В последние несколько лет со всех сторон слышишь реплики о том, что музыкантам нужно зарабатывать ТОЛЬКО концертами и рассматривать записанную музыку как рекламу своих живых выступлений. Хотя логичной рекламой концертов может быть запись собственно этих самых концертов, причем ВИДЕО-запись. Так как концерт это совсем другой жанр музыки, отличный от студийной звукозаписи. В студии можно в одиночку записать удивительные полные музыкальные полотна как это делал PRINCE, ELLIOTH SMITH, Юрий Наумов и многие другие. Живьем же воссоздать студийную ситуацию практически невозможно. Поэтому видеть студийную запись как рекламу концерта несколько странно. В большинстве случаях это вообще подстава - на запись можно пригласить самых востребованных музыкантов, а на концерте предложить себя и только.
Опять же звукозапись создается с той точки зрения, что слушать ее будут много раз в разных ситуациях.
Живую музыку хорошие артисты делают так, чтобы она была максимально живой только здесь в этом зале, откликаясь на сиюминутное окружение - зал, публику, социальный контекст и так далее.
Оценивать же стоит в первую очередь не рекламные материалы (студийные записи), а сам продукт - концерты. И про концерты писать рецензии.
С концертами по сравнению с звукозаписью есть сложный пункт правильного момента.
Недавно Татьяна Зыкина написала в своем блоге о том, что на концерт Тори Амос опоздала на 15 лет - именно тогда концерт Тори был бы для нее максимально ценным. И она, возможно, ощутила бы гораздо более глубокое воздействие от этой музыки и потратила бы на нее намного больше денег - поехала бы на несколько концертов, купила бы больше мерчандайза артиста.
Но кто бы повез Тори в Россию в 1998м? А в 2011м это и артист другой, и поклонники другие.
Сейчас возьмем ADELE - самый модный и успешный международный музыкальный продукт последнего года. Когда она звучит везде и всюду сходить на концерт это означает не только послушать крутую вокалистку, но и приобщиться к мировому феномену.
Но кто ж повезет ее в Россию в 2011м. А через год-два она потеряет свою моментальную актуальность, свежесть, молодость и будет уже другой, скорее всего еще более крутой, но другой артисткой. И в зале будут другие люди.
А в случае с ADELE выясняется, что горло у нее хрупкое и вот уже во второй раз отменяются концерты. В Америке отменяют полностью проданный тур в 10 дат. Вот что ADELE пишет на своем сайте в этой связи:
“Пение это в буквальном смысле моя жизнь, мое хобби, моя любовь, моя свобода и теперь моя работа. У меня нет абсолютно никакого выбора, но восстановить свой голос как следует или я рискую навечно голос повредить. Я твердо уверена, что мы понимаете насколько это меня печалит, как серьезно я принимаю к сердцу эту ситуацию и как истинно я опечалена и разозлена всем этим. Когда хочешь делать что-то настолько сильно и не иметь возможности это самое удручающее, что я уверена известно каждому! Мой голос слаб и мне нужно его снова выстроить. Я начну вокальную реабилитацию как можно скорее, буду восстанавливать силу своего голоса, тела и ума. Я вернусь и снова буду пинать мячи на поле, вернувшись к гастрольной жизни. Я приношу вам свои извинения из самой глубины моего сердца, самым искренним образом. Я понимаю, что все это неприятно не только из-за неувиденного концерта, но и ведь есть купленные авиа-билеты, заказанные номера в гостиницах, дни рождения, годовщины и потраченное время. Но прошу довериться мне в том, что я совершаю этот шаг только для того, чтобы смочь всегда петь и всегда создавать музыку для вас на пике моих возможностей, и это единственный шаг из возможных. истинно ваша и ваша навсегда,
адель“
новость из BILLBOARD.BIZ А ведь получить мед-страховку для артистов не так уж просто. Тем более, если ты болен и не можешь играть концерты - откуда будут браться деньги на оплату взносов и лечения?
А заболеть можно надолго. Ларингит у Адель затяжной. У меня самого горло бывает месяцами восстанавливается. И что делать? Понятно, что беречь себя. Но бывают же и инфекции.
ОДНИМ СЛОВОМ - концерты очень сложная штука, чтобы на нее полагаться. Концерты сильно увязаны на время. Слишком много элементов должно сойтись в одном пункте, чтобы человек купил билет и пришел на концерт того артиста, чья музыка ее/его трогает.
Кроме этого хрупкими оказываются и организаторы концертов. Ведь в рекламу концертов ADELE уже вложены нехилые бабки. И они по сути уходят в песок, так как концерты приходится отменять. На Западе все это предмет для страхования. А в СНГ в концертной индустрии, насколько мне известно, со страхованием не очень. И такой вот ларингит может положить конец карьере не только артиста, но и организатора. А нового найти не так уж и просто. Даже в городах вроде СПБ и МОСКВЫ организаторов с десяток. А в более мелких городах их хорошо если есть один. В Обнинске и Туле, к примеру, концертами поп-рок-инди жанра занимается по одной фирме.
Вы скажете - устраивайся на нормальную работу. Так если бы ADELE была трудоустроенной на трикотажной фабрике - были бы у нас ее песни? У ее коллег может быть и были бы в виде выступлений на капустниках, но у нас жителей других стран вряд ли.
Хотим ли мы лишать себя музыки только потому, что нам лень платить за звукозаписи украшающие нашу жизнь?
Originally published at
Атморави: личный блог. You can comment here or
there.