В мою прошлогоднюю поездку в Финляндию и Германию с Русланом
unis, мне удалось съездить в Гамбург. У нас была идея сходить в проститутошную, что находится на известной улице Репербан, чтобы потестить их сервис женщин легкого поведения посмотреть и вам показать. К счастью, у нас в Гамбурге оказался знакомый нам по жж Влад
hellofromspace, который живет там и вызвался проводить нас по злачным местам. Кстати, советую френдить его журнал, он у него познавательный и интересный.
В общем на ту греховную улицу мы сходили, но о ней я расскажу вам позже, а сейчас о другой достопримечательности Гамбурга, куда мы тоже смогли попасть - старый туннель под Эльбой, который является архитектурным памятником, но до сих пор действует, несмотря на то, что ему более 100 лет.
Так выглядит сам вход в тоннель, который находится неподалеку от вокзала:
Немного об истории возникновения тоннеля, и чем он так интересен.
В конце XIX века Гамбургский грузовой порт St. Pauli, располагавшийся на правом берегу Эльбы, перестал справляться с объёмом перегружаемых грузов, и его начали расширять за счёт территорий, находящихся на противоположной стороне реки - в районе Штайнвердер. К 1895 году в новой части порта работало уже 20 тысяч докеров, которым было необходимо каждое утро попадать на работу и каждый вечер возвращаться домой. Паромы плохо справлялись с этой задачей, к тому же мешали судам, приходящим в порт Гамбурга. Другой путь на путь на противополжную сторону был, однако до него было около 12 километров.
Эти проблемы вынудили власти города рассмотреть вопросы по их разрешению. Мост обошелся бы слишком дорого в то время, так как плотная застройка в районе порта не позволяла сделать это без лишних затрат. Потому было решено рыть тоннель в самом узком месте реки.
Как гласит эта табличка на входе для пешеходов и велосипедистов, мост был открыт в 1911 году. Общая стоимость сооружения составила 10,7 миллионов золотых марок - немалая сумма по тем временам.
Однако несмотря на огромную стоимость, тоннель доказал свою экономическую эффективность. Имея пропускную способность до 14 тысяч человек в час, он в течение нескольких десятков лет переправлял на противоположный берег 20 миллионов человек ежегодно.
Стоимость проезда легкового автомобиля, порожнего грузовика, конного экипажа или повозки, запряжённой ослом, была определена в 50 пфеннигов; гружёные машины оплачивали проезд в зависимости от массы груза. Отдельная плата предусматривалась за перевод собаки.
Так выглядит въезд для машин, сейчас тоннель находится на ремонте, потому для транспорта он временно не функционирует.
Лишь в 1970-е годы с введением в строй нового восьмиполосного автомобильного тоннеля под Эльбой значение старого тоннеля стало уменьшаться. В это же время, благодаря контейнерным перевозкам и автоматизации логистического процесса стало уменьшаться количество докеров.
Однако, судя по материалам в википедии, в настоящее время тоннель выполняет транспортную функцию. Ежегодно с его помощью Эльбу пересекает 220 тысяч автомобилей, 60 тысяч велосипедов, 700 тысяч пешеходов. Для автомобилей (ширина которых не должна превышать 1,9 метра) тоннель открыт в дневное время по будням, стоимость проезда составляет 2 евро; для пешеходов и велосипедистов тоннель работает круглосуточно и бесплатно.
С 2003 года сооружение находится под охраной государства как историко-культурный памятник. Ежегодно в последнее воскресенье января проводится марафонский забег, участники которого должны пересечь Эльбу по тоннелю в общей сложности 48 раз. В мае-июне в тоннеле организуется выставка современного искусства ElbArt. В честь столетнего юбилея Старого тоннеля министерство финансов Германии выпустило памятную серебряную монету 10 евро.
Тоннель длиной 426,5 метров состоит из двух параллельных ходов внутренним диаметром 4,8 метров каждый. Он изначально проектировался не только как пешеходный, но также для перемещения автомобилей (которых в начале XX века было не так уж много) и конных экипажей. В связи с этим высота тоннеля сделана достаточной для того, чтобы кучер мог размахнуться хлыстом. Потолок тоннеля первоначально находился на 18 метров ниже уровня воды и в трёх метрах от дна Эльбы. Когда в 1980-ых годах проводились работы по углублению фарватера, расстояние от тоннеля до дна реки сократилось до одного метра, и свод тоннеля был дополнительно укреплён железобетонными плитами.
Особенностью тоннеля является отсутствие подъездных путей - люди и автомобили попадают в тоннель с обоих берегов реки путём подъёма и спуска на лифте. В этих целях каждый из входов в тоннель оборудован четырьмя грузовыми и двумя пассажирскими подъёмниками, функционировавшими без замены более 90 лет. Лишь в 2000-ых годах в ходе реконструкции несущие конструкции подъёмников были заменены. Каждый из грузовых подъёмников рассчитан на перемещение одного автомобиля длиной до 9 метров и массой до 10 тонн.
Пешеходы могут также спуститься в тоннель по лестницам, пристроенным вдоль стен подъёмных шахт.
Как видите, тоннель довольно узкий, могут проехать только автомобили ширина которых не превышает 1,9 метра.
Северный вход в тоннель расположен в богато украшенной кирпичной ротонде под медным куполом, с треугольным фронтоном и колоннами. Южный вход был частично разрушен во время англо-американских налётов второй мировой войны и воссоздан в более скромном виде.
Так выглядят лифты тоннеля для машин.
Вид изнутри.
Своды тоннеля отделаны керамической плиткой.
Велосипедисты и обычные пешеходы могут пользоваться туннелем совершенно бесплатно и круглосуточно. А автомобилистам приходится платить около 2 евро за спуск, проезд и подъём. Можно купить абонемент за 45 евро на месяц или 450 евро на год.
Несмотря на вечернее время суток, здесь было немало народу, видимо тоже такие же туристы, как и мы.
Стены украшены рядом барельефов из майолики, в основном на морскую и арктическую тематику.
Тоннель разделён на тротуары и проезжую часть, оборудованную лежачими полицейскими, так что здесь особо не разнонишься, как на автобане.
Тротуар довольно узкий, можно ненароком получить хлыстом по заднице от наглого кучера)
Циркуляция воздуха обеспечивается турбинами, установленными под потолком.
Почему здесь этот знак я не в курсе. Кстати, плитка обклеена пленкой, чтобы можно было видеть просачивание воды. Видимо по этой причине время от времени здесь проводят профилактические работы. Второй тоннель был закрыт.
Немного информации для тех, кто шпрехает на дойче.
Вид на купол снизу.
Весь тоннель мы проходить не стали, поднялись наверх уже не лифте. Грех не сделать лифтолук, когда тут есть зеркало. Слева направо - я, Руслан и Влад.
Пис йопта и вали по-хорошему.
Ну и на прощание вид на тот самый вокзал, неподалеку от которого находится этот самый тоннель.
Про проститутошную я расскажу в следующий раз, а пока можете посмотреть не менее интересные посты из той самой поездки:
Один день в Хельсинки, а вечером на пароме через Балтику в Германию. Один день в Балтийском море. Самый старый маяк Европы. Вид изнутри. Как устроен финский паром.