Полгода назад написал этот черновик, но настолько сумбурно и в целом неудачно, что оптимизации он уже не подлежит. А писать заново в лом и просто некогда. С другой стороны, некоторые важные мотивы здесь всё-таки затронуты и могут стать отправной точкой разговора о танатосе. Что особенно важно, учитывая, что в русских и украинцах искусственно пробуждают танатос, сперва работающий на жажду убийств, затем на суицидальные побуждения и, в конце концов, на психосоматическое разрушение организма стрессом. Как защититься от такого рода индукций, попробуем обсудить.
Рене Жирар говорит, что начал там, где остановился Фрейд. Фактически, он развил учение Фрейда о танатосе. Причём, хоть и в другую совершенно сторону, чем это сделал Эрих Фромм, но пришёл к абсолютно совместимым с учением последнего о некрофилии выводам. Согласно Жирару, людям от природы свойственно убивать других людей без особой на то причины. В архетипах заложена схема, которую можно пересказать приблизительно так. Сперва мимезис - эгалитарное стирание различий между людьми (социально-иерархических, семейных, половозрастных и те де - ср. с "новой нормальностью"). Мимезис ведёт к формированию толпы, заражающейся желаниями своих членов до полной их, желаний, унификации и взрыва в резонансе. Когда все хотят одного и того же (как данайские женихи - Елены Прекрасной), соперничество растёт и в толпе, рано или поздно, одновременно вспыхивает желание убивать.
После периода экстаза, коллективной истерии, толпа синхронизируется в насилии по отношению к конкретному объекту - индивиду, или группе (исторически часто в роли этой группы выступали евреи). Потом жертву окружают толпой (непременно окружают во множестве историй со всего шарика), убивают и иногда (в наиболее архаических сообществах) поедают. Жирар приводит примеры, когда предназначенные к жертвоприношению и поеданию современными в т. ч. дикарями чужаки, в процессе подготовки их к жертвоприношению, объявлялись названными братьями. Затем убитые объявляются духами-покровителями убийц, или вознесшимися "на небеса" тотемическими предками, святыми, человекобогами, ангелами, богами и те пе.
Развитие общества, по Жирару, происходит в направлении перехода от регулярных стихийных убийств в процессе непрерывной травли дикарями друг друга ("ты чо такие штаны пидарские надел?", "ты какую музыку слушаешь?", "ты не с нашего раёна!") к убийствам ритуализированным, а затем и ритуальным. Такие окна Овертона: сперва нарождающаяся интеллигенция (в каковую пришлось превратиться наиболее виктимным представителям толпы дикарей, "омегам") разводит соплеменников на слегка усложнить процесс убийства, к примеру, окружить песнями-плясками; потом на ещё немного усложнить, потом на слегка отложить, потом ещё отложить, потом убивать только по праздникам, потом только по большим праздникам, потом только по юбилеям. Потом на заменить убийства людей жертвоприношениями животных. А потом заменить животных каиновыми хлебом и вином - "кровью и плотью" ряда ближневосточных божеств, вкл. Озириса, Диониса, Митру и Христа (каждое из которых имеет своё тотемическое животное). И вокруг этого процесса формируются религии и культуры.
Заслуга Фрейда в том, что он обратил внимание на характернейший (и популярнейший со времён древних греков!) миф об Эдипе, содержащий массу деталей, свойственных и множеству других мифов и т. о. позволяющий раскрыть их общий тайный смысл и секрет их очарования. Сходные мотивы ткж были обнаружены на заре психоанализа в фантазиях и сновидениях пациентов. К сожалению, интерпретация самим Фрейдом сюжета об Эдипе оказалась неудачной - он раскрыл лишь второстепенные, сексуальные мотивы мифа. Но уже и это было огромным прогрессом для того времени. Уже и это встретило (и продолжает встречать) колоссальное сопротивление. Рассмотрим же, развивая идеи Фрейда и Жирара, этот миф, чтобы докопаться до самого дна.
