Нам дают "устаревшие и ненужные" знания.

Sep 10, 2012 09:32



На дня мне пришло письмо от одного из пользователей ЖЖ по поводу поста про инфляцию образования и мотивации. Человек высказал свою точку зрения на процесс обучения и не согласился со мной, что в отсутствии мотивации виноваты, дескать, работники.  В качестве аргументации приводится тот факт, что в школе (включая высшую) - "даются устаревшие и ненужные знания", которые по мнению автора письма неприменимы в реальной жизни, что в итоге и приводит к низкой производительности труда, а за ней и мотивации. Вопрос задан интересный и решил просто написать отдельный пост, а не отвечать частным порядком (потом просто скину ссылку).

Начать, думаю, надо от "печки", сиречь - от самой системы образования, как таковой. Система образования, именно как "система" сама по себе является консервативным элементом и это, с одной стороны, хорошо. Дело в том, что новые знания, которые генерируются за пределами учебных стен до тех пор пока не будут "проверены и одобрены" кучей надзорных органов - не включаются в учебные планы. Логика здесь достаточно простая - знания, включаемые в учебные планы должны быть "правдивыми и доказанными". Степень "правдивости и доказанности", конечно, может очень сильно разниться - особенно в гуманитарных науках.

Фактически на входе в систему образования стоит предохранительный клапан, который внутрь пускает не все, что автоматически означает игнорирование определенной порции новых знаний, сгенерированных в обществе. Именно подобный механизм функционирования селективного отбора знаний, думаю и приводит к мнению о преподавании "устаревших и ненужных" никому знаний. Получается ситуация при которой знания, получаемые в учебном корпусе, "отстают" от дня сегодняшнего и рассказывают про том, что было вчера. И если с точными науками и техническими направлениями это еще можно как-то пережить, то со знаниями социально-экономического характера - уже сложнее. Жизнь кардинально поменялась, а вам до сих пор рассказывают "про вчера" - кому это понравиться?

Все вышесказанное было "во-первых", а вот во-вторых у меня будет такое рассуждение. У людей есть укоренившееся мнение о том, что школа - колледж - институт их должны чему-то научить и дать знания, которые пригодятся завтра. Ну по поводу "завтра" я уже написал, теперь осталось написать по поводу "должны дать". На сей счет у меня есть свое собственное мнение, которое можно сформулировать так - "единственный навык, который должна привить человеку школа (в том числе - и высшая) - это навык постоянного самообразования". Что это означает? Означает это вот что - мы не знаем, что будет завтра и человек должен уметь самостоятельно искать информацию, по его сфере знаний, самостоятельно ее анализировать ее и самостоятельно делать выводы. Только в таком "постоянном режиме самообучения", человек может расчитывать на то, что его знания не устареют к моменту окончания института, а если и устареют, то он, вооруженный "функций поиска", сам сможет восполнить пробелы.

И вот по поводу этой самой "функции поиска" возникает уже более интересный вопрос - кто же должен "включить" эту самую "функцию" - родители или посторонние? Но пока, если честно, с "включением" получается как-то не очень.

Общество, Мотивации, Размышления

Previous post Next post
Up