История Эдипа - не какая-то малоизвестная драма, вытащенная Фрейдом из небытия. На самом деле, в античных Греции и Риме существовало несколько десятков трагедий разных авторов, посвящённых истории Эдипа. В сущности, это центральный сюжет всей античной цивилизации. О чём этот сюжет, что в его центре? Фрейд ошибочно счёл, что это инцест. Жирар считает, что это история одного из гонительских убийств. Чужака Эдипа завиноватили в эпидемии точно так же, как в более поздние эпохи это не раз проделывалось с чужаками-евреями (подвергнутыми, например, геноциду за чуму 14го века). Сильные веками безнаказанно убивали слабых, толпа - одиночек, взрослые - детей, местные - мигрантов. Такова биологическая природа человека, преодолённая институтами христианских государства, семьи и религии. Вернее, не только христианских, но христианская мифология замыкает (на сегодня) многотысячелетний процесс.
Жажда убийств у современного человека подвергнута символической трансформации (сублимации), т. е. преднамеренному запутыванию посредством символов. Кроме того, были созданы (развились из шаманизма через оракулы) сложные правовые системы, поддерживаемые высокоорганизованными и профессиональными репрессивными машинами. Скольких эдипов толпы гонителей обвинили бы в инцестах и тайных убийствах родственников уже в след. году, исчезни вдруг, как того добиваются беэлемовцы, полицейский аппарат? Да каждый белый мужчина, по мнению союзных беэлему феминисток, - насильник и убийца, расист и растлитель дочерей. А если к таким практикам вернётся сверхдержава Америка, то они вернутся и повсеместно.
Итак, история Эдипа - это не про эрос, это про танатос. Но фрейдисты подошли к раскрытию загадки оч. близко. В ранней версии "эдипова комплекса", мать соблазняющим поведением вызывает в сыне чувственные желания, заставляющие его мечтать об убийстве отца. Аналогично, дочь испытывает гомосексуальную привязанность к матери и желает смерти конкуренту-отцу (привет радикальным феминисткам, которые сплошь лесбиянки). В более поздней версии, эдипов комплекс двоится. Помимо основного мотива, который я только что описал, существует более глубокий (тщательней подавленный) дополнительный: сын испытывает гомосексуальное, а дочь гетеросексуальное притяжение к отцу и ненависть к конкурентке-матери.
После открытия танатоса, обе предыдущие версии Эдипова комплекса устарели. Они не отменяются этим открытием, а усложняются. Одну сторону этой сложности раскрывает жираровская теория мимезиса. Другую - бейтсоновская теория шизофрении (пресловутый double bind). Но что-то такое предчувствовали многие, в какой-то степени, даже каждый. Суть Эдипова комплекса - не инцестуозный соблазн (неважно, спровоцированный ли матерью, или произрастающий из детской непосредствености хотелок), а вымышленность Семьи. Тот идеал Семьи с большой буквы, в который нас с детства приучают верить. Семьи, коллективно и индивидуально любящей каждого своего члена вне всяких эгоистических и, упаси Боже, сексуальных мотивов. Семьи, в которой царят христианские ценности хотя бы по отношению к самому узкому внутреннему кругу. И, уж конечно, никто не желает друг другу смерти, что вы, что вы.
Эдипов комплекс - это про фундаментальное неблагополучие семейных отношений. Про абьюз, про зависть, про меркантильность, про детоубийства и отцеубийства. А что, секрет, кого в перв. оч. подозревают в случае убийства пожилого человека? Наследников подозревают. Детей, или других родственников. "Три-три-нет-игры": про Семью-с-большой-буквы в таких случаях отчего-то принято забывать. Да только... Современное общество привыкло решать все свои проблемы ложью и лицемерием. Наговорить людям, как они любят друг друга - они оттают и правда полюбят. Примерно так действует полоумная (хотя и симпатичная, по-своему) заглавная героиня известного фильма "Амели". И, отчасти, это действительно работает!
Маркс открыл людям, однако же, что начальство не всегда действует в их интересах, а имеет и свои собственные. Фрейд - то же самое про отцов и детей и вообще про родственников. Фрейдомарксисты - про общество в целом. Ещё и за это их не любят фанаты сладостных фантазий. Т. е. лохи. А ещё больше - лохотронщики. Например, Карл Поппер и соросята. Обвиняют в "ненаучности", "конспирологии" и "антисемитизме". Да с таким подходом, всех древнееврейских пророков в "антисемиты" в пору записать, а всех учёных до Поппера - в "лженауку"!