1. Начало истории весьма характерное. Царь Лай узнаёт от Дельфийского оракула, что ему не следует жениться на прекрасной Иокасте, т. к. их сын убьёт его. Царь решает убить новорожденного ребёнка. Сюжет, характерный для множества мифов и легенд самых разных народов, включая космогонические (Уран и Кронос, Кронос и Зевс и те де). Например, такова история древнего персидского Царя Кира Великого (удивительно напоминающая, с одной стороны, историю основателей Рима Ромула и Рема, а с другой - историю Моисея). Дедушка-царь распорядился убить новорожденного внука, пастух отнёс его в горы и там подменил собственным сыном, труп которого показал царским слугам. В другом варианте, брошенного на съедение диким зверям младенца вскормила не то волчица, не то дикая собака. А сохранивший ему жизнь военачальник Гарпаг был жестоко наказан: ему скормили тело его собственного сына. Позднее Кир поднял восстание, а Гарпаг отчего-то был направлен восстание подавлять - и перешёл на сторону Кира вместе с войском.
Что в истории Кира обращает на себя внимание? Достоверно установить происхождение Кира явно не представлялось возможным. А Гарпаг проявляет слишком большое участие в судьбе Кира: сперва спасает его, затем усыновляет (или приближает в кач. доверенного раба), помогает сделать карьеру, а в конце концов, поддерживает его восстание и подтверждает царское происхождение. Из чего можно заключить, что он и является наиболее вероятным реальным отцом Кира. Всё остальное - типовая пиар-схема, призванная легитимизировать нового царя. Тут важны два момента. А) Все истории, связанные с убийствами на почве мимезиса (стирания различий и отмены конкуренции), полны символизма. По Фрейду, природа символизма в страхе перед подлинными побуждениями человека, который он - и обладающий аналогичными побуждениями коллективный рассказчик истории - пытаются скрыть.
При таком подходе, можно разглядеть первоисточник религиозности: самораскручивание спирали фантазий завравшихся каннибалов, ищущих оправданий актов каннибализма - для того, чтобы не дать повода родне убитых для след. витка каннибализма, когда завиноватят (и съедят) уже самих каннибалов предыдущего цикла. Виток за витком, образуются ряды символических замен сперва исходных, а затем и всех последующих объектов, вызвывших полевое напряжение. Самый простой и очевидный пример таких символических замен - поиск взрослыми мужчинами и женщинами подобия первой любви. Или поведение покупателя в магазине, скупающего кучу ненужных ему товаров, но забывающего купить то, зачем он пришел в магазин. Подавляющее число людей - пожизненные сомнамбулы, не отдающие себе отчета в природе своих влечений и поступков.
Б) Обычай бросать детей на смерть от голода или съедения дикими зверями (a la история мальчика-с-пальчик) существовал и засвидетельствован исторически. Иногда такие дети выживают благодаря животным. Однако реально вскормленный дикими животными ребёнок вырастает олигофреном и не способен бороться за власть. При том, что историй о "сыновьях волчицы" (а ткж медведицы) существует масса (род Ашина, например, как прародители тюркских каганов и турецких султанов). Очевидно, это типовая аллегория, с одной стороны, относительно правдоподобная, а с другой, отсылающая к ещё более древним пластам мифологии, символически связанными с ритуальными заменами: убивающий отец (или мать) символически отождествляется со Зверем, чтобы заменить убийство сына убийством агнца.
Здесь мы видим природу тотемизма, как частного случая символизма, не только скрывающего реальность каннибализма в нагромождениях компульсивной лжи, но и систематически проговаривающегося ("по Фрейду"), а одновременно - в силу манипулирования со стороны виктимных протоинтеллигентов-шаманов - пытающегося отвлечь убийц от жертвы, "заговорить им зубы". Люди-волки, люди-медведи и др. человекозвери и человекоптицы (вервольфы, берсерки, "храбрые львы", "гордые орлы", или "орлята", которые "учатся летать") - метафоры каннибалов, убивающих и жрущих людей "как звери", или "подобно воронам".
