медитация

Aug 17, 2012 15:09

прекрасное!
Благодарю Вас, nikolauss!

сохраню себе здесь.



Дзадзен

Практика дзадзен - это секрет дзен.

Сердце дзен - это дзадзен

Несмотря на то, что сегодня буддизм приобрел самые разные формы, поза, в которой Будда достиг понимания истинной природы ума, остается неизменной. Она передавалась через семь поколений в Индии, семь поколений в Китае и семь поколений в Японии, затем была принесена в Европу. Благодаря способу передачи учения, основанному не на чтении текстов, а на взаимном обмене между учеником и мастером, эта позиция сохранилась в нетронутом виде.

«Истинный Дзадзен заключается в тихом сидении в правильной позиции. Это не какое-то особое состояние, это нормальное состояние человеческого существа: молчаливое и спокойное, без возбуждения. Дзадзен означает успокоить ум и сконцентрировать ум и тело. В дзадзен нет цели, нет стремления что-либо получить, нет специального усилия или воображения. Это не знание, которое нужно постичь умом. Это только практика, практика, являющаяся истинными вратами в счастье, покой и свободу».

Тайсен Дешимару Роши
Практикуя, не стремитесь чего-либо достичь. Без цели, только концентрируйтесь на позиции дзадзен, на дыхании и состоянии ума.
Позиция
Сидя на дзафу (традиционная, круглая, набитая капоком подушка), мы скрещиваем ноги в позе лотоса или полулотоса, или складываем под собой в позиции сейдза (позиция на коленях). Колени должны касаться пола, создавая, вместе с ягодицами на дзафу, стабильную позицию из трех точек опоры.
Таз наклонен вперед, так, чтобы живот отвисал естественным образом. Не должно быть ничего, что бы пережимало живот, как, например, пояс или узкие штаны. Позвоночник прогнут в нижней поясничной области, а голова упирается в небо, вытягивая шею.
Верхняя часть груди расправлена, таким образом, что плечи и шея естественным образом откидываются назад. Голова перпендикулярна полу, задняя часть шеи расслаблена и выпрямлена. Нос находится в одной плоскости с пупком. Уши - в одной плоскости с плечами. Плечи расслаблены и опущены, живот тоже расслаблен.
Рот закрыт - дышим через нос - но челюсти расслаблены. Кончик языка покоится у верхнего неба, у передних зубов. Глаза открыты и опущены под углом 45 градусов. Взгляд неподвижен, спокоен, но ни на чем не сфокусирован.
Предплечья покоятся на бедрах у низа живота, ладони развернуты кверху. Пальцы левой руки лежат на пальцах правой руки. Кончики больших пальцев слегка соприкасаются над центром ладоней, ни «опускаясь, как долина», ни «поднимаясь, как гора».
Когда вы обрели стабильное вертикальное положение, начинайте дышать медленно и глубоко. Ваша позиция вертикальна и уравновешена. Сохраняйте ее в течение всего дзадзен, не двигаясь.
Дзадзен означает «прикоснуться к космосу через единое тело, через наше тело. Все существующее и я - единое тело». Дзен-мастер Доген писал в Фукандзадзенги: «Дзадзен, о котором я говорю, это не искусство медитации. Это не что иное, как путь к покою и счастью, практика-реализация совершенного Пробуждения. Когда сможешь постичь ее сердце, станешь подобен дракону, входящему в воду, и тигру, входящему в горы».
По окончании дзадзен, обозначаемому одним ударом колокола, поднимите руки и сделайте поклон (гашо), не наклоняясь. Затем положите сжатые кулаки, большими пальцами внутрь, на бедра. Наклоните тело и голову к правому бедру, потом выпрямитесь, затем наклонитесь немного к левому бедру и опять выпрямитесь. Повторите это два или три раза, каждый раз наклоняясь немного больше, пока ваша голова не коснется колен. Аккуратно встаньте и помните дзафу, чтобы вернуть ей форму.
Дыхание
Дыхание в дзадзен имеет решающее значение. Прежде всего, необходимо установить медленный, сильный и естественный ритм.
Концентрируйтесь в первую очередь на выдохе, который должен быть спокойным, долгим и глубоким. Во время выдоха оказывайте свободное, расслабленное, расширяющееся вниз давление на нижние внутренние органы, не втягивая живота. Вдох должен быть естественным, автоматическим, спонтанным. Когда легкие почти пусты, они быстро вновь наполняются воздухом.
Концентрация на выдохе создает огромную энергию в нижней части живота. Энергетический центр тела находится не в голове и не в верхней части тела, а в основных группах нервов, расположенных в районе от солнечного сплетения до низа живота. Все боевые искусства традиционно основываются на таком дыхании. Сильные действия тела-ума происходят во время выдоха. Во время вдоха человек особенно слаб и уязвим.
Воздух содержит энергию вселенской жизненной силы и его получают наши легкие и каждая клеточка нашего тела. Очень важно развивать наше дыхание. Обычно мы дышим около 15 раз в минуту, поверхностно, используя только малую часть возможностей наших легких. Глубокое полное дыхание дзен захватывает не только уровень грудной клетки и диафрагмы, но влияет и на органы низа живота, хорошо массируя внутренние органы и стимулируя циркуляцию крови и других жидкостей в теле.
В процессе регулярной практики дзадзен такое дыхание понемногу становится привычным в повседневной жизни и во сне. Чем восприимчивей вы становитесь к вселенской жизненной силе посредством дыхания дзен в дзадзен, тем больше возрастает ваша энергия.
Состояние ума
Правильное состояние ума приходит естественным образом из глубокой концентрации на теле и дыхании во время дзадзен.
Во время дзадзен сознательный поток мыслей от коры головного мозга существенно сокращается и мыслящий мозг успокаивается. Кровь проходит к более глубоким слоям мозга, таламусу и гипоталамусу, и этот тело-мозг становится более активен и развит. Когда глубинный мозг становится более активным, нервная система расслабляется. Будучи восприимчивыми и внимательными в каждой клеточке своего тела, вы учитесь думать телом, неосознанно.
Во время дзадзен мысли, сознательные и подсознательные, естественно и постоянно поднимаются на поверхность нашего ума. Не пытайтесь это пресекать. Но в то же время не вовлекайтесь в процесс мышления и не позволяйте мыслям уводить вас от концентрации на позе и дыхании. Просто позвольте мыслям проплывать, как облакам в небе, не сопротивляясь им и не привязываясь к ним. Тени проходят и растворяются. Образы поднимаются из подсознания и исчезают.
Мозг становится глубоко спокойным. Мы приходим к глубокому бессознательному, за пределами мышления, к сознанию хиширьо, истинной чистоте.
(Текст составлен на основе цитат из книги Сандо Кайсена «Дзадзен Сатори»)

взято здесь: http://zen-kaisen.ru/chto-jest-zen/osnovy-zen-practice/meditacia-zen-zazen/

полезная инфо, путь к себе, медитация

Previous post Next post
Up