Недавно мы перегнали теплоход «Северная сказка» из Санкт-Петербурга в Сибирь и сделали на нем пробный технический рейс по Оби и Иртышу. Сегодня я расскажу о том, как готовился и осуществлялся перегон.
Идея организовать круизы по Оби и Иртышу пришла нам с Александром Сахаровым три года назад. Просто потому, что мысль запустить трехпалубный теплоход по Оби и Иртышу показалась нам красивой: раньше там ходили только небольшие двухпалубные теплоходы. Сначала я прорабатывал маршрут самостоятельно, в том числе выезжая в Сибирь. Когда стало понятно, что судно подобных габаритов теоретически сможет выполнять круизы между Тобольском и Салехардом, я подключил коллег, и с конца 2020 года закипела коллективная работа.
Первый круиз был назначен на май 2023 года. Казалось, впереди было много времени, но такое впечатление всегда обманчиво.
В течение 2021 года шла подготовка: прорабатывались навигационные, технические, организационные вопросы. Мы с коллегами несколько раз проехали по будущему маршруту. Решались вопросы перегона теплохода по Северному морскому пути на морском буксире, ведь самостоятельное движение речного судна по такому погодно сложному морскому участку запрещено. Всеми этими процессами руководили генеральный директор компании «Созвездие» Михаил Алямовский и его заместитель Андрей Симачев. Одновременно наполнялась содержанием круизная часть маршрута, этим занимались коллеги из департамента туристического продукта «Созвездия».
Период, когда погода благоприятствует перегону, ограничен коротким временем с середины августа до середины сентября. Сначала мы хотели не вводить «Северную сказку» в навигацию 2022 года в работу, а потихоньку готовить теплоход к августовскому перегону на Обь. Потом подумали: конвертовка судна для морского перегона займет от силы две недели. Стоит ли остальное время просто стоять в затоне? Тем более что «Северная сказка» выполняла востребованные круизы из Санкт-Петербурга на Соловецкие острова.
Решили так: будем работать до конца июля, а закончим навигацию не в Петербурге и не в Нижнем Новгороде, а в необычном месте - Беломорске, откуда начнется перегон теплохода по Севморпути.
Часть 1. Из Санкт-Петербурга в Салехард
31 июля 2022 года
Вечером мы с Александром Сахаровым пришли проводить «Северную сказку» в заключительный круиз из Санкт-Петербурга. Правильнее будет даже сказать не «пришли», а прибыли - на историческом теплоходе «Политрук Бочаров», бережно восстановленном нашими друзьями Сергеем и Юлией Бочаровыми. Теплоход назван в честь дедушки Сергея, а история его восстановления интересна и уникальна.
«Политрук Бочаров» на Неве, по пути из Финского залива к речному вокзалу. Спешит проводить «Сказку»
Когда «Бочаров» ошвартовался у первого причала («Сказка» стояла на втором), в гости на борт заглянули два капитана: Владимир Савельев, командовавший «Северной сказкой» с 2011 до 2021 года, и Артем Здоров, принявший командование теплоходом осенью 2021 года. Владимир Михайлович оказался здесь по совпадению: его теплоход «Лебединое озеро» в этот день как раз стоял в Санкт-Петербурге.
К 19 часам все путешественники были на борту. Им предстоял необычный круиз: Санкт-Петербург - деревня Мандроги - остров Кижи - Повенец с экскурсией в Медвежьегорск - Сосновец с экскурсией на Соловецкие острова.
Из Сосновца мы предложили желающим продолжить путешествие на поезде до Мурманска и за два дня осмотреть с экскурсиями Мурманск и Териберку. Мы и не ожидали, что такой вариант выберут все сто двадцать путешественников. Никто не захотел возвращаться домой сразу из Сосновца.
Ну а журналисты расписали это событие как «Круиз до Мурманска», и мне звонили знакомые из Мурманска с вопросом, когда ждать теплоход в мурманском порту.
Тем временем на верхнюю палубу «Бочарова» поднялся духовой оркестр…
Отправившись вместе, мы пошли параллельными курсами: «Бочаров» с оркестром на палубе и «Сказка». Проводы получились трогательными.
Проводив «Сказку», «Бочаров» на ночь занял ее место у причала. «Сказке» оно больше не понадобится. Четырнадцать навигаций этот теплоход выполнял круизы из Санкт-Петербурга, а теперь, скорее всего, попрощался с северной столицей навсегда.
5 августа 2022 года
После завершения круиза его участники вместе с нашими сопровождающими отправились на поезде в Мурманск. Наверное, для маленькой станции Сосновец это был рекорд: садиться на проходящий поезд, стоящий здесь всего одну минуту, пришли сразу сто двадцать человек! Посадка прошла быстро и организованно, хотя стоянку поезда все же пришлось немного продлить.
На теплоходе в тот же день закипела работа. Экипаж делал так называемую конвертовку судна: иллюминаторы в корпусе и окна на главной палубе закрывались металлическими заглушками, а окна носового салона - деревянными щитами. Весь инвентарь тщательно раскреплялся на случай сильной качки.
