УСИЛИЕ И СТРЕСС

Sep 14, 2015 22:21

Одна из распространенных трудностей, с которой сталкиваются ученики на суфийском Пути - это ошибочное принятие напряжения за усилие. Длительное напряжение вызывает стресс и фрустрацию, тогда как правильная концентрация сил, хотя и требует значительных усилий, ведет к развитию новых способностей.

В книге "Знать как знать" Идрис Шах писал:
Чтобы заняться тем, что действительно позволит развиваться, людям следует брать на себя решение задач, обеспечивающих усилие правильного вида и степени.

Можно легко обнаружить, что люди, добившиеся по-настоящему значимых результатов, сделали это посредством упомянутого метода - с помощью концентрации сил. Когда у людей что-то пошло не так, это нередко результат того, что они прибегли к напряжению, а не концентрации. Стресс разрушителен и не дает конструктивных результатов.

Когда надрыв принимают за усилие, а напряжение за упражнение, - это создает существенные проблемы.

Говоря на эту же тему, Омар Али-Шах часто подчеркивал, что очень важно правильно концентрировать усилия: по его выражению, pay attention, not tension, - относиться к какой-либо деятельности с полным вниманием, но без напряжения.

Для меня лично данный вопрос далеко не только теоретический и совсем не праздный, поскольку нахождение ответа на него стоило мне нескольких лет, потраченных на исправление последствий влияния стресса на здоровье.

Когда мы испытываем эмоциональное напряжение, в нас активизируется адреналиновый комплекс - гормоны хищника, готового нападать, или жертвы, готовой защищаться. Этот комплекс веществ был предназначен природой для того, чтобы действовать в течение короткого времени - пока живое существо нападает или убегает. В этом смысле он полезен и оправдан - для сохранения жизни. И даже нам, в современном обществе, он необходим - чтобы увернуться от внезапно вынырнувшего из-за угла автомобиля или не застрять в быстро захлопывающихся дверях лифта.

Беда в том, однако, что мы используем "гормон хищника" в тех ситуациях, где непосредственной угрозы жизни и в помине нет - например, перед экзаменами, при собеседовании на работу, перед встречей с человеком, который для нас важен, и в тысяче разных других ситуаций, где совсем не нужно эмоционального напряжения, достаточно просто сконцентрироваться, собраться с силами.

Но мы привыкли к адреналину и напрягаемся по привычке.

Та же самая беда преследует нас, когда мы начинаем заниматься духовными практиками: мы все время боимся, что чего-то не успеем (стать Буддой, или "человеком номер семь", или Абдалом  в течение одной отдельно взятой жизни), или что делаем что-то не так, или делаем недостаточно, и нас могут осудить или не похвалить, либо кто-то делает лучше нас, а мы отстаем, и надо догонять и т.д. Это рождает эмоциональное напряжение и даже стресс.

Из опыта могу сказать - ни одна из этих вещей не помогает нам собраться с силами.

Собраться с силами нам помогает совсем другая вещь. Эта вещь - особый вид концентрации или внимания, которое функционирует независимо от эмоций и низшего «я» и не создает стресса, зато создает высшую степень эффективности. Эмоции (желание и страх) только мешают концентрации. Пока человек не знает, что это такое, эти слова, к сожалению, мало что будут для него значить. Концентрация не сопровождается выбросом адреналина и других гормонов стресса, как обычно бывает, когда человек себя «пришпоривает». Она работает на другом "топливе". Запас этого топлива, разумеется, нужно создавать и поддерживать.