Легенды об усыновлённых волчицами и собаками героях ткж имеют параллель в мифе о брошенном матерью (Нефтидой) собакоголовом боге-младенце Анубисе, которого Изида нашла при помощи собак (удвоение символизма волка, или собаки). Анубис - покровитель мумификации, т. е. некрофилии (из которой некромантия и разного рода верования о "воскресении мёртвых"). Миф о младенце Анубисе самым непосредственным образом связан с мифом об убийстве Сетом Озириса:
Нефтида принимает облик Изиды, соблазняет её мужа и рожает от Озириса Анубиса, за что потом Сет и 72 его слуги разрубают Озириса на число кусков, равное числу номов (в разные эпохи разное); впоследствии от одного из найденных ею кусков, неважно, от какого, Изида зачала бога Гора, которого младенцем отправила в ковчеге по Нилу, где его подобрала богиня-змея Рененутет, фигурку которой фараоны носили на короне в кач. "третьего глаза". Черви и змеи символизируют нижний (загробный) мир и погребение. Характерно, что война Гора и Сета закончилась вырыванием Сетом глаза Гора (соответствует ослеплению Эдипа) и кастрированием Гором Сета (в силу хорошо известного историкам и антропологам
параллелизма символа ноги, или отпечатка ноги с символом фаллоса, можно сопоставить кастрацию с прокалыванием ног у Эдипа). Позднее Анубис дополнительно содрал с Сета кожу и соорудил себе куртку (что имеет буквальные параллели в ритуалах центральноамериканских идейцев).
Мифы об усыновлённых сперва волками, а затем и некими влиятельными людьми подкидышах обычно сопровождаются описаниями разного рода членовредительства, в т. ч. селфхарма, а ткж убийств и глумлений над трупами. Так, брошенному в лесу младенцу Эдипу предварительно прокалывают ноги, а сам он, подвергшись травле и изгнанию, ослепляет себя. Младенца Моисея мать отправляет в ковчеге по Нилу (как Изида Гора), т. к. фараон приказал убивать всех новорожденных евреев, после чего его усыновляет дочь фараона. Аналогично, Ирод приказывает истреблять младенцев, но сын голубя (тоже, своего рода, усыновлённый подкидыш) не только выжил, но и стал символическим "царём иудейским" - с проколотыми, как у Эдипа, ногами (во время Распятия). Нет сомнений, что все эти мифы восходят к временам массового инфантицида, в т. ч. жертвоприношений младенцев.
2. Эдип вырастает при дворе царя соседнего царства. Дельфийский оракул (снова оракул!) предсказывает ему, что он станет отцеубийцей и мужем своей матери. Неясность и обманчивая двусмысленность предсказаний Дельфийского оракула стали притчей во языцех ещё в эпоху античности. Фактически, предсказанное Эдипу исполняется только в силу его попыток избежать исполнения пророчества. Но если мы не верим в потусторонние силы, обеспечивавшие правдивость этого оракула, то что остаётся в сухом культурно-историческом остатке? Вместо влияния весьма сходных мистических сил - пифии и сфинкс (обе, помимо прочего, пророчицы) остаются только сами по себе (лживые) ссылки на мистические силы. Вот эти ссылки и являются историческим фактом. Такие ссылки были древнейшим и универсальным обоснованием травли и убийств на почве мимезиса. Иными словами, Эдип не убивал своего отца и не женился на собственной матери. Царя Фив беспочвенно обвинили в тяжелейших преступлениях того времени заговорщики.
Понятен становится страх современного человека перед "конспирологией" и "паранойей". Паранойя - проявление бесконтрольной (иррациональной, хаотической) активизации врождённой интуиции защиты от травли и каннибализма. Конспирология - проявление контролируемой (более или менее рациональной) активизации той же самой интуиции. Зачем она нужна, эта интуиция? Затем, что составление заговоров - одна из основ человеческой психики (положение, являющееся системообразующим для учения крупнейшего послевоенного американского социолога Ирвинга Гофмана).
Танатос толкает человека составить заговор (сбиться в "преступную толпу", стаю каннибалов), реализуя который можно обступить жертву кругом, завиноватить, затравить, убить и съесть. Ну, или совершить какие-л. символически-эквивалентные действия, коли уж все мы цивилизованные люди. И чем более цивилизованные, тем более лицемерные - погружённые в обман и самообман символической коммуникации (театральной игры, по Гофману). Оборотной стороной которого как раз и является страх перед "паранойей" и "конспирологией", т. е. перед осознанностью (страх индивида перед осознанием реальности - основа психологических учений Эсалена, кстати, откуда он и попал в "Матрицу" братосестёр Вачовски). Это превращённый страх перед каннибалами-некрофилами, которых опасно обвинять вслух. Опасно даже признавать их существование. Никого и не убивали, не ели, а отправили очередного сына божьего "на небеса" к его родственникам, ага. И никакой, панимаишь, конспирологии, а сплошной харекришнабоскресе.