Носовой салон закрыт щитами. На фото капитан Артем Здоров, заместитель генерального директора «Созвездия» Андрей Симачев, генеральный директор «Созвездия» Михаил Алямовский, электромеханик судна Алексей Корнев
9 августа 2022 года
Теплоход покинул Сосновец, и, преодолев последние километры канала и прошлюзовавшись в шлюзах 15-18, ошвартовался у причала в Беломорске. На 10 августа было запланировано начало буксировки «Сказки» по Севморпути, но в последний момент произошла замена буксира. Теперь надо было подождать еще несколько дней, пока новый буксир придет из Мурманска.
По совпадению, вместе со «Сказкой» в Беломорск по каналу проследовал новенький «Метеор-120Р-2», тоже направлявшийся в Обь-Иртышский бассейн. В Беломорске оба судна встали к одной причальной стенке: «Сказка» - в ожидании буксировки, а «Метеор» - в ожидании морского грузовика, на палубе которого его повезут по Севморпути.
Перед началом перегона на «Северной сказке» состоялась передача дел от капитана Артема Здорова новому капитану Сергею Хорошеву. Артем Олегович решил остаться работать поближе к дому, и мы предложили ему должность капитана на теплоходе «Две столицы».
Здесь я должен оговориться: теплоход «Две столицы» не относится к «Созвездию». Стандарты сервиса на нем сильно отличаются от принятых в нашей компании. Они не плохие, они просто другие. Не стоит искать там что-то общее с тем, что принято на судах «Созвездия». Например, там есть веселые бортовки при отправлении, которые многие любят и которых при моей жизни на наших судах не будет.
Но в техническом и навигационном плане «Две столицы» обслуживается нами, и на нем работает наш экипаж, включая капитана. На этот теплоход и перешел Артем Олегович.
Новый капитан «Северной сказки» Сергей Хорошев работал у нас с 2016 года. Сергей Иванович из Перми, но с приходом в «Созвездие» переехал в Нижний Новгород. Он был на наших судах вторым, затем старшим помощником капитана, а навигацию 2022 года работал на «Северной сказке», так что успел хорошо изучить это судно.
Сергею Ивановичу предстояло начать свой капитанский путь самым интересным образом: сначала сопровождая буксировку своего теплохода по Северному морскому пути, затем осуществляя первый в истории рейс трехпалубного судна по Оби и Иртышу.
16 августа 2022 года
Буксир «Пенай» прибыл из Мурманска на внешний рейд Беломорска. Туда же ранним утром перешла и «Сказка», прошлюзовавшись в последнем, 19-м шлюзе Беломорско-Балтийского канала.
После передачи «Северной сказки» на буксир экипаж отправился на берег на служебном портовом судне. За исключением двух человек: капитан Сергей Хорошев и главный механик Игорь Давыдов перешли на «Пенай», чтобы сопровождать свой теплоход при буксировке по Северному морскому пути.
Машины «Северной сказки» остановлены, валы застопорены, все отверстия в корпусе закрыты. На борту не осталось ни одного человека. Началась буксировка.
Экипаж «Северной сказки» попрощался со своим судном ненадолго. Просто на время морского перегона у членов команды получился небольшой оплачиваемый отпуск, и они разъехались по домам, чтобы скоро вернуться на теплоход уже в Сибири.
Беломорск. Экипаж «Северной сказки» перед отъездом в Нижний Новгород
16-26 августа 2023 года
Каждый день мы следили за движением «Пеная» со «Сказкой» по «Маринтраффику», а также по докладам с буксира его судовладельцу.
Задержек по погоде нигде не случилось. Однако качало «Пенай» со «Сказкой» всю дорогу: и в Белом, и в Баренцевом, и в Карском морях, и даже в Обской губе. Сергей Иванович и Игорь Николаевич не сидели без дела, помогая экипажу «Пеная» нести вахты.
24 августа члены экипажа «Северной сказки» вместе с Михаилом Алямовским и Андреем Симачевым прилетели в Салехард. На следующий день на скоростном теплоходе «Виктор Черномырдин» они отправились в Новый порт принимать «Сказку» после перегона.
Выбор Нового порта, а не Салехарда, в качестве места передачи судна был связан с тем, что осадка «Пеная» не позволяла ему идти дальше Нового порта. Но это уже было под силу самостоятельно сделать «Северной сказке», ведь участок считается речным.
Пока «Виктор Черномырдин» вез экипаж «Сказки» и других пассажиров в Новый порт, а это почти десять часов в пути, «Пенай» уже доставил «Сказку» в Новый порт. Сергей Иванович с Игорем Анатольевичем, не дожидаясь прибытия коллег, самостоятельно начали расконвертовку судна. И когда ближе к полуночи экипаж «Сказки» прибыл на ее борт, судно было полностью готово к самостоятельному рейсу.
Уже в 00.50 «Северная сказка» отправилась своим ходом из Нового порта в Салехард.
27 августа 2022 года
В 12.00 теплоход зашел в реку Полуй, и в 13.00 ошвартовался у причала речного вокзала города Салехарда. Место это находится на довольно узком месте реки Полуй. Поэтому, учитывая прогнозируемый на следующие дни сильный ветер, решили встать у причала, сразу развернувшись «на выход».
Продолжение: как мы сделали пробный рейс по Оби и Иртышу