(это первая часть)
предупреждение: со школьной системой штатов я столкнулась совсем недавно. дети поку учатсья в первом классе.
общая организация
если упростить, то школы в штатах делятся на частные и государственные. при этом спонсируемые государством школы могут быть и общественными (public) и частными. отличает государственный школы одно - бесплатность. в обычные общественные дети попадают по месту жительства четко по расписанным школьным округам.
частные государственные школы (чартерные школы) устанавливают свои правила приема, но они тоже бесплатны для обучающихся. в силу специфики американского налогообложения, деньги, собранные идут практически напрямую школам округа. так что фактически школьная система является одним из важнейших факторов цены на жилье. чем лучше школа, тем дороже дома и квартиры в ее зоне. чем выше доход проживающих, тем больше достается школе в виде налогов.
конечно, количество денег у города-округа (каунти) и штата на образование тоже играет не последнюю роль.
рейтинг школ все смотрят на специальном сайте -
http://www.greatschools.org/colorado/superior/1958-Eldorado-K-8-School/ (это ссылка сразу на рейтинг “нашей” школы). на оценку школы по десятибальной системе влияет множество факторов: результаты тестов школьников и даже чуть ли не количество детей со спонсируемой едой. все смотрят и на рейтинг и ориентируются на него при выборе школы и места жительства. при этом, сказать гарантированно, что школа, оцененная в 10 баллов будет лучше, чем школа 8, нельзя. как всегда, есть тонкости. так же можно почитать и отзывы. но это все если есть выбор сначала где жить. а если уже где-то живешь, то идешь в школу, к которой приписан.
существует и схема попадания в другие школы, не по прописке. в колорадо это ежегодная лотерея - зимой записываешься на следующий год в нужную школу и в феврале объявляют результаты лотереи. если повезет, то со следующего учебного года можно пойти в желаемую школу.
школьные классы делятся на 3 сегмента почти аналогично русским - младшая школа (elementary), средняя (middle) и старшая (high) и это разные здания или части зданий, хотя бывают и единые учебные заведения. чаще всего отделена старшая школа, а младшая и средняя находятся вместе. младшая школа - это необязательная подготовительная группа (kindergarten) до 5 класса, средняя 6-8 и старшая 9-12. например у паши с машей школа Eldorado K-8. это значит, что в ней дети учатся от киндергартена (подготовительный класс) до 8 (последний класс средней школы).
в каждом штате установлен свой возраст для начал обязательного обучения в школе. в колорадо дети обязаны идти в первый класс, если им до 31 сентября уже 6 лет. за календарем и возрастом следят строго. чтобы попасть в школу раньше октябрьскому или ноябрьскому ребенку, требуется комиссия и решение отдела образования района. соответственно, в необязательный подготовительный класс киндергартен дети попадают в 5 лет. ученики до киндергартена ходят в preschool (с 4 лет), но это уже сады или частные школы. а перед этим early preschool (с 3 лет).
для того, чтобы записать ребенка в школу, ничего специального не нужно. все делается через вебсайт отдела образования округа и крайне быстро. в районную школу обязаны принять или направить в любую соседнюю, если вдруг нет мест. то есть без образования не останется ни один ребенок (no child left behind). из требуемых вещей для поступления в школу: свидетельство о рождении ребенка, подтверждение адреса проживания (контракт на жилье, счет за коммунальные услуги или что-то подобное), справка о прививках, заявление о приеме в школу. в некоторых местах, где людей много, школ мало, спрос большой и тп (читай на побережьях), хорошие школы просят подтверждение адреса чуть ли не раз в несколько месяцев, чтобы не было детей с оформленным документом только на момент поступления. форма на ребенка заполняется в интернете и на следующий день уже можно идти в школу относить все это в бумажном виде. а еще через день отправлять ребенка учиться.
