По богатству символического смысла, содержащегося в шахматах, они являются наиболее важными из всех игр. Их называют «царской игрой» - занятием, достойным королей. Подобно картам Таро, шахматные фигуры представляют собой нe что иное, как элементы жизни и философии.
(Мэнли Холл)
Неожиданный факт: хотя шахматы считаются интеллектуальной игрой, искусство шахматиста во многом заключается в способности активизировать свойство сознания, действующее в обход рассудка и оперирующее при помощи многомерных образов.
Иллюстрация к книге «Алиса в Зазеркалье», автор Ральф Стидмен (Ralph Steadman)
Как утверждают современные
исследователи, мастера шахмат, тренирующиеся в течение многих лет, совершенствуют схемы коммуникации между двумя областями мозга. В отличие от любителей и обычных людей, опытные шахматисты активнее используют интуицию. Концепция следующего хода генерируется в их сознании очень быстро, без сознательного поиска. Это подтверждают и
другие эксперименты: вопреки ожиданиям ученых, области мозга, которые считаются ответственными за общий интеллект, во время шахматной игры оказались незадействованными.
Как говорил советский гроссмейстер Михаил Таль: «Для многих моих коллег красота игры заключается в торжестве логики. ... Я тоже нередко добиваюсь цели с помощью здравого смысла, но все же больше ценю в шахматах триумф алогичности, иррациональности, абсурда».
Стоит отметить, что аналогичное свойство активизируют в сознании ученика обучающие истории и анекдоты дервишей.
Интересно также, что, по
свидетельствам арабского историка Абул-Хасана Аль-Масуди, присказки и анекдоты сопровождали партии средневековых мастеров шахмат:
«Многие из них утверждают, что эти шутки и анекдоты побуждают к шахматной игре и способствуют притоку правильных мыслей. Они подобны рифмованным восклицаниям, которые употребляют воины во время состязания, погонщики, когда устают, шатающиеся от жары люди, которые ищут воду. Шутки и анекдоты - подспорье игрока, подобно тому как стихи - подспорье сражающегося».
...Мой дед по материнской линии, доживший до девяноста семи лет и до последних дней прекрасно игравший в шахматы, буквально сыпал стишками, присказками и поговорками во время игры. Теперь-то я понимаю, что смыслом сего действа было выведение сознания из тех областей, где находится рассудок, в те области, откуда приходит наитие...
Что же происходит в этих таинственных областях? Возможно, сознание игрока связывается с
Архетипом шахмат - сущностью
обучающего Инструмента, в качестве которого шахматы были подарены человечеству. Сущностью, иногда олицетворяемой в образе Каиссы - шахматной музы. Фигуры на доске - не просто кусочки дерева или металла: в каждую из них был вложен элемент Учения о внутреннем развитии человека. Как писал философ-мистик прошлого века Мэнли Холл в своей работе
«Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии»:
«Белый король и его свита символизируют Я и его средства. Черный король со свитой символизирует не Я, а ложное Эго и его легион. Игра в шахматы, таким образом, представляет вечную борьбу частей сложной природы человека против собственной тени».
Символизм борьбы темного и светлого начал, идеально воплощаемый в шахматах, особым образом отражен в трактате 15-го века «Нравоучительная шахматная игра Дамы» (Le Jeu des Echecs de la Dame moralisée) неизвестного автора:
Отец Тьмы играет в шахматы с Дамой, пытаясь соблазнить ее возвышенными понятиями о любви, заставить совершить ошибку и програть партию, в которой на кон поставлена душа Дамы. Черные фигуры в распоряжении князя мира сего представляют мирские соблазны и пороки, тогда как белые фигуры, которыми играет Дама, символизируют разного рода добродетели. Так, гордыня противостоит смирению, лживость - искренности, вражда - благосклонности и так далее. Дьявол делает первый ход, передвигая свою пешку (самолюбие), в ответ на что Дама передвигает свою - любовь к Богу. Каждому ходу посвящена отдельная глава трактата. Через 16 ходов Дама объявляет шах черному королю с помощью своей королевы (ферзя), символизирующей смирение.
Фрагмент картины Лукаса ван Лейдена «Партия в шахматы», 1518 г.
Мэнли Холл также пишет о шахматных фигурах как об олицетворении различных составляющих человеческого существа:
«С философской точки зрения король представляет дух, королева (ферзь) - ум, епископы (слоны) - эмоции, рыцари (кони) - жизненную силу и замки (ладьи) - физическое тело. Пешки и фигуры на стороне короля - положительные, а на стороне королевы - отрицательные. Пешки (восемь частей души) являются чувственными импульсами и инструментами восприятия. Природа каждого шахматиста открывается в способе, которым он передвигает фигуры, а геометрия является ключом к его интерпретации. Например, ладья (тело) движется по прямой, а слоны (эмоции) - по диагонали; король, будучи духом, не может быть пленен, но проигрывает игру, окруженный таким образом, что оказывается обездвижен».