Эдипов комплекс проще всего описать на конкретной типовой истории, статистически усредняющей миллиарды других, более или менее подобных историй. Хотя он сложнее просто потому, что в мозге 100 млрд нейронов и до триллиона глиальных клеток. А эдипов комплекс - сердцевина личности. Как минимум, речь может идти о миллионах нейронов (каждый из которых - маленький компьютер со своим ПО). Любая концептуальная модель будет сильным упрощением.
Итак. Молодые поженились и стали жить в доме жениха, с его родителями. История усреднённая - в реале, родители могут жить раздельно и, например, часто посещать молодых. Или даже не посещать, архетип сработает и без них. Первым делом, свекровь ищет возможности зачморить невестку, чтобы использовать в кач. подсобной рабочей силы. А невестка пытается дать отпор, а если выйдет, то и саму свекровь зачморить и использовать в кач. рабыни. Посидеть с детьми, приготовить борщ, убраться в квартире.
Как это делает типовая невестка? У неё есть единственное оружие - её половой орган. Им она и борется за своё место под солнцем. Воздействует на муженька. Хотя у него свой интерес запрячь жену в тягло. Но можно воздействовать на него (и др. домочадцев) через деторождение и детей. И женщина начинает изо всех сил соблазнять детей,
изображая ангела. Даже на посторонних она ткж воздействует через детей. Что, никогда не видели такого? "Я мать двоих/ троих детей", грудью вперёд, все ей обязаны... Соблазняет она детей не совсем в эротическом смысле, только по-другому-то соблазнять она и не умеет. Да и существуют ли принципиально иные способы соблазнения? Комплименты-лесть, обнимашки-поцелуйчики, холод-жар, дам-не-дам...
На это накладывается когнитивная зависимость ребёнка от взрослого, особенно, от матери. В т. ч. тот простой факт, что первоначально образы "женщины вообще" и "собственой матери" не различаются. И в любом случае, первый строится на основе второго. Мать - эталонная женщина уже потому, что представление о женщинах построено у ребёнка на основе образа матери. Она и есть эталон, другого у ребёнка нет. А у взрослого выстроенная ребёнком нейросеть разрастается, сохраняя детские представления в кач. системного ядра. Не отменяется, не заменяется другой нейросетью - разрастается.
Конечно, ребёнок и сам должен как-то выжить. Отец, в обычном случае, не может быть уверен, что ребёнок от него. Однажды мать может сказать сыну (или дочери): вон тот дядя - твой настоящий папа, а этот наш враг, убей его. Поэтому архетип (инстинкт) велит отцу избавляться от недостаточно послушных ему (и/ или недостаточно похожих на него) детей. Ребёнок чувствует эти инстинктивные импульсы отца и реагирует на них. Выживает, как может. Тянется к естественной союзнице - матери. Само собой, всё это сильно сглажено и трансформировано (сублимировано) облагораживающим влиянием культуры, особенно, христианской. Но сквозь него пробивается. И для понимания сложного взаимодействия инстинктивной и культурной сферы в человеке представление об Эдиповом комплексе (или функционально аналогичной модели) совершенно необходимо.
Папа - конкурент не только в соперничестве за маму, но за дом, землю, имущество. За время просмотра телевизора (футбол, или мультики?), за право играть в жестокие игры на компьютере и смотреть порнографию в интернете. За самое удобное кресло. За еду на столе. За папин счёт в банке. Это соперничество редко доходит до конкретного и осознанного намерения папочку порешить. Но отдельные танатические импульсы (осознаваемые, как обида, раздражение и те пе), как правило, имеются. Они "в общем и целом" не осознаются, т. к. вытеснены и сублимированы воздействием культуры и общества. А ткж уравновешиваются противоположными им по знаку воздействиями эроса. "Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда". Человек не в ответе за свои инстинкты и не обязан им покоряться. В норме, он этого и не делает. Он их контролирует и использует в кач. источника энергии, во имя своих ценностей. А вот как и для чего их использовать - тут надобно разбираться. А для этого необходимо освобождаться от иллюзий. Насаждаемых и укрепляемых не только абстрактной лживой мамочкой, но и хорошо постигшими эдипову "кухню" кукловодами.
Любой комплекс формируется вокруг сшибки, а любая сшибка, в своей основе - это столкновение эроса и танатоса. При этом, центральным опытом, вокруг которого формируется личность совр. человека, является опыт семейных отношений, в перв. оч., отношений с родителями (и их родителями). Каковой, в его инстинктивной основе, может быть обобщён в архетипе Эдипа, эдиповой ситуации. С отцеубийствами и братоубийствами, членовредительством, инфантицидом, инцестами, борьбой за власть, глумлением над трупами и прочим трешем. Если не в виде реализованных действий, то в виде отдельных сублимированных импульсов.