никаких медосмотров, проверок врачами-специалистами не требуется. более того, если ребенок вообще непривитый, законы штата колорадо позволяют ему обучаться в общей школе со всеми детьми. только родители должны подписать отдельную бумажку с указанием причин и снятием ответственности со школы. так же у школ есть право на время подтвержденных случаев прививаемых заболеваний в классе отстранять такого ребенка от обучения.
в нашем случае, мы обратились в ближайшую к дому младшую школу, но у них не оказалось условий для не говорящих по-английски детей и нас перенаправили в соседнюю. но сначала пашу и машу протестировали в департаменте образования на знание языка (хотя что тестировать нулевое знание, но такие типа правила). и уже через 2 дня после теста дети отправились в подготовительный класс большой школы. до конца учебного года оставалось всего недели две с половиной, но это ничему не помешало и никто не предлагал подождать осени.
при переходе в настоящий первый класс родителям выдают правила поведения в школе, просят их прочитать вместе с ребенком и вернуть подписанные. а так же подробную информацию о том кто директор, когда и куда приводить детей и прочее. типичный пример:
http://schools.bvsd.org/p12/eldorado/Conduct%20%20Expectations/EldoradoFamilyHandbook1112.pdf чтобы выписать ребенка из школы, нужно только заполнить заявление в бумажном виде и отнести его в школу с указанием даты прекращения занятий. конечно, там тоже нужно написать повод-причину.
школьное здание и территория
школы тут типовые, но в каждом штате свои. где-то нужна тень и открытые помещения, а где-то наоборот утепленные и просторные внутри. вот у нас школа с большими залами внутри и почти полным отсутствием затененной территории снаружи. здание двухэтажное, с центральным коридором. но из коридора двери отходят не сразу в классы, а в группу кабинетов с общим холлом. блок для первых классов имеет свои вешалки (аналог детсадовских ящиков) и раздельные кабинеты для каждого из классов. у киндергартена вешалки-полочки свои в каждом классе и свой туалет с маленькими унитазами и раковинами в блоке на два помещения-класса. первоклашкам уже приходится пользоваться общим туалетом на этаже.
вид на школьный стадион, парковку и школу
фасад
крыло киндергартена и их детская площадка
центральные двери
холл при входе
вход в блок первоклашек
туалет общий
самое большое помещение - актовый зал, совмещенный со столовой. когда нужно убирают столы и лавки и ставят такие же мобильные стулья. там же, в огромном зале собираются с утра дети, если погода не позволяет стоять снаружи.
столовая во время продленки
во время концерта
я еще видела спортивный зал среднего размера, огромную библиотеку и два компьютерных класса. так же в нашей школе есть “кухонный” класс, где проходят дополнительные занятия и курсы.
библиотека
компьютерный класс библиотеки
около школы всегда есть спортивные и игровые площадки. они доступны для всеобщего пользования во внешкольное время, когда там нет учеников. площадки часто развесистые с делением на зоны по возрастам и для самых мелких иногда даже огорожено забором с калиткой.
детская площадка у соседней школы
так же обязательно у школы есть парковки для учителей, родителей и учеников. все строго размечено, подписано и установлены знаки. увы, во время сдачи детей в школы и их разбора, пробки образуются сплошь и рядом. у нашей школы, например, крайне неудачная полоса поворота, переходящая в полосу ожидания детей. так что тем, кто на парковку, приходится поворачивать из ряда, где это запрещено. а с другой стороны школы простор, но там заезд только для школьных автобусов и учителей.
школьная форма и одежда
в общественных школах школьной формы и особо жестких правил нет. у девочек (да и мальчиков) не должно быть видно белье вообще, а трусы в частности. так что штанишки или еггинсы под любую юбку - это необходимость. лямки футболок-платьев не должны быть уже 7,5 сантиметров и живот или спина между верхом и низом не должны быть видны. так же в школе запрещены головные уборы в помещении. в принципе, школа может установить форму или правила, но для этого требуется согласие как минимум 80% родителей учеников.