3. Эдип бежит из дома, по пути встречаясь со сфинкс (женского пола). Сфинкс получеловек, полузверь - символизм, смысл которого я только что выше объяснил. Сфинкс загадывает загадки. Т. е. занимается почти тем же самым, что и пифия. А не разгадавших её загадки разрывает на части и съедает. По одной из античных версий, сфинкс дочь Лая, т. е. сестра Эдипа, убивавшая, по поручению Лая, его сыновей (своих братьев). Отец сообщил ей некую тайну пифии, которую она применяла в кач. загадки. По другой версии, она была морской разбойницей, главарём шайки пиратов. По третьей, дочерью чудовищного змея Тифона и Ехидны.
Версия с Тифоном особенно примечательна и символизмом вообще (где танатос, там и символизм, странные, вычурные выдумки, мистика, "утро магов"), и конкретным символизмом. Во-первых, другой змей, Пифон, является его явным двойником (что усиливает параллелизм пифии и Сфинкс). Только погибает, в отличие от, не от рук Зевса, а от рук Аполлона (точно такого же небесного и ультрапатриархального бога, но пришедшего в Элладу, скорее всего, с другой группой племён, чем Зевс, вероятно, с доиндоевропейцами, а именно протокавказцами-пеласгами, из смешения коих с тюрками возникли, вероятно, индоевропейцы).
Дельфийская пифия получила своё имя в честь Пифона, чьё место в оракуле она заняла. Её трон находится над колодцем, из которого поднимаются зловонные миазмы (яды Пифона?), отравление которыми и делает пифию, согласно, преданиям, прорицательницей. Вообще говоря, оракулы в архаичных обществах имеют главную функцию назначения "крайнего" - мистического виновника мора, неурожая, стихийного бедствия. Т. е. функцию оправдания влиятельных убийц, убивающих держателей общака или их наследников под предлогом бедствия. Похоже, Дельфийский оракул, в числе прочего, изначально занимался ткж оправданием инфантицида, пророча всем обратившимся отцам инцесты и неисчислимые бедствия от новорожденных младенцев.
Важно, что помимо наиболее известной версии мифа об убийстве Зевсом Тифона (и победе света над тьмой) существовала и прямо противоположная (возможно, связанная с межвременьем религиозной реформы, отменившей массовый инфантицид, когда жрецы не могли определиться, приписать ли новые функции старому верховному богу, или его антагонисту), о победе Тифона над Зевсом (т. е. тьмы над светом) на горе Кассион, или Цафон на финикийско-древнееврейском (ханаанском) языке. Хотя в более ортодоксальном варианте Цафон считается местом погребения Тифона. В Библии Цафон неразличим с понятием "север" и в этом кач. смешивается со священной горой Сион. Ткж говорится, что сотворение Земли началось с горы Цафон (либо с северного полюса).
Собственно, все священные горы разных народов (в т. ч. Парнас, на склоне которого находились Дельфы, где хранился Пуп земли, священный камень типа Каабы, связанный с пожиранием Кроносом детей) являются символическими эквивалентами Мировой Горы, через которую проходит Мировая Ось (т. е. ось вращения Земли). Обычно такая гора находится на севере ареала расселения соотв. племени, или группы племён (Парнас у пеласгов и затем у дорийцев, исповедывавших культ Аполлона; Олимп у более поздней общегреческой общности, чьим верховным божеством был Зевс; свастикообразная гора Кайлас у индусов и те де). Соотв. культы мигрировали вместе с племенами, в ходе символических замен переносившими функции священной горы с одной возвышенности на другую. Так, выделившиеся из финикийской этнической общности евреи могли перенести функцию священной горы с Цафона на Сион (или Гризим - у самаритян), следы чего и сохранились в Пятикнижии. Однако в период, к которому относятся все сохранившиеся версии мифа об Эдипе, таких гор (по кр. мере, мирового значения) в культурном ареале Египта, Финикии и Греции не так уж много, и Цафон является одной из важнейших в культовом отношении.
