Põgenemine Põltsamaalt - Побег из Пылтсамаа

Mar 10, 2020 19:37

Представьте себе: вы прибыли вечером в небольшой сонный городок. Вы заходите в бар, заказываете виски... и дальше провал в памяти. Очнувшись, вы видите вокруг себя тюремную камеру и узнаёте, что за предшествующий вечер совершили много странных поступков (подробности см. в положении, в первом абзаце). Но вам даётся шанс сбежать! Ровно в полдень вас отпускают, и следующие 24 часа вы предоставлены сами себе. Цель - уйти за это время на максимальное расстояние по птичке, не пользуясь при этом главными автотрассами.

Вообще-то я скорее рогейнер, чем ультрамарафонец. Тренируюсь нерегулярно. Мне надо бег чередовать с рубиловом по лесу. Медленное азимутание по кустам и завалам даёт передышку в однообразном беге, переключает нагрузку на другие мышцы и в результате хорошо восстанавливает. Если же всё время бежать по хорошей дороге (а при рациональном планировании такого забега это, конечно, неизбежно), то мышцы забиваются и становится грустно. Но, несмотря на это, идея убежать на максимум по птичке в произвольном направлении, в автономном режиме - настолько крутая (ведь каждый мечтал об этом, осознанно или нет!), что нельзя не попробовать.

Перед реализацией побега нужно составить план, как на рогейне. Мне кажется привлекательным вариант побега в сторону северо-западного угла материковой Эстонии, заканчивающегося маяком на мысу Põõsaspea - локальным краем света. Очень мне хотелось снова пробежать вдоль моря по бесконечному пляжу и сосновым дорожкам, как на TAOK рогейне в 2015 г. Хотя понятно, что добраться туда за отведённое вермя - задача непростая: 185 км по треку и 155 по птичке. Саша Халяпин составил очень похожий план с тем же концом. Разница - в деталях: Саша пересекает шоссе Таллин - Пярну в Марьямаа, а я - в Варболе. Мой вариант чуть выгоднее, но у Саши в Марьямаа - круглосуточная заправка с горячим питанием. Рейго Лехтла, мой напарник по рогейнам, не хочет ставить себе ограничение сверху в виде морского берега, и потому планирует сбежать на юг, в Латвию.

Жаль, что Саша Халяпин в итоге не смог поучаствовать в этом старте - заболел :-(

Итак, в четверг вечером выезжаю из Москвы. Всё, с чем мне предстоит прожить четыре дня, уместилось в лёгкий трейлраннерский рюкзак-жилет, ведь на гонке не предусмотрен сервис хранения и транспортировки вещей. Ночной поезд, череда автобусных пересадок с прохождением границы, закупкой питания, и на исходе следующего дня я в Пылтсамаа. Короткая прогулка по бывшей столице Ливонского княжества: река и каналы, мосты и мостики, и древний замок с Никольской церковью. В ближайших планах: вечером найти подходящий барчик, а в полдень - смыться :-). Первый пункт был, конечно, выполнен в лайт-версии по сравнению со сценарием, предложенным организаторами :-). Иначе было бы трудно продержаться на ногах в последующие сутки. Вместо дешёвого виски Laua в ход пошло местное плодово-ягодное вино, которым славится Пылтсамаа. Ночёвка - там же, где и ужин: в Guesthouse Karl Shmidt, в по-спартански простом и дешёвом одноместном номере через дорогу от места старта.








Утром на парковке перед торговым центром Selver получаю стартовый пакет. В нём уже лежит медаль финишёра - ведь это последний раз, когда организаторы нас видят. Выдают GPS-треккер, чтобы следить за моими перемещениями. Общее фото на фоне большой надписи Põltsamaa - и старт!




Все разбежались в разные стороны. Я отказываюсь в голове небольшого пелотона, стартовавшего в западном направлении. Ещё раз пробегаем через усадебный парк, мимо замка и церкви, и покидаем город по шоссе в сторону Выхмы. Пока что бежится легко. Дорога Эску - Пилиствере - Кабала вьётся по полям. Озёра, церкви, усадьбы. После Кабалы дорога вливается в оживлённое шоссе. Теперь примерно полсотни километров придётся бежать среди машин, с небольшим перерывом (обход Таиксе - Тори - Тюри).

В Тюри захожу в Максиму, покупаю три литра разных напитков, наполняю все ёмкости. Очень вероятно, что это последнее место, где можно цивилизованно пополнить запас воды. Ещё есть сомнительная палатка-автозаправка в Кяру (60-й км пути), но на неё надежды мало. Ну и круглосуточная автозаправка в Марьямаа, если бежать вариантом Саши Халяпина. Но мне всё же хочется реализовать свой вариант, пусть и с пополнением воды в природных источниках. Сейчас много талой воды, что-нибудь найду.

Покидаю Тюри под начинающимся дождём. Темнеет. Машины проносятся, обдают слепящим светом фар, шумом, брызгами, порывами ветра. И скорость начинает ползти вниз: 8 км/ч, 7.5, 7.2... Заправка в Кяру закрыта - теперь точно предстоит полностью автономный забег до самого финиша. Веду переписку с Сашей: он предлагает мне переключиться на его вариант, потом предлагает свою помощь в доставке воды и еды для меня. Отказываюсь от обоих предложений: воду достать - не проблема, питание тоже есть.

Наконец, сворачиваю с утомительной автотрассы Тюри - Рапла - Таллин. Наслаждаюсь тишиной и отсутствием машин. Скорость ещё больше упала, временами перехожу на шаг. В Леллапере-Нурме - хаски-парк. Не знаю, что за животные сидели там за забором, но провожали они меня натуральным волчьим воем.