Сублимация - это символические преобразования эротических и танатических желаний. Например, замена импульса убийства боксом. Или совсем уж символическими шахматами. Или менее символическим бизнесом. Или сублимация некрофилии в фантазмы псевдопандемии. "Люди будут падать мёртвыми на улицах и лежать, беззащитными и соблазнительными". Танатос - патологическая жажда власти. Власть - отложенное насилие. Любые формы борьбы за власть (даже такие символические, как шахматы) - это сублимация танатоса. В какие игрушки на компах играют люди, какие фильмы смотрят? Среднее кол-во трупов в минуту времени явно на порядки превосходит имеющее место в реальной жизни.
Но что же с инцестуозными желаниями, на которых сфокусировано внимание общественности при словах Эдипов комплекс? Невротики предпочитают воображать, что инцестуозные желания случаются у каких-то тотально испорченых мутантов, состоящих из антиматерии, или что-то в этом роде. На самом деле, сексуальные желания слабо поддаются волевому контролю, а по сути - вообще не поддаются (в отличие от сексуального поведения). Мы можем их подавить, вытеснить. Но скомандовать себе, из волонтёрских, допустим, побуждений, любить девушек с ДЦП не выйдет. Уж к кому тянет, к тому тянет. А тянет, в перв. оч., к молодым здоровым особям противоположного пола. А во вторую - ко всему, что шевелится (в этом есть глубокий биологический смысл, но о нём как-н. отдельно). И ничего-то про родственные связи инстинкт знать не знает, ведать не ведает.
Нет никаких экспериментальных данных, показывающих, будто человек может безошибочно определять свою родню по крови, если, например, был подменён в роддоме, украден в детстве, или изъят органами опеки из семьи и с кровной роднёй не знаком. Не зная, кто из присутствующих его сестра, или мать, любой здоровый мужик выдаст на них обычную сексуальную реакцию, если только они достаточно молоды и симпатичны. Ну, если создать соотв. контекст, а не "мы тебя проверяем на инцест", иначе он ни на кого не прореагирует, тупо напряжётся и всё. А расслабляющий, игривый контекст, типа, у нас съёмки телепередачи про знакомства и семейно-брачные отношения. Ни один не скажет на красивую женщину: "Чую, чую в родстве мы с нею, половой орган на неё не встаёт чота!"
Ну, и с чем тогда спорить у Фрейда, если всё ж очевидно, стоит только кому-то впервые обратить на это внимание? Половое реагирование на мать у мальчика есть, а проявлять его (да и думать даже о нём) категорически воспрещается. Налицо внутренний конфликт, павловская сшибка. О силе этой сшибки ("глубине бассейна аттрактора") можно судить по реакции людей на предположение о существовании у них Эдипова комплекса. О влиянии её на поведение, точнее, о кол-ве ассоциативных связей ("ширине бассейна аттрактора") можно судить хотя бы по той роли, какая традиционно отводится семье и семейным отношениям в культуре, политике, праве. Семейные отношения касаются всего - конечно, любые неполадки в них, любые отклонения от предписанных норм немедленно и интенсивно скажутся на всей человеческой психике, её способности к адаптации к обществу (как, собссно, и утекает вникуда 90-99%% её энергии).
На самом деле, есть три уровня инцестуазных импульсов у человека. Самый примитивный - банальное полевое влияние особи противоположного пола. Если некая особь годами крутится где-то в поле зрения, какое-то сексуальное напряжение неизбежно возникнет, пускай и подавленное. Из-за подавления импульсов возникнет игровая ситуация, типа "да и нет не говорите, чёрный с белым не носите": нечто есть, но о нём нельзя упоминать, намекать, допускать или даже отрицать. Даже отрицать! Попробуйте поговорить со своей роднёй на тему отсутствия у неё инцестуозных желаний к вам и друг к другу - сколько говна польётся! Вот эта театрально-игровая атмосфера отношений, при которой об очевидных вещах нельзя говорить по существу, рационально, и создаёт благодатную почву для произрастания всё новых неврозов (представляющих собой ступор рациональности).
На другом уровне, имеют место сексуальные провокации отдельных членов семьи, часто совершенно неосознанные. Об этом было сказано выше. Манипулирование ради влияния. В семье постоянно ведётся борьба за власть, за доминирование. Кто вынесет мусор, как провести выходные и на что потратить накопления. Сколько заводить детей, делать ли аборт и трахаться ли через презерватив. И вообще, а трахаться ли. Большинство женщин и мужчин невротики, а с учётом более сложной и прихотливой организации женской сексуальности, это означает полную или частичную фригидность большинства женщин. Секс для невротички - способ манипулирования мужчинами, повод для понтов перед подружками, а в лучш. случае, способ утешить мужа или наградить его за внимательное к ней отношение (и материальную поддержку).