Гора Цафон находилась неподалёку от древнего, дофиникийского семитского города Угарит, из которого вышел культ семитского громовержца Бела (Ваала). В жертву Ваалу было принято по любому поводу приносить собственных детей, которых при этом заживо сжигали. На горе Цафон как раз и находилось одно из святилищ Ваала, эта гора была культовым центром культа Ваала (исходный угаритский Ваал вообще носил имя Баал-Цафон). После завоевания Египта гиксосами, они отождествили своего бога Ваала с Сетом и ввели его культ по всему Египту, с культовым центром в столице - Аварисе.
Фрейд принял версию Манефона, верховного жреца Гелиополиса эпохи Птолемеев и основателя серапианства (скрещивание которого с митраизмом и породило, видимо, христианство), который писал, что на короткий период после первого изгнания, гиксосам удалось восстановить свою власть в Египте при помощи главного гелиопольского жреца (в наши дни известно, что жрецы этого города были главной опорой религиозной реформы Эхнатона) Озарсифа, который позднее принял имя Моисей. Озарсифа часто отождествляют ткж и с Иосифом (по Библии, зятем верховного жреца Гелиополя), а период временного восстановления власти гиксосов - с реформой Эхнатона. По версии Манефона, окончательно изгнанные из Египта гиксосы, вместе с поддержавшими их ордами проклятьем заклеймённых прокажённых, захватили опустошённую войнами и оставшуюся, практически, без мужчин Палестину и там стали предками евреев.
Гелиополь - древнейший культовый центр Др. Египта, в котором долго сохранялись реликтовые культы Атума и Ра. Затем их адаптировали под новые, возобладавшие в Египте религиозные схемы. Ра отождествили с Хорахте - двуглавым богом (иногда соколом), изображавшим гомосексуальный брак Озириса и Сета. Ткж почиталась другая ипостась Ра - Амон-Ра, отождествляемый с мейнстримным Амоном. По Библии, в провинции Гесем, с центром в Гелиополе, Иосиф поселил отца и братьев, и именно оттуда состоялся Исход. В Гелиополь за мудростью ездили на учёбу греки, в частности, Пифагор, Солон и Платон. В средние века вокруг руин Гелиополя вырос Каир.
По мнению Фрейда, Моисей был жрецом бога-гермафродита Атона, монотеистический культ которого ввёл Эхнатон (быть может, добавим, реформировав культ Баала-Сета, приспособив его к интересам новой династии). Характерно, что изображался Атон в виде солнечного диска, из которого, как из яйца, выползает змей (Тифон?). Вынужденный бежать вместе со своими жрецами, а ткж согнанными ранее в Аварис со всего Египта жертвами пандемии проказы и призванными им бандами наёмников-гиксосов, Озарзиф-Моисей ещё раз реформировал культ, основав т. о. иудаизм (культ бога Адонаи, т. е. модифицированного Атона). Аварис, согласно Манефону, был центром культа Тифона (т. е. гиксосского Баала-Сета). В этом контексте, обращает на себя внимание периодически вспыхивавший среди евреев культ Ваала и Астарты. А Библия рассказывает о сооружённом Моисеем Медном Змее, которому поклонялись ведомые им евреи.
Можно предположить, что под прикрытием культа Адонаи-Яхве, длительное время существовали и более архаические (эзотерические?) версии религии Моисея - культ Атона и даже Баала-Сета. В христианскую эпоху эти культы (или какие-то их ответвления) вобрали в себя остатки разгромленного язычества и развились в современный сатанизм - религию коррупционеров и источник "новой нормальности". По мнению Фрейда, Моисей был распят убит евреями, и долгое время его религия существовала в подполье. Я бы переформулировал так: жрецы (левиты), или какая-то влиятельная их группировка, исповедывали эзотерические градусы, один из которых изначально был прототипом современного иудаизма, значит. позднее ставшим общенациональным еврейским культом посредством серии "окон Овертона" (собственно, градусы посвящения - это те самые "окна" и есть).
Эзотерическая трактовка образа Моисея (Моше) привела к созданию учения о его втором пришествии "во славе", в кач. мессии (машиаха), на базе дублирования которого в I-м веке н. э. александрийские протокаббалисты создали христианство (Христос - субститут убитого и воскресшего Моисея). В раскрытии Фрейдом этой тайны, возможно, - главная причина его и его учения диффамации в послевоенное время.