Детали шахматной композиции «Единство цели христиан».
Автор Е.В.Уралова, 2000 г.
Конечно, можно поспорить с некоторыми деталями интерпретации Холла, тем более, что в наиболее древнем варианте шахмат - индийской чатуранге - не было королевы (ферзя), и пешек было всего по четыре у каждого из четырех игроков, но в целом подход к шахматным фигурами как к элементам Системы, безусловно, имеет основание. Под Системой я имею в виду нечто универсальное, объединяющее знание не только о внутреннем устройстве человека, но и о природных элементах (алхимию), сакральную геометрию, философию и т.д.
Шахматы. Художник Владимир Куш
Главная фигура в игре - конечно же, король. Он незаменим, жизненно важен для всей системы и все же относительно уязвим, так, что остальные фигуры должны его защищать. Аналогом в человеке является его самая глубинная и тонкая часть - дух, сущность или сердце.
В суфийской Традиции соответствующим понятием является калб - сердце, разум, душа; сокровенная мысль; ядро, суть; лучшая часть. Как пишет Идрис Шах в книге «Суфии»: «Это слово является также частью фразы «калб-уль-мукаддас» (буквально «Священное сердце»), которая употребляется для обозначения той части человечества, что познает суть Божественного».
Когда Иоанн Креститель говорил, что сам он крестит лишь водой, но Иисус «будет крестить вас Духом святым и огнем» (Мф, 3:11), он имел в виду именно эту высшую часть в людях, пробуждаемую Христом.
Как упоминалось в
первом этюде, древний мир видел все существующее состоящим из пяти базовых элементов или стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира.
Распределение основных элементов в алхимической реторте. Снизу вверх: земля, вода, воздух, огонь и эфир. Иллюстрация из книги розенкрейцера и алхимика Роберта Фладда, 1617 г. (
источник)
В символизме самого древнего вида шахмат - индийской чатуранги для четырех игроков, где отсутствовала фигура ферзя, король представлял два высших элемента - эфир и огонь. Когда игра стала парной, и у королей появились помощники, которых в Индии называли мантрин (маг, знающий мантры), а в Персии - ферзь (везирь), последний стал символом огненного начала, а король - еще более высокого, эфирного.
Ход короля никогда не менялся за всю историю шахмат - геометрически он представляет собой октагон, охватывая восемь ближайших клеток.
Октагон как символ королевской фигуры "неожиданно" появляется также в совершенно другой Системе, где
восьмеричными символами были отмечены «столпы» четырех мастей («путей»-турук) в древней колоде карт, ставших прототипом Таро.
Хотя король кажется менее динамичным, чем другие фигуры, ему доступны все направления и все 64 клетки доски - так дух пронизывает все существо человека, он многомерен и существует одновременно в прошлом, настоящем и будущем. Когда развитие сущности становится невозможным из-за неблагоприятных обстоятельств или из-за подавления ее другими аспектами личности, «игра» человека на поприще Духа заканчивается (даже если при этом его рассудок и тело все еще функциональны).
Земное тело в четверице изначальных фигур, судя по всему, символизировалось ладьей. Как писал югославский шахматист Павле Бидев в очень интересном
исследовании о символизме шахмат, в чатуранге ладья называлась колесницей (ратха), что сразу напоминает о восточной метафоре, уподобляющей тело колеснице, чувства - лошади, а разум - вознице.
Физическая оболочка - наиболее инертная и пассивная часть в существе человека, соответствующая стихии земли, и это вполне логично - древняя натурфилософия считала человеческое тело состоящим из земли (праха, глины). Даже звучание слова «земля» на санскрите - притхиви - созвучно названию фигуры ратха.
Колесницы в чатуранге стояли в четырех углах доски, так же, как и нынешние ладьи, формируя квадрат - геометрический символ стихии земли в Древней Индии (как и в Китае, и других древних культурах).
Иллюстрация из статьи Павле Бидева
Более того, и движение колесницы было квадратным - как и нынешняя ладья, она могла двигаться только по прямой, правда, по-видимому, изначально лишь на третью клетку. Таким образом, в распоряжении колесницы было всего 16 клеток доски.
...Сохранилась весьма интересная шахматная история из восточной рукописи 16-го века, проливающая свет на символическую роль ладьи, а также скрыто указывающая на суфийский метод. Она известна как «Мат Диларам»:
Диларам, чье имя на персидском означает «Блаженство Сердца» была любимой наложницей везиря, известного своей страстью к игре в шатранж (средневековая персидская версия шахмат). Однажды везирь, играя против сильного соперника, раз за разом терпел неудачу, так что в конце концов проиграл все свое состояние. Надеясь все отыграть, отчаявшийся поставил на кон единственное, что у него осталось - красавицу Диларам, покорно наблюдавшую за игрой из-за занавески. Игра была напряженной, и вот на доске остались следующие фигуры:
Казалось, что еще одно движение, и белому королю несдобровать. Несчастный игрок готов был проститься со своей Диларам, но вдруг услышал тихий голос возлюбленной: «О господин, пожертвуй ладьями и обретешь Диларам». И тут на везиря низошло озарение! Он отдал обе ладьи и поставил мат черному королю.
