Вы, наверное, уже обратили внимание, что я вам вторую неделю рассказываю про первый день нашей езды по Армении. Рассказываю вкратце, опуская множество деталей, подробностей и упоминая даже не все памятники и храмы, встреченные по пути. Уже одно описание этого долгого дня может дать представление о насыщенности поездки. Сегодня завершающий рассказ о том, как после съёмки суровых туч
под Бюраканом, посещения
Сагмосаванка и
Ованаванка в каньоне реки Касах мы совершили бросок на полоторы сотни километров на север Армении в каньон Дебед.
![](http://b3.imgsrc.ru/a/asketic-travel/9/23664669qCq.jpg)
Интересный памятник - памятник армянскому алфавиту и его создателям, Месропу Маштоцу и ученикам. Сделан из туфа. Он находится на пересечении дороги из Бюракана, по которой мы приехали утром, и дороги, идущей вдоль реки Касах. Памятник так вписан в ландшафт, что утром, проезжая мимо, мы его даже не заметили, да и сейчас чуть не проскочили, несмотря на то, что он занимает довольно большую площадь.
![](http://b3.imgsrc.ru/a/asketic-travel/0/23664670FsE.jpg)
На тот случай, если мы уже соскучились по родине, провидение послало нам нежный привет. Мы, кстати, не то что бы скучали, но каждый день вспоминали, что в Москве-то сейчас солнечно... Впрочем, в эти минуты грех было жаловаться.
![](http://b3.imgsrc.ru/a/asketic-travel/1/23664671Jnc.jpg)
Маленькая часовня на фоне Арагаца, самой высокой горы современной Армении, чуть больше 4000 м. Первоначально, ещё планируя поездку в Москве, мы хотели подняться на Арагац, но потом узнали, что вершины ещё все в снегу, и поняли, что вот так, между делом, забежать на Арагац и поскакать дальше у нас не получится. Так Арагац вместе с Амбердом, Бюраканом и Каньоном реки Касах вошёл в перечень отложенных достопримечательностей.
![](http://b3.imgsrc.ru/a/asketic-travel/2/23664672oLF.jpg)
Когда я смотрю на эту фотографию, улыбка сама собой расплывается на лице. История была такая. После Ованаванка мы заехали перекусить в придорожное кафе и перекусили так, что еле до машины дошли. По-моему, тогда же мы попробовали загадочное армянское блюдо хоровац, о котором читали во всех путеводителях ("чрезвычайно вкусные специально приготовленные на углях кусочки мяса... и т.д.). На поверку армянское блюдо хоровац оказалось русским блюдом шашлык.
Ну да неважно, действительно вкусно. И вот мы едем, едем и в какой-то момент начинаем желать десерт, потому что выпечка в Армении очень вкусная - очень, уверяю вас. И в этот момент подъезжаем к городку Апаран. "Как ты думаешь, есть здесь какая-нибудь выпечка?" - спрашивает меня Артём. "Да бог его знает, - говорю. - Давай посмотрим в магазине." Останавливаемся у магазина, я выхожу и - бу-ум! - мне в нос ударяет тёплая волна таких запахов, что хорошо, что вы их не можете представить.
Оказалось, в магазине (на вид обычный супермаркет) размещена огромная пекарня, и можно купить самую разнообразную выпечку прямо с пылу с жару. Вот мы её и купили. А ещё купили "Тархун".
Знаете, я последние годы не пью всякие газированные напитки и удивляюсь, как я в детстве мог это химическое пойло любить. В Армении всё встало на свои места. Всё правильно было в детстве, судя по армянскому "Тархуну". Это очень вкусный напиток с тонким привкусом травы, без неприятного химического послевкусия, не слишком сладкий, не вызывающий жажду, короче, полная противоположность тому, что мы имеем возможность пить в Москве.
Итак, мы накупили всяких вкусностей, через несколько километров от Апарана выбрали место на небольшом перевале и устроили один из самых живописных пикников за всю поездку. И было очень вкусно.
![](http://b3.imgsrc.ru/a/asketic-travel/3/23664673qqY.jpg)
![](http://b3.imgsrc.ru/a/asketic-travel/6/23664686lIv.jpg)
Новая церковь в Спитаке. Мы специально построили маршрут таким образом, чтобы проехать через Спитак. Ещё в конце 90-х один мой товарищ из Гюмри (бывший Ленинакан) говорил, что в стране такая разруха, что руины после землетрясения до сих пор не разобраны. Мы, однако, в Спитаке уже никаких следов землетрясения не нашли и были этому очень рады.