4. Эдип в ходе ссоры убивает Лая, а придя в Фивы избирается новым царём, как победитель кровожадной сфинкс. Закрепляет его царский статус женитьба на Иокасте, якобы матери Эдипа. Любопытно, что в нек. царских и аристократических династиях той эпохи действительно существовал обычай женитьбы на близких родственницах. Мотив инцеста настолько устойчиво связывается с поведением элит, что обыгрывается и в знаменитой юмореске "Аристократы", различные версии которой, рассказанные знаменитостями, составляют содержание великого одноимённого фильма.
Из этого эпизода правдивой выглядит только женитьба на овдовевшей царице, каковая, надо полагать, и сделала исторического прототипа Эдипа легитимным царём. Убийство Лая и родство с ним и с царицей были приписаны Эдипу в процессе травли (госпереворота, в данном случае). Вообще говоря, инцестуозные царские и аристократические обычаи являлись, скорее всего, частью протосатанинских культов, с одной стороны, навязывавших правителям чувство исключительности и вседозволенности (с тем, чтобы
транснациональным торговцам было удобней коррумпировать их и с их помощью грабить народы), а с другой - виктимизировавших их, позволявших собирать на них компромат, облегчающий как точечный, индивидуальный слив посредством травли, так и групповой.
5. Боги посылают на Фивы мор, в наказание за невольный грех Эдипа. Жирар полагает, что эпидемия в этом эпизоде - реальное событие, вызвавшее миметический кризис. Если сильнейшим образом огрублять, то политический кризис. В ходе которого заговорщики, как это обычно в подобных случаях делается, свалили все проблемы на царя и изгнали его из полиса. Мнимые "грехи" Эдипа были придуманы заговорщиками в процессе травли царя. Напомню, что царскую власть Жирар рассматривает, как выросшую из функции ритуального "козла отпущения", которого заранее готовят для его убийства в случае наступления кризиса (фанатами теории "козла отпущения" являются Жак Аттали и Питер Тиль). Постепенно зиц-председатели научились избегать смерти, а их власть из номинальной стала реальной. В значит. степени реальной. Механизм этой трансформации через ритуализацию и символизацию я в общем виде раскрыл выше и ещё вернусь к нему чуть ниже.
6. Эдип ослепляет себя и уходит из Фив. Сыновья отрекаются от отца, но с ним в путь отправляется верная дочь Антигона. Эдип проклинает сыновей, и они начинают друг с другом войну за престол, в которой погибают оба. Эдип умирает вскоре после изгнания вблизи Афин (предварительно сообщив афинскому Царю Тезею некую страшную тайну (тайну сфинкс?), ставшую основой могущества Афин. Собственно, изгнание в те времена было разновидностью убийства, т. к. изгнанник не находился под чьей-л. защитой. Любой мог изгнанника убить, или сделать рабом (который считался "живым мертвецом"). Иногда изгнание сопровождалось побиением камнями или сбрасыванием с невысокой скалы. Тогда грань между изгнанием и собственно убийством окончательно стиралась. Искалеченный изгнанник мог ведь и чудом выжить, так что формально никто не брал на себя ответственность за его смерть. Собственно, здесь мы видим полную аналогию способам инфантицида (наиболее известный - сбрасывание младенцев со скалы у спартанцев), о котором говорилось выше.
7. Антигона возвращается в Фивы. Её братья убили друг друга (или погибли на войне друг с другом). Один из них новым царём Креонтом объявлен предателем Фив, Его тело запрещено хоронить, оно должно гнить у всех горожан на виду (как тело убитого мессии бен Иосифа в одном из талмудических предсказаний). Антигона не то хоронит его, не то засыпает землёй (возможно, просто символически бросает на него горсть земли?). За государственную измену Антигону не то хоронят заживо, не то замуровывают в пещере. Жених Антигоны, сын царя Креонта Ромео, кончает жизнь самоубийством. Узнав о смерти сына, умирает и его мать. Креонт раскаивается в своей свирепости. Гениальная Лилиан Кавани, известная русскому кинозрителю, прежде всего, как режиссёр скандального "Ночного портье", сняла об этом исполненный юнгианского символизма фильм "Каннибалы", в котором переносит действие софокловой "Антигоны" в современную съёмкам эпоху 1970х, в Италию. В эпоху псевдопандемии и массового гиперконформизма "масочников"/ "ваксеров", смотрится особенно актуально.