1. Лh8+ Кр: h8
2. Аf5+ Крg8
3. Лh8+ Кр: h8
4. g7+ Крg8
5. Кh6×
(В шатранже слон (А) мог двигаться лишь на третье поле по диагонали и, подобно коню, прыгать через другие фигуры).
Суфийская суть истории становится очевидна, если вспомнить значение ладьи как символа земного тела. Тогда фраза Диларам звучит совсем иначе: «пожертвуй усладами тела и обретешь блаженство сердца (Диларам)», а шахматная задача приобретает глубокий обучающий смысл. Персонажи везиря и Диларам, как в сказках дервишей, представляют различные аспекты «я»: первый - внешнюю личность, рассудок, вторая - тонкое качество, скрытое внутри человека, связанное с озарением, наитием, прямым знанием.
...Но вернемся к другим фигурам и взглянем на пешки, которые считаются самыми слабыми участниками шахматной битвы. Мэнли Холл пишет, что в символическом смысле пешки представляют чувственные импульсы и инструменты восприятия. Не отвергая с ходу данное толкование, я все же хотела бы рассмотреть и другой вариант значения пешек как аспектов человеческой природы.
Согласно древнему учению (фрагменты которого были, в частности, изложены в прошлом веке русскоязычным мистиком Г.И.Гурджиевым и его учеником, П.Д.Успенским), различные «центры» человека - интеллектуальный, эмоциональный и двигательно-интуитивный - имеют высшую и низшую части.
Высшие части двигательно-интуитивного центра задействуются в нас вполне полноценно, а вот что касается интеллектуального и эмоционального, то, в обычном состоянии, человек имеет дело лишь с их низшими частями. Высшие же их части, хоть и имеются в нас полностью развитыми, бОльшую часть времени не проявляются из-за отсутствии соответствующего «топлива» - тонких энергий. (Я подробно писала об этом
здесь).
Редкими проявлениями высшего эмоционального центра являются духовидение, ясновидение и яснослышание, творческое вдохновение гениев и то, что пророки называли «пребыванием в Духе». Проявлением высшего интеллектуального центра является прямое знание, приходящее без посредства слов или книжного обучения, чаще всего в образной форме, которую гностик не всегда способен выразить средствами обычного языка.
Пешки вполне могут выражать идею низших частей центров человека. Они - одномерны и чрезвычайно медленны по сравнению с высшими центрами, поэтому могут двигаться только вперед на одну клетку и становятся полноценными фигурами лишь на восьмой клетке. Как пишет Павле Бидев, существовали старые правила, по которым пешка превращалась не только в ферзя, но в любую фигуру, на изначальную клетку которой попадала: например, дойдя до b8 или g8, она становилась конем, встав на c8 и f8, превращалась в слона и т.д. На языке шахматных символов это означает, что только в процессе духовного продвижения человека его низшие аспекты способны выйти на уровень, где возможна их связь с высшими центрами и достижение состояния Совершенного Человека.
Помимо короля, ферзя, ладьи и пешек, в протошахматах были еще две фигуры - конь и слон.
Cемь миниатюрных скульптур из слоновой кости - пока древнейший из найденных
шахматный набор, включивший все виды фигур. Самарканд, 7 в. (
источник)
Ход коня был в древности точно таким же, как сейчас - буквой Г.
Ход слона в чатуранге отличался от известных нам:
Есть также интересный вариант хода слона, упомянутый в рукописи арабского историка Аль-Бируни об Индии:
Источник Вызовом нашего этюда будет попыться определить, с какими элементами (алхимическими, духовными и т.д.) могли ассоциироваться конь и слон в протошахматах? Мнения разных исследователей на этот предмет сильно разнятся.
При поиске можно руководствоваться следующими пунктами:
- почему фигура названа именно так,
- какова связь ее прототипа с мифологией, натурфилософией древнего мира,
- как она изначально двигалась в протошахматах (геометрия, количество клеток в одном ходе, сколько всего доступных ей клеток на доске - эти вопросы мы немного обсуждали в предыдущем этюде),
- какова исходная позиция фигуры в протошахматах,
- любые другие соображения, которые покажутся существенными.
Как обычно, у кого появятся идеи, делитесь, пожалуйста, в комментариях. Поразмышляем вместе :)
Продолжение:
Шахматный этюд №4