И третий уровень ткж был упомянут - это логико-семантическая организация нейросетей в процессе созревания. В нормальном случае, первичными "инь и ян" классификации окружающего мира являются отец и мать. 90-99%% всех знаний и умений ребёнка к 7 годам - это копирование поведения отца и матери (или заменяющих их бабушки и дедушки) при помощи зеркальных нейронов головного мозга.
Чужих копировать трудней, в силу большей фрагментарности экспонированного ими ребёнку поведения. Иными словами, как ведут себя папа и мама, ребёнку известно лучше, модели поведения более целостные. И он им инстинктивно больше доверяет. Поэтому папа и мама ассоциированы во всё, присутствуют во всём ("Папа Римский", "родина-мать", "царь-батюшка", "материнская плата", "патернализм" и те пе). Отсюда не только большое влияние эдипова комплекса на поведение, но и обратное влияние любых транзакций с окружающей средой на энергетику образов отца и матери (в т. ч. влияние эдипового типа).
Похоже. интересней (релевантней, перспективней) вопрос, а как так вообще вышло, что инцесты в большинстве сообществ нашего времени запрещены? Только не надо повторять лабуду про вред кровосмесительных браков. При выведении новых пород, кровосмесительные случки животных применяются в обязательном порядке. Порода от этого не вырождается. И в дикой природе ткж никто за инбридингами не надзирает. Если упростить, то с т. зр. качеств потомства оптимально варьировать попеременно инбридинги и аутбридинги, предоставив остальное естественному (или искусственному) отбору.
Да и как бы в донаучную эпоху гипотетический вред от инцестов мог быть открыт повсеместно, во всех племенах и странах? Запрет ведь с древности именно что повсеместный (однако с радикальными отличиями). Заметить влияние отсроченного, к тому же,
сомнительного даже в наши дни фактора, да на фоне неразличимых на тогдашнем уровне знаний всевозможных заболеваний, вызванных паразитозами, инфекциями, авитаминозами, нарушениями обмена макронутриентов, отравлениями и те де не представляется возможным. Явным образом, древние обнаружили нечто иное, куда более непосредственное для наблюдения.
Проблема происхождения запрета на инцест является одной из ключевых в совр. антропологии. Наиболее полные ответы, объясняющие максимум известных фактов, дали Клод Леви-Стросс и Рене Жирар, причём, концепция последнего развивает и дополняет концепцию первого. Они относятся к концептуальному кругу, именуемому теорией альянса, предполагающей происхождение семейно-родственных связей и регулирующих их обычаев (вкл. запрет на инцест) из потребностей социальной организации общества. Любопытной версией такого рода является гипотеза советского этнографа Ольдерогге о происхождении экзогамии из эпигамии (направленного брака, частным случаем которого являются кольцевые браки).
Версия Жирара исходит из его теории мимезиса (восходящей к теориям преступной толпы французских социологов Тарда, Сигеле и Ле Бона, изучавших бесчинства революционных толп). И хорошо бьётся с теорией социальных ролей американского социолога Ирвинга Гофмана - и весьма похожей на неё моделью трансакционного анализа американо-канадского психиатра Эрика Берна. Собственно, зачатки ролевой теории есть уже у великого германо-американского гештальтпсихолога (начинавшего под влиянием психоанализа), гениального Курта Левина.
Соотв. концепции на удивление хорошо укладываются в теорию уровней обучения Грегори Бейтсона. Предельно вкратце изложу суть дела: невротическая личность неспособна принимать рациональные решения и заменяет их суррогатами в виде заученных шаблонов поведения - социальных ролей. Поскольку более-менее невротизированы 95-99%% населения, то и остальным 1-5%% приходится более-менее придерживаться понятного всем социоролевого языка поведения. Однако рационально мыслящая (свободная от неврозов, т. е. имеющая выход на второй и третий уровни обучения) личность оказывается в преимущественном положении, т. к. может свободно менять личины, в противоположность невротику, застревающему в них, в силу отождествления собственного эго с неврозом. Такая личность ("шаман") создаёт новые прецеденты и нормы поведения. Соответственно, суть эпигамии и её частного случая - запрета на инцест - в формировании чётко разграниченных социальных ролей и сценариев отношений между ними, как базовой структуры общества.