О том, что это за топливо, некоторое представление может дать, в частности, вот эта история, которой я и завершу мою сегодняшнюю заметку:

ЗОЛОТОЕ СОКРОВИЩЕ

Давным-давно жил-был купец по имени Абдул Малик. За его щедрость люди прозвали его Добрым человеком из Хорасана. Абдул Малик постоянно жертвовал из своих несметных богатств на благотворительные цели и часто устраивал пиры для бедняков.
Но вот однажды он задумался над тем, что отдает только малую часть своих богатств и что истинная цена его щедрости ничтожна по сравнению с удовольствием, которое она ему доставляет. И он тут же решил раздать все до последнего гроша на благо людей.
Так Абдул Малик расстался со всем своим состоянием. Он освободился от всего, чем владел, ожидая встретить то, что приготовила для него жизнь. Как-то во время медитации перед ним возникло странное видение: прямо на его глазах, словно вырастая из пола, стала вырисовываться фигура таинственного дервиша в залатанных одеждах.
- О Абдул Малик, добрый человек из Хорасана, - нараспев произнес дервиш, - я - твое реальное «я», теперь ставшее для тебя почти осязаемым потому, что ты проявил истинную щедрость, по сравнению с которой твоя репутация щедрого человека - ничто. И за это, а также за то, что ты сумел расстаться со своими богатствами, не думая о своем удовлетворении, я награждаю тебя из реального источника наград.
С этого дня я буду являться пред тобой каждый день в этом облике. Ты будешь ударять меня, и я буду превращаться в золотую статую. Ты можешь отламывать от статуи столько золота, сколько пожелаешь. И пусть тебя не беспокоит, что этим ты принесешь мне ущерб, ибо сколько бы ты ни взял, все это будет восстанавливаться из источника всех даров. Сказав это, он исчез.
На следующее утро Малика пришел навестить его друг Бай Ака. Только они уселись, перед ними возник призрак дервиша. Малик ударил его палкой, и дервиш, повалившись на пол, превратился в золото. Немного золота Малик взял себе и немного подарил своему гостю.
Возвратившись к себе домой, Бай Ака, не зная, что всему этому предшествовало, стал думать, как бы и ему совершить подобное чудо. Он много слышал о чудесных силах дервишей и пришел к такому выводу: чтобы заполучить золото, достаточно избить дервиша.
Бай Ака во всеуслышание объявил, что устраивает богатый пир, на который приглашаются все желающие дервиши.
В назначенный день к дому Бай Ака потекли толпы дервишей. Усадив всех за стол, он стал их обильно потчевать, пока они не наелись досыта. Затем он схватил железный прут и принялся лупить их так, что направо и налево падали избитые и покалеченные тела. Наконец, нескольким дервишам удалось схватить безумца, и они привели его к судье. Дервиши предъявили Бай Ака обвинение и в доказательство представили своих раненых собратьев. Бай Ака стал оправдываться и рассказал все, что случилось в доме Малика.
Малика вызвали в суд. Но по дороге его золотое «я» нашептало ему, что говорить судье.
Представ перед судом, он сказал:
- С вашего позволения, замечу, что, по-моему, этот человек сошел с ума или пытается как-то оправдать свою склонность нападать на людей без причины. Я в самом деле его знаю, но все то, что он рассказывает, совершенно не соответствует действительности.
Итак, Бай Ака поместили в сумасшедший дом, и там он пробыл некоторое время, пока не успокоился. Дервиши почти тут же выздоровели благодаря какой-то известной им науке. И никто не верил, что такое изумительное событие, как превращение человека в золотую статую, могло когда-либо случиться.
А Малик всю остальную жизнь, пока не отправился к своим предкам, продолжал разбивать статую, которая была им самим, и раздавать сокровища своего «я» тем, кому он мог помочь только материально.

Дервишская традиция говорит о том, что священники передают свои морально-возвышенные учения в иносказательной форме, но дервиши скрывают свои учения еще лучше, так как только усилия человека к пониманию или усилия со стороны обучающего мастера создадут эффект, который действительно поможет внутреннему изменению изучающего. Эта сказка еще больше походит на притчу, чем большинство ей подобных. Но дервиш, который рассказывал ее на базарах Пешавара, в начале XIX века, предупреждал: «Размышляй над первой частью рассказа, - там ты найдешь метод, не обращай внимания на мораль».

работа в группе, Идрис Шах

Previous post Next post
Up