Традиционно рассказываю о технических деталях поездки - как ездили, что ели, где спали, сколько тратили.
Маршрут
Нитка маршрута у нас была примерно такая (с учётом дополнений, внесённых по ходу движения):
1 день. Ереван. Был дождь, ничего толком не посмотрели.
2 день. Ереван, аренда машины и выезд. Посмотрели церковь в Мугни, попытались проехать в Амберд, но уткнулись в снежник, переночевали в доме отдыха рядом с Бюраканом.
3 день. Проехали к ущелью Касах, посмотрели Сагмосаванк и Ованаванк, через Спитак и Ванадзор добрались до Санаина.
4 день. Санаин, Алаверди, Ахпат, Одзун, Ардви (ах, Ардви!), хотели уехать в Дилижан, но в сумерках начался сильный дождь, и мы переночевали в Алаверди.
5 день. Переезд в Дилижан, по пути посмотрели Джухтакванк, потом Агарцин (главное разочарование) и Гошаванк. Через перевал спустились в Севан и, осмотрев Севанаванк, упокоились на берегу Севана.
6 день. Лчашен, Бердкунк, Хайраванк, Гавар (неудачная попытка), хачкары Норатуса, Селимский перевал, караван-сарай, Шатин, сумеречный бросок в Сисиан.
7 день. Сисиан, водопад Шаки, Зорац Карер, Татев, переезд в Нагорный Карабах, в Шуши.
8 день. Шуши, Степанакерт, Цицернаванк, уже затемно вернулись в Сисиан.
9 день. Гндеванк, Нораванк, Хор Вирап, Гарни, где и заночевали.
10 день. Гарни, Гегард, Ереван, сдали машину. Можно было успеть ещё в Эчмиадзин, но опять пошёл дождь, и Эчмиадзин остался на следующий раз. Вечером улетел я, а ребята улетели на следующий день.
Достопримечательности
Храмы и монастыри. Именно они в основном заслуживают внимания. Причём наибольшее впечатление на нас произвели храмы малоизвестные и редко посещаемые. Известным же свойственен некий искусственный лоск, налёт музейности, а некоторые из них очень интенсивно реставрируются, а то и реконструируются, возвращаясь к первоначальным формам, но теряя очарование старины.
Крепости. Как правило, не очень интересные. Мы, правда, не много их повидали, но даже по подробным описаниям и фотографиям видно, что чего-то подобного Крак де Шевалье или хотя бы Бофору ждать там не приходится. Хотя сердце ценителей истории, без сомнения, будет тронуто намёками на периметр крепостных стен эпохи могущества Урарту.
Города. По нашему опыту обычно ничего интересного. Ни особо живописной традиционной застройки, ни каких-то исторических сооружений.
Цены
Это слёзы, а не цены. Честно говоря, не ожидал, что такие цены ещё сохранились - это в девяностые годы в ста километрах от Москвы можно было купить что-то в три раза дешевле, чем в Москве, а сейчас цены более-менее выровнялись. Вон, даже Минск подтянулся к московскому уровню.
Так вот, в Армении всё оказалось исключительно дёшево. Мы ездили втроём, и в итоге получилось, что с арендой машины и расходами на бензин мои расходы составили чуть меньше 1400 рублей в сутки, из которых расходы на машину составили около 800-900 рублей. Это при том, что мы спали в первых попавшихся гостиницах и ели в первых попавшихся ресторанах (строго говоря, во многих провинциальных городках первые попавшиеся были и единственными).
Деньги
Деньги - армянские драмы. В мае 2011 г. за российский рубль дают чуть больше 13 драмов, за доллар США - около 375 драмов, за евро - около 530 драмов.
В Ереване деньги можно менять в обменниках и в банках, в провинции обменники мне не попадались, менял в банках по очень хорошему курсу, с минимальной маржой. Ереванские обменники зачастую не на виду, спрятаны где-нибудь в магазинах, и не всегда на улице есть табличка, так что имеет смысл спрашивать. Вариации курса в разных обменниках небольшие. В аэропорте курс невыгодный.
Транспорт
Путешествуя на арендованной машине, мы оставили междугородный транспорт за пределами своего внимания. С городским же транспортом дела обстоят следующим образом.
Ереванское такси стоит 100 драмов (около 7,5 рублей) за 1 км, минимальная стоимость поездки - 600 драмов. По этой цене я даже однажды съездил в аэропорт, заплатив за поездку из центра Еревана 1400 драмов (100 рублей). Но для поездки по такому тарифу надо садиться в такси, оборудованное счётчиком, и сразу договариваться о поездке по счётчику. Впрочем, в отсутствие счётчика цена будет от силы раза в полтора выше.
Если после этого ещё имеет смысл говорить о прочих видах транспорта, то метро стоит 50 драмов за поездку, маршрутка - 100 драмов (ночной тариф - 200 драмов). Автобус, по-моему, тоже 100 драмов.