Жирар указывает на неизбывную конфликтность внутри групп, допускающих в кач. нормы инцесты. В них отсутствует чёткая структура семейно-родовых и родоплеменных отношений. Кому играть роль отца, брата, сына, племянника и те де, если каждый каждому в группе одновременно, допустим, отец и брат, или сын и племянник? Кто из мужчин имеет право оставаться с женщиной наедине, кто из родни имеет право на наследство и в каких долях? Нестабильность границ влечёт лёгкое наступление миметического кризиса при любых затруднительных или необычных обстоятельствах. С выходом на эскалацию насилия толпы, в которой каждый равен каждому (и, след., все претендуют на одни и те же права и конкретные блага).
Похоже, Жирар избегает сделать последний шаг и произнести запретное слово "танатос". Ну так мы сделаем это вместо него. И добавим ещё одно слово: левачество. Чем занимались большевики, чем занимаются демы в США, как не выпусканием на волю джиннов танатоса? "Смерть - великая уравнительница", нет? Самая суть живого - неравенство и разнообразие.
Итак, запрет на инцест нацелен на организацию социальных связей в виде чётко определённых и чётко закреплённых за каждым ролей, позволяющих обуздать пробуждение энергетики танатоса. Или, что то же самое - формирования преступной толпы. Если каждый играет свою роль, толпа дифференцируется, рассыпается на отдельных индивидов, и танатос не запускается. Divide et impera - разделяй и властвуй, но властвуй, прежде всего, над танатосом. В этом оправдание права любой элиты на власть, глубинный источник её легитимности. И наоборот: в этом сила ненасильственного сопротивления. Если роли переворачиваются, и Власть сама превращается в преступную толпу, она утрачивает легитимность и может быть повержена малейшим дуновением ветра. Такую (тоталитарную) власть и насаждали веками колонизаторы культурно отсталым народам.
Социально-организующее, а не биологическое значение табу на инцест становится тем очевидней, чем большее число конкретных примеров этого (и смежных с ним) табу рассматриваешь. Так, у арабов к числу запретных и инцестуозных относятся связи между детьми кормилицы и вскормленных ею детей. В то же время, браки между ортокузенами издревле считаются у арабов идеальными. Тогда как у ирокезов ортокузены приравниваются к родным братьям и сёстрам, в отличие от "более далёких" кросс-кузенов. У древних тюрок наилучшим считался брак с сестрой по отцу, тогда как брак с сестрой по матери был табуирован. У якутов ещё в нач. 20го века табуировалась связь старшей сестры с младшим братом, но дозволялась связь старшего брата с младшей сестрой.
У китайцев веками табуировались браки между любыми однофамильцами, а у тувинцев ещё в 1930е обычаями дозволялись браки отцов и дочерей. В то же время, у одних народов (например, у семитских) вдова была обязана выйти замуж за живого брата мужа, а у других (у христиан, например) такой же брак считался запретным инцестом. Самой странной, наверное, является система родства и табу у индейцев кроу и омаха, у которых сын сестры отца ткж считается "отцом", а дочь именуется тем же термином, что и сестра отца, приравниваясь к ней по степени родства. Фараоны и верховные Инки заключали священные браки с сестрами, брака с родственницей требует "символ веры" зороастрийцев хваэтаведата. А в библейской Песни Песней (предположительно - сборнике древнееврейских свадебных гимнов) Царь Соломон обращается к возлюбленной со следующими словами: "Пленила ты сердце мое, сестра моя, невеста! пленила ты сердце мое одним взглядом очей твоих, одним ожерельем на шее твоей. О, как любезны ласки твои, сестра моя, невеста! о, как много ласки твои лучше вина, и благовоние мастей твоих лучше всех ароматов! Сотовый мед каплет из уст твоих, невеста; мед и молоко под языком твоим, и благоухание одежды твоей подобно благоуханию Ливана! Запертый сад - сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник".
Запрет на инцест в строго биологическом смысле слова вчитан в старинные обычаи инокультурным читателем, современными в т. ч. антропологами. А для современного читателя естественным и необходимым кажется любой, самый безумный запрет (есть мясо, или ходить без маски, например). В чистом виде существует только относительно поздний (у греков примено в 5м в. до н. э) запрет на эндогамию. Верятно, осознанным было желание людей породниться с чужаками, чтобы иметь возможность опереться на их поддержку в случае конфликта с родственниками. Что постепенно привело к формированию более крупных народностей, истребивших более мелкие (каковыми оказались те, кто не принял вовремя табу на инцест, а точнее, не принял экзогамию). В любом случае, процессы брачной организации об-ва развивались не вокруг секса и деторождения, а вокруг собственности, наследования, конкуренции и убийств.