административная (доучебная) часть
учебный календарь утверждается каждый год в администрации округа и известен сильно заранее. первый школьный день обычно в районе 20 августа и окончание занятий в конце мая. в течении года есть несколько каникул - осенние, зимние и весенние. а так же пара-тройка праздников и не учебных дней по причине учительских конференций.
никакого “первого сентября” и торжественной линейки нет. в конце года бывают выпускные тусовки в классе в дневное время.
похоже, что время начала занятий каждая школа устанавливает самостоятельно. подготовительные классы в нашей школе делились на две группы - утренняя и дневная. утренние занимались с 8-35 до 11-35, а вторая смена с 12-25 до 15-25. первый класс стартует в 8-35 и заканчивает в те же 15-25. при этом есть среда, когда все начинают на час позже, заканчивая в то же время. за 15 минут до начала занятий детей можно начинать сдавать, оставляя у дверей школы или на детской площадке, где уже присутствуют дежурные воспитатели.
многие ездят в школу на велосипедах, самокатах или скейтбордах, а так же ходят пешком. для скейтбордов при входе в школу есть даже специальный ящик. а велики все оставляют на специальных стоянках или около заборов.
у киндергартена и младшей школы способ захода в школу отличается. мелкие имеют уличный вход прямо в свой класс каждый и с утра до звонка выстраиваются около него, потом учитель открывает дверь и их впускает. первоклашки и прочая младшая школа тоже выстраиваются. но скорее сначала делают очередь из рюкзаков-портфелей, а потом по звонку встают сами. какие-то классы имеют дверь напрямую в свой класс (вот у паши так), а кто-то заходит цепочкой за учителем через один из коридорных входов и идет аккуратно группой в класс.
тыльная сторона школы, утренняя сдача
киндергартен выдают так же как и забирали - у входа в класс, ребенка только в руки встречающему. первоклашек выводят через общий коридор, но не на ту же сторону, где с утра…
выдача мелких
переход после уроков. в желтом жилете регулировщик-доброволец
в случае неблагоприятной погоды (мороз, ливень, ветер, снег) у входа в школу вывешивают специальный флаг. тогда все построения классов происходят в столовой и именно туда надо отводить ребенка.
мы живем не в пригороде, так что большая часть прибывает в школу на машине. и тут есть несколько способов выгрузки детей. стандартный - припарковаться и отвести ребенка. и второй - проехать по выделенной для высадки полосе, остановится в специальной зоне, выгрузить ребенка, не выходя из машины, и уехать. для удобства подъезжающих, там стоят дежурные, которые открывают и закрывают пассажирскую дверь и дают руку ребенку. а так же, что немаловажно, следят за наличием у него рюкзака-сумки при выходе из машины.
утром эта полоса движется довольно быстро, а вот после уроков там встают и ждут, когда дети выйдут из школы, найдут машину родителя, запрыгнут в нее и только тогда уезжают.
дети, проживающие на расстоянии больше, чем 1.5 мили для младших или мили для старших, могут претендовать на место в школьном автобусе. но это правило касается только тех, кто ходит в школу по месту проживания, а не по лотерее. автобусы имеют номера и маршруты и организацией их занимается не школа, а район. когда паша с машей ходили в летнюю школу, приходило специальное письмо с информацие о времени и месте остановки их школьного автобуса.
маршруты автобусов устроены таким образом, чтобы подобрать множество детей. и путь, который машина преодолевает минут за 12-15, у автобуса запросто растягивается в 30-35. так что дети, ездящие на школьном автобусе, вынуждены раньше просыпаться и позже возвращаются. зато в автобусах они тоже общаются между собой.
школьные автобусы не подъезжают к домам. у них есть остановки (увы, не отмеченные) обычно на перекрестках в жилых зонах и это не всегда близко к дому. например к летнему автобусу пешком было бы идти 7 минут (ехать 2), при этом до школы было 15.