Полночь застаёт меня у реки Вигала. Здесь по плану - небольшая срезка через лес к мосту, совмещённая с пополнением воды. Воду я действительно залил, а вот срезка не удалась: перед самым мостом я упёрся в широкую канаву, которую наполнила водой разлившаяся по весне Вигала. Пришлось обходить, откуда и нелогичный тычок на 93 км трека. По космоснимкам и панорамам это не читалось, но в принципе было предсказуемо.

Зато вторая запланированная срезка в полях к ЮЗ от Ohukotsu (на 105-106 км) полностью удалась: поля были непаханные, с невысокой старой травой, и мосты через канавы все были, где надо, в заранее присмотренных по космоснимку местах.

Примерно в этих полях, в районе трёх часов ночи, на землю лёг замерзающий переохлаждённый туман. Пришлось выключить фонарь, чтобы не слепило его отражение от микрокапелек. Полная луна прекрасно всё освещала. И из-за этого тумана весь асфальт на ближайшие несколько часов покрылся тонким слоем льда. Это была засада. Хорошо ещё, что ранним утром на второстепенных дорогах совсем не было машин: расходиться с ними на этой гололедице было бы реально опасно.

После шоссе Таллин - Пярну местность изменилась: вместо полей стали преобладать сосновые леса, характерные для северо-западной Эстонии. Очень приятным оказался участок на 143-146 км, перед шоссе Кейла - Хаапсалу: малая лесная дорожка, вьющаяся по молодому сосновому лесу. Жаль, что я пришёл сюда только сейчас, ближе ко времени финиша. Дальше, в сторону Нывы и мыса Põõsaspea все дорожки такие.

Прохожу-пробегаю последнее большое село Харью-Ристи. Здесь уже открыт магазин, но сейчас не до того: надо выполнить план-минимум - финишировать у моря. Саша направляет меня смсками. Слушаюсь всех его указаний, кроме последнего: вместо не обозначенной на osm лесной просеки к гостинице Pedase ухожу левее, целясь в сторону устья р. Вихтерпалу. Последние сотни метров прорубаюсь без дороги через плохо пробегаемый лес, вырубки, болота. Вот впереди просвет, какие-то домики. Преодолеваю по брёвнам последнюю канаву, выскакиваю на микробугорок - и вижу море! На часах 11:59:58. Этот элемент рогейна определённо удался :-).

"И скоро-скоро он, искомый берег-брег,
мелькнёт по курсу прямо в виде плёса или мыса,
мелькнёт и намекнёт, что кончился пробег,
что кончился побег, имевший цель, но чуждый смысла." (М.Щ.)

Теперь можно никуда не спешить. Позади 138 км по птичке и 162 по треку. Нахожу дорогу и присаживаюсь рядом на камень: одеться, перепаковать вещи, отписаться, что финишировал. Минут через 15 пытаюсь встать... и понимаю, что почти не могу идти. Сразу вспоминается чеканная формулировка из положения:

- Что делать, если у меня нет сил двигаться дальше? 
- Сесть и плакать, потому что никто не придёт вас спасать.

Ну ладно, времени - вагон. До единственного автобуса на Таллин - больше четырёх часов. Иду потихоньку вдоль реки Вихтерпалу. На реке - весеннее половодье. Десятки кубометров воды в секунду, собранные с обширных окрестных болот и растаявшего на них снега, широким стремительным потоком несутся к морю. Слышен рёв порога, образованного уступом Балтийского глинта. Поднимаюсь к шоссе и не спеша иду по нему в сторону Харью-Ристи, чтобы скоротать время до автобуса. Но недолго: вскоре на поднятую руку останавливается попутная машина. В Кейле - пересадка на рыжий поезд Штадлер, который уже в три часа дня привозит меня на Балтийский вокзал Таллина. Приключение завершилось :-)

РезультатыТрансляцияМой трек. Репортаж Саши Халяпина.



У меня вышло четвёртое место по удалению от старта (но первое - по коэффициенту кривизны маршрута!). Драматично сложилась борьба за второе место: Приит Валк быстро бежал в сторону российской границы, но упёрся в неё на набережной в г. Нарва-Йыэсуу за час до контрольного времени. Мог бы вместо этого добежать хотя бы до Петровской площади в Нарве - она чуть дальше по прямой от Пылтсамаа. А может быть, и перейти границу, если паспорт с визой с собой... Тем временем Рейго вполне мог его опередить, но ушёл не по той дороге из-за севшей батареи телефона. А победил всех Ханнес Вейде, убежавший в Латвию дальше Цесиса и удалившийся от старта на 160 км!

А ещё в связи с этой гонкой меня посещали разные идеи о возможном командном формате. Предположим, в команде два участника, которые могут бежать в разные стороны, и их совместный результат - финальное расстояние между ними по прямой. Здесь более интересное планирование, чем в одиночном зачёте, так как надо использовать два противоположных направления. Но ещё более интересная геометрия возникает, если в команде три участника, у которых разная скорость. Предположим, что результат этой команды - площадь треугольника, который они образуют через 24 часа. Тогда в идеале, если одинаково проходимы любые прямые пути, надо разбегаться по высотам будущего треугольника. Можно рассмотреть и другой вариант, когда результат команды - периметр образуемого треугольника. Тогда надо разбегаться по биссектрисам! (Любители геометрии, сообразите, почему?) Впрочем, эти компактные формулировки не дают явного ответа на вопрос, в каких направлениях надо бежать. В реальности же имеется дорожная сеть и задача становится ещё сложнее. Как и на рогейне (командном ТК МАИ), очень важно правильно спланировать и скоординировать линии движения.
Previous post
Up