Приходила ли вам когда-нибудь в голову мысль, что, регулярно удовлетворяя физический голод, мы и не задумываемся о питании органов чувств? Получаемая нами пища впечатлений очень бедна: она задействует один, максимум два вида восприятия в каждое данное время. Остальные чувства остаются «недокормленными». Попадая в места Традиции, подобные испанской Альгамбре, заставляющие работать все пять чувств одновременно, мы испытываем ранее незнакомое ощущение наполненности и даже экстаза, природу которых не можем ни понять, ни объяснить.
А суть создания подобного переживания объяснима и воспроизводима, хоть и не проста...
Как писал британский арабист и дервиш Роберт Ирвин в своей книге (Robert Irwin, The Alhambra), «Альгамбра была создана в качестве машины для размышления». Я считаю удачным это выражение, но оно кажется мне неполным, потому что Альгамбра пробуждает не только мысль. Альгамбра - машина кайфа.
Изначально арабское слово
«кайф» означало получение впечатлений высочайшего качества, приводящих в экстатическое состояние сразу несколько органов восприятия. Кайф - не просто эстетическое удовольствие, и тем более не эйфория от стимулирующих веществ. Кайф - особая субстанция, производимая под влиянием правильной пищи впечатлений, и она может сохраняться в местах, где люди постоянно имеют доступ к такой пище. Если субстанцию кайфа перевести в следующую степень возгонки, она способна вызывать высшие состояния сознания, называемые суфиями асрар - «познание тайн».
Но все по порядку...
Комната для молитв, Альгамбра, Сала де ла Барка
(здесь и далее мои фотографии, если не указано иное)
*****
В августе этого года мне - наконец-то! - удалось побывать в Альгамбре - архитектурной жемчужине испанской Гранады. Так вышло, что в прошлые две поездки в Испанию попасть туда, как я ни пыталась, не получалось. Теперь я понимаю, что судьба заставляла меня терпеливо ждать этого момента, чтобы дать возможность попасть в самое сердце Альгамбры - мы называем его теккией, а туристы называют «комнатой секретов» или еще как-нибудь. В предыдущие приезды в Испанию это неприметное полуподземное помещение было закрыто для посещения, но тогда я этого не знала и (не видя дальше своего носа) чувствовала досаду из-за несбывшихся надежд. А сейчас помещение открыли. Я подробнее расскажу об октагональной теккии Альгамбры в Части 3, а сейчас продолжу...
Вид на Гранаду из Альгамбры
...Альгамбра, поразительно выгодно расположенная на уступе скалы в северной оконечности испанской Гранады, представляет собой не единую крепость или дворец, а целый комплекс дворцов, строившийся в течение нескольких веков. Наиболее знаменитые части Альгамбры были построены в 14-м веке. Полагают, что название Альгамбры происходит от арабского аль-хамра - «красная», либо от имени одного из ее первых застройщиков, основателя династии Насридов Ибн аль-Ахмара, чье имя также значит «красный». Иногда имя Альгамбры связывают со словосочетанием Дар аль-Амра, что означает «Дом Хозяина». Эта версия мне, лично, нравится больше, потому что прямо указывает на существовавший в Альгамбре центр Традиции.
Почему указывает, и кто такой Хозяин Альгамбры?
В суфийской Традиции считается, что, если в каком-либо месте осуществляется деятельность, целью которой является создание Совершенного Человека, эта деятельность привлекает определенную Силу, но не безличную, а обладающую своеобразной индивидуальностью (И.Шах, «Суфии»). С этой Силой можно войти в содружество, но она будет содействовать искателю лишь в том случае, если его побуждения чисты, а сам он лишен самости. Более того, она будет действовать особым образом, а не так, как этого может ожидать искатель.
Как суфии попали в испанскую Гранаду?
...В 8-м веке Испания, в результате завоевания арабами из северной Африки, превратилась в неотъемлемую часть культурного пространства, протянувшегося от Гибралтара до Инда. На долгих восемьсот лет, вплоть до Реконкисты, испанская Иберия стала западной провинцией исламского мира и колыбелью уникальной мавританской культуры, в которой западные черты переплелись с восточными. Более, чем где-либо, черты новой цивилизации укоренились в Андалузии, само название которой происходит от арабского Аль-Андалус.
В это время в Испанию проникают суфийские мистические школы, нашедшие благодатную почву в новорожденной цивилизации. Суфии во многом определят развитие наук, искусства, медицины и философии на века вперед не только в своих «домах силы» в Андалузии - Гранаде, Кордове, Севилье - но и в остальной Европе.