школьный автобус на остановке. всем машинам стоять!
для тех, кому детей нужно сдать и забрать позже, есть специальная программа - SAC (school age care) - аналог продленки. отличие только в том, что организована она не силами школы, а районным департаментом. соответственно запись идет отдельно от школьной и количество мест ограничено. продленка платная и цена зависит от количества дней и до школы или после школы. так же можно заплатить, чтобы детей занимали на продленке весь день, когда школы нет - в каникулы. группа у продленки одна на всю школу, без деления по классам и возрастам. на продленке есть перекус (включен в цену), прогулка, время для домашки и прочие занятия, включающие даже игры на компьютере.
аналогичные услуги предлагают и многие детские сады. можно оставить ребенка аж в 6:30 утра, его накормят завтраком, отвезут в нужную школу. потом, если надо, заберут и так же могут держать до 6:30 вечера с перекусом и прогулками. детские сады частные и стоят в разы дороже - около 200 долларов в неделю. так же не все работают со всеми школами и нужно искать подходящее сочетание.
порядок прохода в школу простой - в дверях встречает учитель, потом все кучкой заходят в помещение, где снимают верхнюю одежду. допустимо менять обувь, но при выходе на прогулку, не все ее меняют на уличную, увы. из рюкзаков дети достают пакет-сумочку с едой и складывают ее в у входа в класс. на специальной доске первоклашки переставляют свою фигурку в группу пришедших. кстати, на продленке фигурки на доске тоже надо перемещать между площадкой, библиотекой, столовой и тп перед и после реального перехода ребенка.
доска с "детьми"
крючки для вещей с фотографиями детей
оформление крючков дело учителя. эти - без фоток
тележка с едой
как только все ученики вошли в класс и формально наступило время учебы, учитель отмечает всех имеющихся. по отсутствующим информация сразу идет в секретарю и автоматический голос начинает обзвон родителей с сообщением “ваш ребенок такой-то не найден в школе”. чтобы уж точно, отправляются и автоматические емейлы-уведомлялки.
в случае, если ребенок опаздывает на занятие, нельзя просто так “впихнуть” его в класс. необходимо получить специальную бумажку у секретаря и уже с ней направляться на занятие. аналогично и в случае более раннего ухода. подразумевается, что для этого есть уважительная причина, отличная от проспал, забыл и тп. бумажку с опозданием ребенок может получить и сам, но там отмечают в курсе ли родители, так что будет либо проверочный звонок либо еще что.
если о пропуске школы или опоздании известно заранее, то до 9 утра надо позвонить на круглосуточную выделенную линию и сообщить об этом. тогда с большой вероятностью утром не будет этих писем-звонков. но по-моему опыту, в половине случаев, сообщения автоответчику на специальной линии либо плохо слушают, либо теряют.
4 пропуска без уважительной причины или 10 с уважительной ведут за собой письмо из школы с “так не надо делать”. после 10 без причины письмо и последующая обязательная консультация со специалистом.
листок опоздавшего
перемещения родителей и прочих лиц по школе ограничены. формально ребенка можно завести с утра в школу не дальше холла или секретариата. в класс идет он сам. а если родитель-сопровождающий хочет пройти тоже, то нужно зарегистрироваться и получить разрешительный бейджик. в случае организованных собраний (или праздников в классе) так же требуется регистрация на входе и бейджик. когда мероприятие массовое, занимается этим не секретарь, а волонтеры и стол регистраций ставят сразу в холле.
после последнего утреннего звонка центральные двери в школу закрываются и впуск взрослых осуществляется только по удостоверениям личности. боковые двери из коридоров и классов вообще никогда не открываются снаружи - только изнутри. некоторое количество дверей имеет кодово-магнитные замки и учителя (с детьми) могут пройти, а вот родителям и прочим всегда надо заходить через центральный вход, чтобы быть посчитанными.
(продолжение следует)