В начале 13-го века Центральную Азию опрокинула волна монгольского нашествия. Орды Чингисхана сравнивали с землей целые города, поголовно истребляя жителей. Многотысячелетняя цивилизация оказалась на грани гибели.
В условиях надвигавшейся катастрофы, которую Учителя суфийской Традиции, как известно, предвидели и последствия которой предсказывали, было принято решение сосредоточить усилия одновременно по трем разным направлениям (так делалось всегда, и так делается сейчас). Первая часть суфиев переселилась в местности, не затронутые военными действиями, где учение могло быть сохранено на все еще благоприятной почве. Так поступил отец Джалаледдина Руми, перебравшийся с семьей из Балха в Конью. Суфийский поэт Саади также покинул родину, перебравшись в Багдад, тогда еще безопасный.
Вторая часть суфиев осталась противостоять завоевателям: при защите Хорезма был убит Наджмуддин Кубра, от рук монголов погиб Фаридуддин Аттар, не покинувший родного города, хотя и отославший предварительно всех своих учеников в безопасные места.
Третья группа осталась в захваченных городах, для того, чтобы исподволь направлять действия завоевателей в нужное русло, сохраняя и укрепляя, где возможно, суфийское наследие и влияние.
По Божьей воле, Бухаре было предназначено остаться одним из островков, где достижения цивилизации и учения удалось сохранить, и, судя по некоторым источникам, это произошло во многом благодаря предвидению Учителей Ходжагана. Незадолго до смерти
Ходжа Абдул-Халик Гиждувани призвал двух своих ближайших учеников, Ходжу Аyлия и Ходжу Арифа Ревгари, и велел им попытаться убедить всех членов Ходжагана перебраться в Бухару.
Ходжа Ариф Ревгари, тогда еще относительно молодого возраста, встал во главе Ходжаган и оставался в этой роли во времена монгольского нашествия. Он родился и жил в окрестностях Бухары, селении Ревгар. Согласно народному преданию, Чингисхан остановился в этой деревне, прежде чем осадить Бухару. Основная часть жителей в страхе покинула свои дома, только Ходжа Ариф остался и спокойно работал на ткацком станке. Чингисхана удивила его невозмутимость и мастерство, с которым он работал. Он спросил Ревгари, как ему это удается. Ходжа Ариф ответил: "Мое внешнее внимание сосредоточено на работе, а внутреннее - на Истине. Я не трачу силы на беспокойство о том, что происходит вокруг меня". Чингисхан был настолько поражен таким ответом, что распорядился не трогать жителей деревни, и велел Ходже Арифу ехать с ним в Бухару.
Конечно, проверить истинность этой легенды не представляется возможным, однако Бухара действительно избежала участи, постигшей Самарканд, где было истреблено почти все население. Возможно, благодаря заступничеству и убеждению Ходжи Арифа Ревгари, которого современники с почтением называли Главой Познавших (Пишува-и-Арифан), десятки тысяч жизней бухарцев были сохранены. Всему населению было приказано покинуть город, однако, когда наступили морозы, Ходжа Ариф, согласно тому же преданию, убедил Чингисхана совершить акт милосердия и позволить народу вернуться. Чингисхан прислушивался к советам Ревгари, поскольку питал уважение и суеверный страх перед людьми особой духовной силы, которых приравнивал к шаманам (как известно, тирана везде сопровождал его собственный шаман, статус которого был очень высок). Благодаря правильной тактике Ходжагана, Учителя которого старались налаживать отношения с людьми всех рас и верований, Бухара вернулась к нормальной жизни гораздо быстрее других городов.
*****
К сожалению, сведений о жизни Ходжи Арифа Ревгари сохранилось очень мало. Известно, что он возобновил практику громкого зикра - поминания имен Бога, произносимых вслух во время собраний дервишей. Существуют разные мнения по поводу того, почему Ревгари это сделал. Однако, по существу, причина в том, что все методы работы суфиев принадлежат лишь тому времени, для которого они созданы, поскольку "все, что попадает во власть Времени, становится жертвой Времени". Подлинный же суфизм находится в процессе постоянного обновления, приспосабливаясь к новым обстоятельствам.
Другие аспекты практик Ходжаган при Ходже Арифе Ревгари, тем не менее, оставались традиционными - основной рабочей единицей была группа или круг дервишей (халка), главными методами - совершение зикра, сухбат (духовная коммуникация между Учителем и учеником, пребывание в Присутствии Учителя) и обретение практической мудрости в той повседневной деятельности, которой посвятил себя ученик. Все Учителя Ходжаган добывали пропитание ремеслом и считали, что обычная жизнь является сокровищницей обучающих ситуаций. Судя по нижеприведенной истории, Ревгари считал очень важным, чтобы, прежде чем приступить к учению, потенциальный кандидат наладил свои мирские дела и не принимал неудовлетворенные потребности обычного рода за тягу к обучению:
К шейху Ревгари пришел человек и долго и искренне умолял принять его в ученики.
Шейх говорил с ним о его жизни и проблемах, а затем отослал его обратно, сказав: "Ты получишь ответ в должное время". Затем шейх позвал одного из своих старших учеников и сказал ему: "Пойди в дом того-то и того-то (предполагаемого ученика) и, не упоминая моего имени, предложи ему безопасную и выгодную работу в своем караванном деле". Вскоре после этого от предполагаемого ученика пришло письмо: "Прошу извинить меня за то, что больше не явился к вам, так как судьба была благосклонна ко мне, и я получил превосходную работу у одного из самых богатых купцов нашего города, и теперь все свое время я отдаю этой работе, в интересах своей семьи".
Не однажды шейх Ревгари правильно предсказывал, что люди, приходившие к нему, делали это в следствие постигшего их в жизни разочарования. Это не единственный пример такого его поведения в подобных случаях. (из сборника “Путь суфиев” Идриса Шаха)
Годом перехода Ходжи Ревгари в иной мир считается 1262. Если верить этой дате, то он прожил не меньше ста лет, некоторые источники даже утверждают, что ему было сто пятьдесят. В Узбекистане среди простых людей Ходжу Арифа Ревгари чаще называют Мохи-Тобон ("Ясная Луна") - как мы знаем из восточных сказок, с этим небесным светилом сравнивали мужчин и женщин, отличавшихся особенно выдающейся, необычайной внешностью.
Мавзолей Ходжи Арифа Ревгари, который находится в селении Шафиркан, в 40 км от Бухары, очень прост и непритязателен - словно подтверждая слова, сказанные самим Ходжой Арифом: "Глупость - искать нечто там, где невоспитанное воображение надеется его найти. На самом же деле оно везде, где вы можете извлечь его".
Мавзолей Арифа Ревгари - простая кирпичная дахма, окруженная стеной, вокруг которой расположена галерея, где паломники читают суры из Корана или просто сидят в молчании.
Туг рядом с мавзолеем - так называется высокий столб с треугольным флагом и силуэтом пятерни на вершине, который устанавливают рядом с захоронениями святых в Узбекистане, чтобы эти места были видны издалека, в качестве призыва и напоминания.