![](http://b3.imgsrc.ru/a/asketic-travel/7/23664687LRv.jpg)
Вся страна цветёт пышным весенним цветом. Сады на склонах гор стоят все белые, словно опустившиеся облачка.
![](http://b3.imgsrc.ru/a/asketic-travel/8/23664688QQg.jpg)
Жульнический памятник.
Приведу описание событий, данное Пушкиным.
"Я стал подыматься на Безобдал, гору, отделяющую Грузию от древней Армении. Широкая дорога, осененная деревьями, извивается около горы. На вершине Безобдала я проехал сквозь малое ущелие, называемое, кажется, Волчьими Воротами, и очутился на естественной границе Грузии. Мне представились новые горы, новый горизонт; подо мною расстилались злачные зеленые нивы. Я взглянул еще раз на опаленную Грузию и стал спускаться по отлогому склонению горы к свежим равнинам Армении. С неописанным удовольствием заметил я, что зной вдруг уменьшился: климат был уже другой.
Человек мой со вьючными лошадьми от меня отстал. Я ехал один в цветущей пустыне, окруженной издали горами. В рассеянности проехал я мимо поста, где должен был переменить лошадей. Прошло более шести часов, и я начал удивляться пространству перехода. Я увидел в стороне груды камней, похожие на сакли, и отправился к ним. В самом деле я приехал в армянскую деревню. Несколько женщин в пестрых лохмотьях сидели на плоской кровле подземной сакли. Я изъяснился кое-как. Одна из них сошла в саклю и вынесла мне сыру и молока. Отдохнув несколько минут, я пустился далее и на высоком берегу реки увидел против себя крепость Гергеры. Три потока с шумом и пеной низвергались с высокого берега. Я переехал через реку. Два вола, впряженные в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. «Откуда вы?» - спросил я их. «Из Тегерана». - «Что вы везете?» - «Грибоеда». Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис."
В память об этой встрече на перевале был воздвигнут монумент. Описанные события запечатлены на барельефе. Пушкин, на коне справа, спрашивает: "Что вы везёте?" Грузины, вокруг арбы: "Грибоеда." "Ничего себе!" - говорит (по-видимому) Пушкин, запечатлённый явно в в большом удивлении.
Раньше монумент стоял на перевале, который до сих пор носит имя Пушкина. Собственно, там мы его и ожидали увидеть, не зная, что в горах уже давно прорублен тоннель, в который мы и угодили совершенно неожиданно для себя, даже не заметив, где ушла вверх старая дорога, ведущая на перевал. В результате после строительства тоннеля монумент оказался вдали от новой дороги. Ну его и перенесли поближе к людям.
С одной стороны, если бы не это, то монумента мы бы так и не увидели. С другой стороны, когда памятники начинают за туристами гоняться, есть в этом что-то неправильное, на мой взгляд. Да и глупо, когда на монументе написано "Здесь А.С. Пушкин...", и тут же приделана таблица, напоминающая, что А.С. Пушкин совсем не здесь. Ну да ладно, в следующий раз побольше времени будет, заберёмся на историческое, настоящее место. Там, по меньшей мере, должно быть ещё более красиво.
![](http://b3.imgsrc.ru/a/asketic-travel/9/23664689klv.jpg)
Надо сказать, что природа здесь ярко показывает, что такое горы. С южной стороны перевала, в районе Ванадзора, всё стоит зелёное и цветущее. Здесь преобладают жёлтые и коричневые позднеосенние тона. С южной стороны было ясно, а здесь только что прошёл сильный дождь, и на предыдущем снимке видны тяжёлые облака. Зато на этом снимке, сделанном в противоположную сторону от памятника, мы видим очередную двойную радугу.
![](http://b3.imgsrc.ru/a/asketic-travel/0/23664690aYd.jpg)
Развалины церкви XIX в. в селе Гюлагарак. Дети радостно приветствовали нас, крича "Халёу, мистер!" Где-то я это уже слышал.
![](http://b3.imgsrc.ru/a/asketic-travel/1/23664701kHf.jpg)
Рядом с той же церковью. Лежит такой камень у кого-то в огороде. Лежит и лежит себе.
![](http://b3.imgsrc.ru/a/asketic-travel/2/23664702cDO.jpg)
![](http://b3.imgsrc.ru/a/asketic-travel/3/23664703iyJ.jpg)
В Гюлагараке мы повернули на восток с тем, чтобы напрямую выехать к каньону Дебед. Мы долго ехали по просёлочной дороге и вдруг заметили, что она стала совсем плохой. Чувствуя, что заблудились, мы упрямо ехали вперёд, пока в селе Куртан дорога не закончилась, и не начались кривые переулки со вконец разбитым покрытием. В одном из таких переулков мы обнаружили церковь. Это была простая трёхнефная базилика, явно очень старая, и мы пошли на неё посмотреть.
