Посмотрела новый мини-сериал "Титаник" от Джулиана нашего Феллоуза.
Сразу скажу, что смотреть стоит (это на случай, если вы задумчиво разглядываете страницу сериала на IMDb и думаете, стоит ли тратить в общей сложности три часа времени на то, что получило там от пользователей целых... а, не скажу, сколько баллов, все равно они это зря). Причем стоит, по возможности, посмотреть все четыре серии подряд. Феллоуз плохо не снимает, хотя в данном случае снял, гм, своеобразно. Чтобы не спойлерить раньше ката, ограничусь советом перед просмотром запомнить названия всех серий, пригодится.
А еще у Феллоуза получился сериал не о "Титанике", а о пассажирах "Титаника". Корабль - больше декорация, на фоне которой разворачиваются истории сериала, а о нем самом в общем-то очень мало. Но о "Титанике" как герое у нас еще будут Rebuilding Titanic (должен же он уже скоро появиться на торрентах) и Titanic: Blood and Steel (должен же он выйти до конца года столетия гибели "Титаника").
А теперь - о том, что понравилось, о том, что не понравилось, и о Лайтоллере.
- Главный минус, на мой взгляд - это ощущение, особенно сильное в первой серии, что Феллоузу очень-очень мало 45 минут серии. Дали бы ему 60, а лучше 90! Первая серия выглядит вообще несколько скомканной.
- Возможно, именно в силу сказанного в предыдущем абзаце иногда появляется не очень приятное ощущение, что отдельные сценки и героев включили в сериал из соображения "А, на настоящем "Титанике" был оркестр/католический священник/Томас Эндрюс, значит, мы тоже их покажем в кадре". Появляются они в результате в одной-двух сценках, и сюжетной нагрузки почти не несут (за исключением Эндрюса, но он по Феллоузу мог бы и не отправляться в плавание). Хотя у меня есть даже подозрение, что где-то может лежать "расширенная версия" сериала, отличающаяся от показанной так же, как режиссерская версия "Властелина Колец" отличается от театральной.
- Еще странноватое впечатление производит композиция сериала. С одной стороны, решение посвятить первую серию в основном пассажирам первого класса, вторую - второго, третью - третьего - нестандартно, интересно и позволяет показать одни и те же события с разных точек зрения, с другой - я в принципе понимаю людей, которые посмотрели первую серию, сказали: WTF?! - и решили, что Феллоуз опять увлекся любимой с Downton Abbey темой аристократов и слуг; да еще и крушение "Титаника" почему-то происходит уже в конце первой серии четырехсерийного фильма, тема плавания не раскрыта, незачет, словом. Меня, к счастью, предупредили, что финал серии может показаться странным, так что я была готова переходить ко второй.
- Эмоционально как-то не цепляет. Даже цветовая гамма - холодно-коричневая, похожая на фильтр инстаграма - как-то отдаляет от происходящего, что ли.
Что понравилось:
- ЛАЙТОЛЛЕР!!! Лайтоллер тут вообще однозначно самый главный герой, спаситель и вообще. С ним в сериале много небольших, но очень запоминающихся эпизодов: в первый вечер плавания он галантно спасает в ресторане даму, вдруг оставшуюся без кавалера, в третьей серии убеждает пожилую пассажирку надеть спасательный жилет хотя бы ради дочери и предусмотрительно отдает последней бутылку бренди: "Но я не пью!" - "Если бренди не понадобится вам, то понадобится другим в лодке, особенно тем, кого подберут с воды". (Бренди, разумеется, понадобился, еще и как.) И здесь посчитали нужным показать, как он спасал людей на перевернувшейся лодке!
Кстати, я заглянула в
биографию Лайтоллера в Вики - она поистине впечатляет. Помимо прекрасного послужного списка, Лайтоллер уже после отставки, в возрасте 66 лет, участвовал в спасении британских солдат из Дюнкерка на собственной яхте. Все пятеро его детей (от брака с Сильвией Холи-Уилсон, которая была пассажиркой на одном из кораблей, где он служил еще в начале столетия) непосредственно участвовали во Второй мировой войне: старший сын Фредерик Роджер служил на флоте и погиб во Франции в самом конце войны; средний сын Ричард Тревор всю войну прослужил под началом генерала Монтгомери и дослужился до подполковника; младший сын Герберт Брайан был пилотом Королевских ВВС и погиб при авианалете на Вильгельмсхафен в первый день вступления Британии в войну; дочь Мэвис была медсестрой в т.н. First Aid Nursing Yeomanry, а ее младшая сестра Клэр Дорин - в Political Intelligence Unit. Умер Лайтоллер в декабре 1952 года, в возрасте 78 лет. Замечательный был человек, в общем.
- Довольно много (сравнительно) подробностей подготовки "Титаника" к плаванию. Тут и вопрос о количестве шлюпок (первое появление конструктора Эндрюса на экране - его разговор с Исмэем о том, что нужно больше шлюпок); и монтаж электросети на корабле (в этом эпизоде есть еще чудесная сцена с Эндрюсом и электриком, которого председатель компании только что приложил за задержку работ; Эндрюс, дождавшись, когда председатель уйдет, спрашивает: Is there anything I can do to fix this?); и кадровые перестановки в команде - собственно, исключение Блэра из команды "Титаника". Я бы все равно хотела увидеть все это (и что-нибудь еще сверх того) с большим количеством подробностей, но и то спасибо.
- If we are going down, we should go down fighting. Особенно в сочетании с тем, кто и кому говорит эту фразу, и после чего.
- Еще один врезающийся в память намертво диалог - между двумя братьями, кочегаром и стюардом, которого кочегар хитростью устроил на "Титаник", подпоив настоящего стюарда накануне отплытия.
- He'll never forgive you for cheating him out of Titanic's maiden voyage! - говорит младший брат. И старший отвечает:
- He'll live.
И ведь действительно, he'll live.
- Похоже, в сериал сознательно набрали малоизвестных актеров, чтобы зрители не отвлекались на знакомые лица. Я, например, встретила в титрах ровно одно знакомое имя - Джеральдина Сомервилль, она же Лили Поттер. Здесь она играет леди Мэнтон, и, черт, как она смотрит на просочившегося в лодку Исмэя!
- Let Ismay be the coward of Titanic, whereas I am just the fool who sank her. Это говорит капитан Смит, разумеется. Как он погиб - Феллоуз умалчивает, офицер его в последний раз видит на мостике, но уходит он оттуда, когда там еще сухо и даже с виду безопасно. Исторически, насколько я помню, обстоятельства гибели капитана тоже так и не были выяснены.
- В сериал включили то, как офицеры, организующие посадку пассажиров в шлюпки, обсуждают и интерпретируют приказ Лайтоллера: означает ли он, что в шлюпки можно сажать только женщин или детей, или то, что сажать надо в первую очередь женщин и детей, и, если остаются свободные места, то можно пустить и мужчин.
- Молли Браун и ее женская команда в лодке были очень-очень хороши. Дамы вообще очень деятельны и решительны!
- Замечательны финальные кадры с покачивающимися на волнах посреди океана точками-лодками и приближающейся к ним "Карпатии", почти такой же точки посреди океана, и заключительные титры, особенно фраза The disaster changed maritime laws forever, saving countless lives.
Вполне возможно, что буду даже пересматривать. Хотя бы из-за Лайтоллера и финальных кадров.