«КОСМИЧЕСКИЙ ГОСТ»: Часть V. САКРАЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ И СИМВОЛЫ ТРАДИЦИИ

May 03, 2015 16:23


Часть I
Часть II
Часть III
Часть IV
Передача Учения посредством символов может быть настолько же эффективна, как и при помощи слов. Многие символы, используемые современными масонами, были ими унаследованы от средневековых орденов Мастеров-Строителей, которые закодировали в символах соотношения, почитающиеся сакральными.

Корни из 2, 3 и 5

Всем известный герб Строителей - перекрещенные циркуль и угольник - символизируют два основных принципа священной геометрии - Ad Triangulum и Ad Quadratum - «от треугольника» и «от квадрата» и соответствующие им пропорции корня из 2 и корня из 3. Циркуль раскрыт под углом 60 градусов - таким же, как у вершин равностороннего треугольника, а угольник, как и полагается, имеет угол 90 градусов - как углы квадрата. (Вообще, в символической форме сакральные пропорции чаще выражались при помощи углов, нежели при помощи соотношений длины).

На нижеприведенной иллюстрации - герб Строителей, для наглядности помещенный на фоне чертежа готического Миланского собора, в котором были материализованы принципы «от треугольника» и «от квадрата»:



Золотой треугольник

А вот в этом масонском шевроне, помимо корня из 2 и корня из 3, также отражена пропорция золотого сечения:



Pавнобедренный треугольник, внутри которого изображено «Всевидящее Око», имеет угол при вершине в 108 градусов. Это «большой золотой треугольник», названный так потому, что соотношение между каждой из его сторон и основанием является золотым сечением. Треугольники с углом 108 градусов являются составными частями пентаграммы, которая по сути вся состоит из пропорций золотого сечения:



В других образцах символики Строителей со «Всевидящим Оком», однако, изображение глаза помещено в треугольник (точнее, пирамиду) с углом при вершине в 45 градусов. Таким образом, вместо золотого сечения символ содержит пропорцию корня из 2 (диагональ делит квадрат на два треугольника с углами при основаниях в 45 градусов).



Восемь равносторонних треугольников с углом при вершине в 45 градусов (аналогичных треугольнику на данном символе) образуют октагон.

«Всевидящее Око» - Vesica Piscis

Что касается геометрической символики самого «Всевидящего Ока», то она имеет отношение к основе основ науки Строителей, «матери» всех Божественных пропорций - так называемому Vesica Piscis - «рыбьему пузырю» или «глазу», образующемуся на пересечении двух окружностей одинакового диаметра.



Сакральная геометрия начинается с Vesica Piscis. Как мы уже наблюдали в предыдущем разделе «Космического ГОСТа», Части IV о корнях, на пересечении двух окружностей рождаются две главные формы Строителей - квадрат и равносторонний треугольник, а также сразу три базовые пропорции: корень из 2, корень из 3 и корень из 5.

Раннее христианство придавало очень большое значение Vesica Piscis, это был один из символов Христа. Согласно одной из мистических  трактовок, Христос («Сын Человеческий») рождается на пересечении круга Божественного с кругом человеческого.

Раннехристианская архитектура (в частности, византийская) практически не обходилась без Vesica Piscis.



Внешний вид Константинопольской Софии и Vesica Piscis

Часто можно встретить Vesica Piscis не только в архитектурных планах, но и в символических изображениях, особенно связанных с Христом:


Изображение Христа внутри Vesica Piscis над входом в Шартрский собор, оставленное Строителями как зашифрованное указание на архитектурный замысел собора, в основе которого лежит эта базовая форма

Пятилепестковая роза

Практически во всех готических соборах можно встретить пятилепестковую розу - в виде лепных украшений или витражей. Любой символ из пяти или десяти элементов - указание на пропорцию золотого сечения (см.выше - пропорция золотого сечения в пентаграмме). Ряд золотосеченных спиралей действительно образуют красивый фрактальный узор, напоминающий розу витражей готических соборов.