Тут на нескольких машинах подъехали армянские люди с русским велосипедистом. Как это принято у русских туристов, мы тут же прикинулись, что мы вовсе не русские, в подтверждение чего сделали каменные лица. То же самое исполнил велосипедист. Армяне, не знающие этой старой доброй традиции бестактно познакомили нас с велосипедистом. Выяснилось, что по дороге у его велосипеда сломался подседельный штырь, и на одном штыре без седла ему оказалось неудобно сидеть, поэтому его подобрали армяне и везли приваривать седло на место. А по пути решили показать церковь.
Пользуясь случаем мы спросили:
- Это какого века церковь?
- Эта? Четвёртого, - сказал армянин.
- Ничего себе! - сказали мы. Во-первых, это век принятия Арменией христианства, а во-вторых, сама по себе церковь четвёртого века - это уникальное явление. Вот вы, например, какой можете назвать ближайший к вам памятник четвёртого века? То-то. А тут в простой деревне стоит никому не интересная базилика четвёртого века.
- А колокольня тоже четвёртого века? - спросили мы.
- Да не-е... Колокольня шестого века, - армянин махнул рукой так пренебрежительно, что мы чуть не сказали: "Фу, как несерьёзно! Подумаешь - шестой век."
Заодно мы выяснили, как правильно ехать. Если вы посмотрите на снимок ещё раз, то увидите на заднем плане склон холма, вот там и проходит дорога, мы просто проскочили мимо нужного поворота.
![](http://b3.imgsrc.ru/a/asketic-travel/4/23664704yfQ.jpg)
Подумать только, живой удод. Сидит на колокольне шестого века.
![](http://b3.imgsrc.ru/a/asketic-travel/5/23664705Dwf.jpg)
Как и в большинстве подобных церквей, роль иконостаса выполняет кучка икон и вырезок из журналов, установленных в боковой нише стены и закапанных стеарином.
![](http://b3.imgsrc.ru/a/asketic-travel/6/23664716MAe.jpg)
Самое страшное, что, как выяснилось уже дома, армянин лишь посмеялся над доверчивыми гостями: церковь-то тоже оказалась всего-навсего VI века. Церковь Сурб Аствацацин, св. Богоматери, село Куртан.
![](http://b3.imgsrc.ru/a/asketic-travel/9/23664719Mrz.jpg)
Вернувшись на дорогу, мы продолжили путь и вскоре оказались прямо напротив Куртана, но уже с другой стороны каньона. Амбар на выступе в левой части снимка находится в ста метрах от того места, где мы развернулись. И слава богу, кстати, что развернулись!
А вообще там такие места, что глазам не веришь, словно попал в иллюстрацию для сказки - горы, плато, каньоны, реки, леса, сёла, крепости, монастыри и всё в одном месте, всё с одной точки можно увидеть. Да ещё какой-нибудь орёл сверху парит.
![](http://b3.imgsrc.ru/a/asketic-travel/3/23664723QTn.jpg)
Мы, конечно, не могли отказать себе в удовольствии задержаться в этом месте минут на двадцать, просто постоять, посмотреть и подышать.
![](http://b3.imgsrc.ru/a/asketic-travel/4/23664724eQk.jpg)
![](http://b3.imgsrc.ru/a/asketic-travel/7/23664757sFR.jpg)
![](http://b3.imgsrc.ru/a/asketic-travel/8/23664748MWP.jpg)
Мы понемногу начали спуск, понимая что этот спуск уже выведет нас в каньон реки Дебед, куда мы и стремились.
![](http://b3.imgsrc.ru/a/asketic-travel/9/23664749LyF.jpg)
Вот впереди вьётся серпантин, спускающийся в вечерние сумерки, когда вершины гор ещё освещает солнце этого большого дня.
![](http://b3.imgsrc.ru/a/asketic-travel/0/23664750Knv.jpg)
Протяжённость горных дорог огромна и, конечно, речи не идёт о каком-то эффективном ограждении, защищающем от осыпей. Остаётся полагаться на удачу и крепость крыши Suzuki.
![](http://b3.imgsrc.ru/a/asketic-travel/1/23664751APJ.jpg)
Последний бросок, и железная дорога выведет нас в каньон, а там и Санаин, куда мы поедем завтра.
Я, правда, подумываю о том, чтобы сделать небольшой перерыв в армянской теме и разбавить её рассказами о других поездках, благо их накопилось предостаточно.