Аренда машины
Как я писал, аренда Suzuki Grand Vitara обошлась нам недорого, около 850 рублей в сутки. Бензин, хоть и дорогой (порядка 33-35 рублей за литр), будучи поделён на троих, тоже не пробил дыру в бюджете. Расход был на уровне 10,5 л на 100 км, а проехали мы порядка 1500 км.
Решение брать машину было очень правильным. Во-первых, без машины мы очень-очень многого просто не увидели бы в принципе, потому что в эти места не ходит рейсовый транспорт, а рассчитывать на автостоп нет смысла из-за скудности попутного транспорта. Во-вторых, во многие места мы бы не успели - рейсовый транспорт ходит, но не очень интенсивно. В-третьих, перемещаясь рейсовым транспортом или автостопом, многие живописные пейзажи мы бы посмотрели лишь мельком, что в Армении с её великолепием и многообразием видов было бы просто преступным расточительством. Мы же, наверное, треть всего времени наших остановок посвятили не памятникам архитектуры, а именно красивым видам по пути.
Еда
Еда с одной стороны довольно вкусная, с другой стороны особого разнообразия мы не нашли, равно как и изобилия национальных блюд.
Так и не приноровившись толком к большим порциям, мы всё время заказывали больше чем хотели, а иногда и больше чем могли съесть (но всё равно съедали обычно). Счёт после такого объедения составлял порядка 600 рублей на троих (три супа, три шашлыка, сыр, салат, зелень, напитки, гора хлеба).
Ночлег
В Ереване мы пользовались Couchsurfing’ом - в городе много активных пользователей, и ночлег нашёлся очень быстро, несмотря на праздники и на то, что часть адресатов уже успела пообещать свою помощь другим гостям.
В остальных местах мы как-то очень быстро вышли на цену 10000 драмов за ночлег для троих, лишь в первый раз заплатив 12000 драмов. Однажды, не буду скрывать, заплатили по 1000 драмов (75 рублей) за ночлег в доме отдыха для железнодорожников. По тому, с каким напором и даже вызовом бабушка сказала «тисюч драм!», мы догадались, что немного переплатили, но спорить не стали.
Условия ночлега разнились от скромной чистой комнаты с несколькими кроватями до номеров уровня вполне себе трёх-четырёх европейских звёзд. Но уж раз решили платить по 10000 драмов за номер, так и платили.
Погода
Уже купив билеты на майские праздники, я вдруг обнаружил, что май - самый дождливый месяц в Армении. Почитав интернет, я выяснил, что май - это просто чудовищно дождливый месяц в Армении. Но когда я начал опрашивать армян лично и через интернет, все практически единодушно сказали, что дождей ждать не следует, и погода будет отличной.
Так вот, поездка выдалась на редкость дождливой. То есть первые два дня дождь шёл практически не переставая и временами переходя в ливень. Под Ахталой мы попали под столь сильный град, что вынуждены были развернуться, опасаясь за арендованную машину. Двумя днями раньше люди в Татеве ничего не смогли увидеть из-за стены плотного дождя, перемежающегося мокрым снегом - мы встретили этих счастливцев позже в Санаине. На перевале перед Сисианом мы попали в такую грозу, что вынуждены были остановить машину и больше получаса ждать, когда за бампером станет виден асфальт. Через несколько дней на другом перевале на трассу легли такие густые облака, что пришлось снизить скорость до 20-30 км/ч. За всю поездку было от силы один-два дня, когда не было дождя.
Тем не менее, мы пришли к выводу, что с погодой нам очень повезло. За исключением первых двух дней и последнего дня дожди были относительно кратковременными. Обычно они сменялись либо солнечной (но не жаркой) погодой, либо мрачными облаками, добавляющими романтического драматизма окружающим красотам. Лишь однажды непогода заставила нас отказаться от посещения запланированного места - той самой крепости в Ахтале. В остальном всё было очень красиво.
Кстати, было довольно прохладно. Бортовой термометр показывал +10-15, но из-за сильного ветра даже на солнце было довольно зябко. Про ночь я уж и не говорю.
Так что если кто-то захочет поехать в Армению на следующие майские праздники, я ему порекомендую брать тёплые и непромокаемые вещи.
Дороги
Этот вопрос лучше всего прокомментирует Артём, который всю дорогу провёл за рулём. По моим ощущениям основные трассы вполне нормальные за редким исключением. Дороги второстепенного значения похуже, бывают и довольно сильно разбитые. В принципе, везде, где мы были, можно проехать-проползти и на легковой машине. Но у нас ни разу не возникало сомнение в правильности нашего решения взять джип. Каждый день у нас были тяжёлые участки, особенно в случаях, когда мы пытались добраться до малоизвестных достопримечательностей.