Мальтийский крест

Восьмиконечный символ, известный как мальтийский крест, также традиционно содержит символику сакральной геометрии. Мальтийский крест носили рыцари - члены ордена госпитальеров, который ведет свое происхождение от сообщества монахов, обслуживающих госпиталь, устроенный в Иерусалиме для христианских паломников во времена крестовых походов. (Интересным был тот факт, что госпитальеры, подобно ранним суфиям, носили длинные одеяния из грубой верблюжьей шерсти). Орден поддерживал тесные связи с тамплиерами. Позднее его члены обосновались на Мальте - отсюда и название креста.

Изначально мальтийский крест состоял из четырех равносторонних треугольников, отражая пропорцию корня из 3. Позднее треугольники превратились в раздвоенные дельтоиды - части пятиконечной звезды, и тогда символ стал выражением золотого сечения. В настоящее время мальтийский крест, согласно официальному сайту ордена, представляет из себя восьмиконечную звезду, основанную на октагоне и пропорции корня из 2:



Помимо этого, в современном варианте мальтийского креста закодированы пропорции корня из 3 и корня из 5, а также число пи. (Обратите внимание на малую окружность, очерченную вокруг одного из «дротиков». Углубление «дротика» вписывается в окружность с диаметром, равным ширине этого углубления. Отношение длины окружности к ее диаметру и есть число пи).

Некоторые из российских императорских наград имели форму мальтийского креста.

Треугольник 3-4-5

Очень важное место в науке Строителей занимал треугольник со сторонами 3, 4 и 5. Из-за его популярности еще у создателей пирамид данный треугольник называют египетским. Глава масонской ложи носил на груди угольник с двумя неравными по длине сторонами, находящимися в отношении 3 : 4, как символ этого треугольника.

На гравюре Атанасиуса Кирхера, уже не раз упоминавшейся здесь, присутствует изображение треугольника 3-4-5 в форме, показывающей его отношение к теореме Пифагора.  Мудрец в восточной одежде указывает на треугольник 3-4-5, стоящий на земле, в то время как взгляд мудреца направлен на магический квадрат 3 х 3, парящий в небесах. Кирхер явно хотел подчеркнуть связь между треугольником 3-4-5, теоремой Пифагора и магическим квадратом (кстати, древние китайцы были знакомы с решением теоремы за много веков до самого Пифагора).

Связь действительно есть. В центральной и двух соседних с ней клетках любого магического квадрата типа Ло-Шу всегда присутствует так называемая пифагорейская триада - три целых числа, которые могут быть сторонами прямоугольного треугольника. (О магических квадратах более подробно в части III "Космического ГОСТА"). Например, в квадрате Ло-Шу, 3 х 3, вы найдете треугольник 3-4-5 в левом верхнем углу:

4       9       2

3       5       7

8       1       6

3-4-5 - наименьшая из пифагорейских триад, так же как квадрат 3 х 3 - наименьший из магических квадратов.  Отношения сторон любого прямоугольного треугольника есть лишь вершина айсберга более сложной системы отношений, описываемой магическим квадратом.  Если переводить символику Кирхера в слова, то можно сказать, что треугольник типа 3-4-5 является земным (и только частичным) выражением идеальных небесных числовых соотношений. Тем не менее, даже вершина айсберга есть намек, отражение совершенства - отсюда почитание Строителями треугольника 3-4-5.

Пчелиный улей

В своем главном центре - церкви Рослин - шотландские тамплиеры оставили целый ряд знаков о своей принадлежности к братству Строителей. Один из них - совсем небольшое сквозное отверстие в стене под крышей, вокруг которого изображена роза. Отверстие было сделано для пчел, которые проникали в него снаружи и всегда кружились под потолком храма.

Пчелиный улей был одним из символов, напрямую указывающим на принадлежность братств Мастеров-Строителей великой Традиции.



Как пишется в книге «Суфийские тексты»:

«Существует много легенд о Сармун-Даргаут (Двор Пчел), и одна из них такова. Утверждается, что настоящее знание существует как реальный предмет потребления, например, пчелиный мед. Так же, как мед, его можно накапливать. Время от времени в человеческой истории наступают периоды, когда оно лежит без пользы и происходит его утечка. В таких случаях члены братства Сармун и их коллеги со всего света собирают его и помещают в особое хранилище. Затем, когда наступает соответствующий момент, они снова открывают его миру − через специально обученных эмиссаров."

масоны, сакральная геометрия, корень из двух и корень из трех, готические соборы

Previous post Next post
Up