Aug 19, 2010 08:52
В очередной раз наткнулся на попытки определения Империи.
Совершенно непонятно, почему вообще это превращается в проблему?
Да, полиэтничность, да, централизация… И?
Дальше мысль, почему-то, буксует.
А ведь, казалось бы, все так просто!
Все бросающиеся в глаза атрибуты Империи, так или иначе сводимые к разным формам мощи (экономической, военной, культурной) - вторичны.
Первичный атрибут Империи - это наличие не только образа жизни, но и системы ценностей, достаточно привлекательных еще и для нескольких (хотя бы) этносов, помимо основного имперского.
И готовность защищать эти ценности даже в ущерб «интересам».
Разумеется, декларировать наличие этих атрибутов может кто угодно, но есть достаточно простые критерии истинности.
Для того, чтобы можно было квалифицировать централизованное полиэтническое государство, обладающее достаточной мощью, как Империю, оно должно соответствовать всего лишь трем критериям:
1. Хоть один этнос или одно государство должно войти в состав Империи абсолютно добровольно.
2. Этносы, даже покоренные силой, но входящие в естественный культурный ареал Империи, достаточно скоро не только примиряются с существующим положением вещий, но и искренне начинают отождествлять себя с Империей.
3. Хоть одна война в его истории должна оказаться идеалистической - т.е. не преследовать никаких сколь угодно скрытых «интересов», а вестись только ради декларируемых Империей ценностей.
Все сразу делается ясно и просто.
И обнаруживается, что в истории европейских народов были только две подлинных Империи - Римская и Российская.
И фраза о «третьем Риме» тоже становится самоочевидной.
А любые Pax Britannica, Pax Americana и прочие - это так, слова на заборе.
Тут, конечно, можно заняться любым буквоедством.
К примеру, попытаться развернуть дискуссию на тему, насколько можно считать добровольным вхождением присоединение Пергамского царства по завещанию, да в каком смысле считать «вхождением в Империю» службу племен-федератов…
Но для человека, не заинтересованного в злостном буквоедстве, а руководствующегося здравым смыслом, все понятно.