимание на номера машин.
Судя по автопарку, это 60-е, а место очень напоминает площадь в начале улицы 14 рамадана, где сейчас стоит памятник Асаду.
Ну а дальше вы сами знаете: бурный рост, строительство и превращение Латакии в большой современный город, столь мало сохранивший из своего многовекового прошлого.
И только эта фотография, сделанная рядом с Латакией, которая может быть датирована любым годом и любым веком, напоминает, что Латакия - тоже часть замечательной страны, где представление о времени весьма условно.