Ориентирование
Самым сложным было выбраться из Еревана, и тут даже GPS встал в тупик. Впоследствии приобретённых в Ереване карты и атласа и дорожных знаков оказалось вполне достаточно для уверенного ориентирования. Мелочи мы уточняли на месте, всегда получая ясные и правильные указания.
Далеко не всегда, но всё же нередко указатели на дорогах только на армянском языке. Особенно это характерно для малолюдных мест по дороге к удалённым достопримечательностям. Рекомендую выучить хотя бы алфавит или, по крайней мере, держать его под рукой.
Мобильная связь
Как мы поняли, самое хорошее покрытие у МТС. Ещё есть Билайн и Orange. Бесплатные сим-карты в аэропорте нам не предлагали, мы уточнили причины, и нам сказали, что эта кампания закончилась. Поэтому мы купили сим-карты МТС в центре Еревана за 500 драм (около 35 рублей), при этом на счету было 400 драм. По условиям тарифа звонок в Россию стоил около 2 рублей за минуту разговора, звонок на местный номер - несколько копеек за минуту. Связь действительно хорошая. Вот только в Карабахе не работала совсем, но нам и не очень нужно было.
Пересечение границы
В «Звартноце» никаких проблем не было. Мои свежайшие штампы из Азербайджана и Турции не вызвали ни малейшего интереса.
Фотографирование
Не помню ни единого случая, когда фотографирование чего бы то ни было вызвало бы какие-нибудь вопросы.
Проблемные люди
Гопников не видели. Милиции много, но нам проблем они не создавали (а вот puerrtto создавали, но об этом
он сам расскажет). Обманывать нас нигде не обманывали (если только не предположить, что они коварно занижали цены), один раз только в ресторане не принесли какую-то мелочь, которую включили в счёт, но мы так объелись, что вспомнили об этом много позже.
Так что всё спокойно. Был, правда, один смешной подвыпивший деревенский забулдыга (весьма распространённый тип, кстати), который, пытаясь направить нас на путь истинный, пару раз чуть не свалился под колёса, а потом, объясняясь в любви к чехам (т.е. нам), попытался усесться в машину с тем, чтобы хоть на время присвоить мои функции штурмана. Поскольку проникнуть в машину он хотел через дверцу бензобака, оказавшуюся у него под рукой, ему это долго не удавалось, а потом мы уже смогли развернуться на узкой деревенской улочке и спастись от этого назойливого доброхота.
А, ну и бывает, что около наиболее популярных монастырей (Ахпат, Хор Вирап, Гегард и т.п.) ходят мелкие жулики, вымогающие 200 драм (15 рублей) за якобы охраняемую парковку, но посылаются в два счёта.
Язык
С языком ситуация неоднозначная. По-русски говорят многие, даже очень многие. Причём, наверное, большинство говорит очень правильно. Если в Азербайджане русскоговорящая молодёжь встречалась нечасто, то в Армении и дети, и молодёжь довольно часто говорят по-русски. Подозреваю, не в последнюю очередь благодаря российскому телевидению.
Но можно встретить и людей, не знающих ни слова по-русски или стесняющихся ими пользоваться. На моей памяти нам такие люди встретились не больше пяти раз за десять дней (а общались мы со многими). Я советую выучить хотя бы десяток основных слов: поздороваться, поблагодарить, похвалить, спросить, где что, да и хватит.
Много вывесок на русском языке, зачастую армянские слова продублированы русскими, в том числе на табличках с названиями улиц. Однако нередко встречаются и чисто армянские вывески и даже дорожные знаки, на которых названия населённых пунктов изложены только по-армянски.
Мой совет: выучите хотя бы армянские буквы, их всего 39. Ну хорошо, пусть 78, учитывая различие в начертании многих заглавных и строчных букв. Но это всё равно легко. Во-первых, это облегчает ориентирование как на трассе, так и в городе. Во-вторых, многие армянские слова являются заимствованиями, и вы можете без труда понять их значение, разобрав буквы. Поскольку придорожный ресторан зачастую внешне не отличается от автосервиса, это может быть полезно. В-третьих, в тех же ресторанах меню иногда бывают только на армянском языке, но зная буквы, разобраться легко.
Сувениры
Вообще хороших сувениров довольно много, но встречаются они редко. В провинции мы их практически вообще не видели, даже в популярных у туристов местах. Ну разве что всякая вязанная продукция у входа в монастыри, но и такие нам попадались раза три-четыре.
Очень большой выбор на Вернисаже в Ереване. Мне его представляли как барахолку или блошиный рынок, но это на самом деле вернисаж. Очень большое разнообразие сувениров, интересные вещи, низкие по сравнению с ереванскими магазинами цены. Торг вполне допустим.
По вполне приемлемым ценам продаются сувениры и в аэропорту «Звартноц».
Если есть ещё вопросы, задавайте скорее, пока я ничего не забыл.