Круиз по Вятке-2013: устье - Цепочкино

May 06, 2013 01:47

Тем временем «Чапаев» уже на Вятке. Круиз уникальный: первое пассажирское судно на Вятке за почти 40 лет, и первое зашедшее сюда судно подобных габаритов в истории.



На фотографии «Чапаев» уже стоит в Вятских Полянах, но обо всем по порядку.

Я еще никогда не бывал в круизе, в котором количество постоянных клиентов компании приближается к ста процентам, знакомых лиц - к восьмидесяти. На борту собрались энтузиасты речных путешествий, и можно сказать, что круиз на Вятку носит клубный характер. Небольшой уютный «Чапаев» как никакой другой теплоход для этого подходит.

Есть некоторые моменты, которые, может быть, не столь важны для обычного туриста, но важны для большинства тех, кто отправился в путешествие на «Чапаеве». Один из таких моментов - заход в Вятку. Поскольку в этот день необходимо было дойти до Вятских Полян, а это 101 километр от устья, заход получился ранним. Мы рассчитывали на скорость течения 10.5 км/ч, и кроме того был заложен час на сложную швартовку к берегу в Вятских Полянах. Исходя из этого, заход в Вятку был запланирован на 06.00, и об этом было объявлено с вечера, чтобы участникам рейса не пришлось вставать в полпятого утра и ждать поворота на Вятку.

Фактически мы начали подходить к устью на полчаса раньше, и в связи с этим убавили ход, чтобы выполнить обещанное: зайти в Вятку именно в 06.00.

У «входа» нас уже ждал теплоход «Морянка» путейской службы Вятки. Его судоводители окажут нашим судоводителям содействие в преодолении реки.



Мы взяли «Морянку под борт» и пошли вверх по Вятке. Сразу почувствовали течение: скорость «Чапаева» упала до 9,5 километров в час. Кстати, когда «Морянка» остановила машины, скорость упала еще на километр в час, поэтому мы попросили ее этого не делать, так как скорость течения и так оказалась на целый километр в час выше расчетной, то есть к Вятским Полянам должно было накопиться некоторое опоздание.



Участок от устья до Вятских Полян знаком по позапрошлогоднему заходу «Чапаева». Я даже удивился, насколько знакомыми показались мне эти места.



Мамадыш - возможно, место стоянки в будущих круизах по Вятке:







А это вятская бабочка прилетела и села на палубное покрытие «Чапаева»:





Проходим судостроительный завод в Сосновке. Здесь, кстати, строят даже морские суда, хотя и небольшие.



И вот по курсу Вятские Поляны. Участники рейса уже стоят на палубе, а местные жители с интересом смотрят на теплоход с берега.



Все места подхода «Чапаева» были предварительно протралены путейцами. Но в Вятских Полянах есть такая особенность: набережная, к которой не пришвартуешься. Для теплохода выделили узкую полоску земли выше набережной. Вроде бы можно «ткнуться» туда носом, а корму как-нибудь закрепить, да и высаживать туристов. Но делать это пришлось бы не через центральный пролет (вестибюль) «Чапаева», а с носа, через длинный трап, что было бы довольно непросто для пожилых туристов. Мы долго ломали голову над тем, как же нам лучше подойти и подать трап, и остановились на идее капитана «Чапаева» Урала Фауатовича Ямалетдинова использовать сопровождающую нас «Морянку» как понтон.

Поэтому перед Вятскими Полянами «Морянка» перешвартовалась к левому борту «Чапаева».





Капитан «Морянки» Николай Иванович и капитан «Чапаева» Урал Фауатович оценивают место подхода. Маневры предстоят сложные.











Нас встречают на берегу, но сначала надо безопасно ошвартоваться.



«Морянка» подходит к берегу. А мы ее понемногу прижимаем.









Швартовка заняла довольно много времени, но получилась хорошо. Мнения по поводу возможности такой швартовки при отвальном ветре среди судоводителей разделились.





О Вятских Полянах я писал, когда был здесь два года назад в рамках подготовки маршрута. Городу нечасто приходится принимать такие большие туристические группы, и конечно же организовать обслуживание туристов «Чапаева» местной принимающей компании было непросто. Но для первого раза все прошло очень хорошо.

Мы посмотрели на город сверху…









… побывали в церкви Михаила Архангела…



…в Никольском соборе…





… в доме-музее конструктора оружия Георгия Шпагина…





… в музее завода «Молот»…







… и в краеведческом музее. Это, ксттаи, не экспонаты, а живые люди:







А вот это уже экспонаты:



Многие жители города приходили посмотреть на «Чапаева». Теплоход с неофициальным визитом посетил и глава Вятских Полян Сергей Кисляков.



Мы изначально планировали отправиться из Вятских Полян в 21 час, хотя бы минут сорок пройти вниз по реке, и с наступлением темноты встать на якорь до рассвета (движение в темное время суток по Вятке запрещено). Но уже в процессе рейса изменили это решение по двум причинам. Во-первых, зачем нужны лишние маневры, когда выигрыш по времени получается минимальным. Вторая причина даже важнее: пасхальная ночь. А место стоянки теплохода - как раз недалеко от Никольского собора.

Решение было удачным. Многие участники рейса приняли участие в пасхальном крестном ходе (который был виден и с теплохода), и во Всенощном бдении.



В 4 часа утра, с рассветом, мы отправились дальше, миновав лимитирующий мост, самый низкий на нашем маршруте. Выше Вятских Полян «Чапаев» еще не ходил, так что этот участок маршрута, можно сказать, неизведан для круизного туриста.

Пик половодья еще не достигнут, но Вятка широко разлилась. Для судоходства это хорошо, но вот для высадки туристов на берег - не очень. Еще вчера представители принимающей стороны и местной администрации из Уржума ездили смотреть, не подтопило ли дорогу, которая ведет от места подхода «Чапаева» в Буйском перевозе. Вчера все было сухо, но сегодня вода поднялась еще, и дорогу-таки затопило.

Запасным вариантом был Медведок. Это неплохой вариант, потому что в Медведке возможен подход теплохода к причалу. Но принимающая сторона засомневалась в удобстве такого подхода и возможности высадки туристов: очень высокая вода, причалы и прилегающие к ним дороги затоплены. Проработав еще два запасных варианта - подходы к берегу в Цепочкино (самое близкое место на Вятке к Уржуму, но очень плохая грунтовая дорога) и Русский Турек (а там неудобный подход к берегу и мало места для маневра), вернулись к варианту с Медведком - после того, как место было осмотрено путейцами.



День выдался пасмурный, и почти без телефона и интернета (пустынные места). Поэтому место ночной стоянки теплохода хотелось выбрать рядом с населенным пунктом, чтобы обеспечить участникам рейса связь хотя бы на вечернее и ночное время. Наиболее крупный на этом участке город Аркуль, однако, при такой скорости течения был недостижим: 180 километров от Вятских Полян - это примерно девятнадцать часов хода, то есть за светлое время суток это расстояние непреодолимо. Да и к чему такое опережение расписания? Поэтому настроились на более близкое Цепочкино. Так оно и вышло.

















В 21.20, когда сгустились сумерки, мы как раз подходили к Цепочкино и вышли на широкий и закрытый холмами участок, удобный для безопасной постановки на якоря. «Чапаев» растянулся на носовом и кормовом якорях и замер до 4 часов утра. Запас по времени с учетом длительной швартовки составляет около часа - хорошо бы, чтобы его не съел туман: туманы на Вятке мощные.


река Вятка, Инфофлот

Previous post Next post
Up