Об участии суфиев в создании Альгамбры свидетельствуют сохранившиеся названия некоторых ее частей: Сала де ла Барка происходит от искаженного арабского барака - благодать, сады Хенералифе изначально назывались Джаннат-аль-Ариф - «Сад Познавшего», который неправильно переводят как «Сад Архитектора» (словом ариф, «познавший», в средневековье именовали суфиев, и до сих пор называют так в Иране).
Сады Хенералифе
Из всех средневековых дворцов в Европе во время Реконкисты уцелела лишь одна Альгамбра. Как считал суфийский Мастер прошлого века Омар Али-Шах, этот факт далеко не был случайным. Он был тщательно спланирован теми, кто хотел сохранить Дом Хозяина для последующих поколений - как аккумулятор Силы, библиотеку в камне и образец машины кайфа:
«Как вам известно, мавры построили Альгамбру и сады Хенералифе. Сооружение чрезвычайно искусно построенное и отделанное, однако даже по стандартам того времени его убранство нельзя было назвать ни роскошным, ни богатым. Далее, совсем недалеко от Альгамбры, мавры возвели еще один дворцовый комплекс, названный Мадина Аз-Захра, который был ослепительно красивым и броским, со стенами, отделанными драгоценными и полудрагоценными камнями и цветным мрамором со всего мира - он выглядел роскошно. Таким он и был.
На самом деле Мадина Аз-Захра была создана в качестве того, что сейчас называют модным термином «отвлекающий маневр». Во время Реконкисты войска Фердинанда и Изабеллы буквально разобрали дворцы и мечети Мадины Аз-Захры по частям, из-за их редкого мрамора и других ценных материалов - там были, например, мраморные троны, выложенные драгоценными камнями и т.п. Они забрали все это и использовали для своих собственных зданий, а Альгамбру оставили в покое, потому что, кроме кирпича и штукатурки, там ничего не было».(из книги Омара Али-Шаха «Суфийская Традиция на Западе, глава 8, «Теккии и техники»)
Это действительно так. Альгамбра, при всей утонченности дизайна и отделки, была создана из самых дешевых материалов. Замечательные узорно-каллиграфические рельефы ее стен были вырезаны по обычной алебастровой штукатурке и побелены известью, декоративные панели со сложнейшими геометрическими мозаиками - из глиняных плиток, покрытых эмалью, а узоры сводов, отражающие космические законы, просто раскрашены краской.
Так Хозяин Альгамбры уберег свое детище для будущих поколений.
Вот что осталось от дворца Мадина Аз-Захра после испанской Реконкисты -
ни камня на камне, в буквальном смысле
*****
О тех, кто спроектировал чудо Альгамбры, не сохранилось почти никаких письменных свидетельств. По выражению Роберта Ирвина, Альгамбра - «ярко освещенное солнцем место, напичканное загадками». Он предполагал, тем не менее, что ключевые части комплекса были построены под руководством Ибн аль-Хатиба, суфия 14-го века, бывшего визирем тогдашнего правителя Гранады, при содействии других Мастеров.
Следует понимать, что в средние века отрасли знания под названием «архитектура» не существовало. Мастер-Строитель в мавританской Испании назывался мухандис, что означало «геометр», так как основной наукой, которой он владел, была геометрия. Мухандис являлся ученым-универсалом, владевшим также навыками инженера и землемера.
Миртовый Дворик, одна из ключевых частей Альгамбры
Нужно также понимать, что геометрия, которой мы обучались в школе, очень отличается от сакральной геометрии, передаваемой средневековыми Мастерами своим ученикам. Нам очень трудно это принять, но им не требовалось ни доказательств теорем, ни нахождения неизвестных. Геометрия Строителей была земным отражением Божественной Матрицы, все многообразие которой было создано Великим Архитектором с помощью всего двух вещей - окружности и прямой линии. Поэтому все, что было нужно мухандису - это циркуль и угольник.
Ни сопромата, ни физики в те времена не существовало, строители ориентировались только на уже приобретенный ими и их предшественниками опыт. Не было никаких трактатов по архитектуре и строительству, знания передавались только устно. (Подробнее о средневековых Мастерах-Строителях я писала
здесь). Следует отметить, что арабские ученые Испании обладали значительно бОльшими познаниями, чем их коллеги в других частях средневековой Европы.
Хотя наиболее мощные центры изучения математики и других наук в 11-14-м веках находились в Басре, Багдаде и других городах Ближнего Востока, суфии Андалузии тоже внесли свой вклад в развитие наук, и в частности, в области геометрии. Кроме того, благодаря им в Европе стали известными идеи, изложенные в трудах эзотерического общества, называющего себя Братьями Чистоты (Ихван ас-Сафа).
Об их работе и влиянии на создателей Альгамбры мы узнаем в
Части 2.