ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ И МОНГОЛИИ (18): БАЙКАЛ. - МАКСИМИХА-ХУЖИР (ОЛЬХОН)

Sep 18, 2014 23:35

23 августа. 13:30 - 23:30

ПО ДОРОГЕ в Усть-Баргузин связались с капитаном "Секрета", который пришёл из Ольхона и стоял в бухте Максимихи. Мы попросили его придти в Усть-Баргузин - капитан отказался: "Ищите другой пароход". Другого не было. Мы поехали в Максимиху.

В половине второго Зорик выехал на берег, и мы увидели судно, на котором предстояло совершить марш-бросок через Байкал.




Судно выглядело древним, что твой "Варяг" или "Аврора", и было совершенно крошечным (в длину в нём было, думаю, метров двадцать, не больше). Закралась предательская мысль: сможем ли на нём переплыть на тот берег? Не ожидает ли нас участь пассажиров "Севоля"? "Секрет", "Севоль"... Босса, похоже, обуревали те же чувства. Он сказал: "На этом не поплыву. Заказывайте нормальный пассажирский пароход". Помилуй Бог, здесь нормальных нет. Между тем, команда "Секрета", не понимавшая корейской речи, таскала на борт чемоданы, коробки с книгами, термоодеялом, инвалидную коляску. Капитан поторапливал: "Надо отчаливать. При таком встречном ветре будем идти часов десять".

"Секрет" - маломерное судно класса М, рассчитанное на перевоз примерно дюжины пассажиров. Суда этого класса могут плавать на больших глубинах, при наличии волн высотой 3 м и длиной 40 м и в условиях, приближенным к морским. У них повышенная прочность корпуса, хорошие навигационные качества. Получалось, это было именно то, что нам было нужно.

Мы было потащили наши чемоданы в сторону кают, однако капитан сказал: "Отставить! По правилам безопасности в каюты чемоданы брать нельзя". Позже я понял истинную причину запрета. Как, скажите на милость, нам с нашей изнеженной комплекцией таскать вниз-наверх по чуть ли не вертикальному трапу тяжеленные чемоданы? Непременно сломаем ноги или чемоданы. Кто тогда будет нести ответственность за сломанные конечности, багаж? Капитан также ознакомил с важнейшими правилах поведения во время трансбайкальского перехода. Они, если вкратце, были: сидеть в каютах и не казать носа на палубу. Если же надумаем выходить на палубу, то не должны ходить вдоль одного борта по двое. В противном случае кораблик опрокинется.

"Секрет" затарахтел, отчалил от берега и со скоростью примерно пятнадцать километров в час поплыл в сторону Ольхона. До Хужира было плыть примерно девяносто километров.

Картинка, которую нашёл в Интернете, словно срисована с нашего "Секрета". Отличие состояло в том, что в нашем кораблике не было носовой каюты и сауны.




Боссу с сестрой и служанкой отвели более комфортабельную, заднюю каюту. Её повышенный комфорт, кажется, состоял лишь в том, что трап в ней был короче и чуть положе, чем в другой каюте. Однако брат с сестрой тут же вылезли из каюты и сказали, что не могут находиться в ней по причине шума от работы двигателя и вони солярки. Тут Серебряный словно обезумел. Он велел мне самолично слазить вниз в каюту, удостовериться в истинности слов Владыки и идти требовать у капитана предоставления в распоряжение сиятельной пары другой каюты. Серебряный, ты идиот? Других кают нет. Разве что пару в рулевую рубку сунуть? Там не так шумно, и там всегда дует свежий ветер. Мы поковыляли к капитану.

Капитан крутил штурвал, курил сигаретку. Рядом с ним стоял паренёк - верный помощник Женя (он у него и штурман, и механик, и грузчик). Позади, на первом ярусе двухэтажных полатей, как куры на насесте, сидели две девушки и два парня. Спросил, кто такие, и получил ответ: "Экипаж. Он отсюда никуда не пойдёт". Получив отказ, босс смирился с судьбой и разместился наружу, за столом, стоявшим на корме. За его спиной встал телохранитель, раскрыл зонтик, чтобы лучи северного солнца не опаляли кожу лица святейшего, и так и простоял все восемь с половиной часов путешествия. Таким образом, мы, смерды, лишились возможности сидеть на корме и большую часть времени торчали либо на носу, либо на палубе между каютами. Изредка ходили в гальюн, который поразил своей чистотой и наличием туалетной бумаги.




Мы уже изрядно отплыли от берега, когда босс сварливо осведомился о спасательных средствах: "Не вижу спасательных жилетов, кругов". Да вот они: вот надувная лодка, вот импортный подвесной мотор, вот круги. Если захотите порыбачить, вот удочки...







Примерно через час после отправления, в два тридцать, нам раздали обеды, которые утром приготовили столовские тётушки "Байкал-Лидера". Их мы должны были съесть на вершине священной горы. Ели все, кроме сестрёнки и служанки. Они лежали лежмя в вонючей каюте, страдая с самого начала, я думаю, скорее, по причине психологического надлома, нежели качки, от морской болезни.
















Курс судна пролегал в западном направлении. Мы должны были, обогнув северную оконечность Ольхона, приплыть в Хужир.

Где-то на полпути к Ольхону ветер стих, утихли и волны, и мы поплыли по совершенно гладкой поверхности - казалось, что вода полита маслом. Меня отыскал капитан: "Скажи своим, что сейчас проплываем над самым глубоким местом - под нами полторы тысячи метров. А вообще-то абсолютная глубина Байкала - тысяча семьсот тридцать метров. Об этом сказали ребята, которые проводили измерения этим летом".




Около пяти девчата сварили вкусный суп и принесли каждому по тарелке супа, по бокалу чая.













Ближе к семи приблизились и обогнули мыс Хобой.










Когда огибали мыс, пришли девчата и сказали: "На мысе есть изваянная природой фигура женщины" и рассказали трогательную легенду о жене рыбака. Ч. выслушал, хмыкнул и сказал: "Я могу сходу придумать сотню легенд" и на спор придумал и рассказал одну.







Команда "Секрета" - сборная солянка. "Секрету" и Байкалу принадлежит лишь один человек из команды - капитан, он же владелец судёнышка. Женя на подхвате. Он из местной деревеньки, учится в Улан-Удэ. Ему восемнадцать лет. За одну ходку капитан платит ему две тысячи рублей. Остальные четверо - любители-туристы из Москвы и Питера. Приехали сюда на лето, попросились на судно и катаются задарма, изображая экипаж. Байкал объездили вдоль и поперёк. Хорошие ребята.




Около десяти вечера подплыли к Хужиру.







Капитан был навеселе, мы причалили со второй попытки.

Хужир - бойкое место. Судна стояли впритык. Мы перетащили чемоданы, прыгая через леера, борта, на соседнее судёнышко, оттуда на сушу. Там нас ждали два авто - лимузин для босса и его свиты, уазик для багажа. Загрузив оба авто, отправили их в отель, сами потопали пешком. До отеля топать минут десять-пятнадцать.




Отель, в котором нас устроили выпускник Щукинского и Серебряный, назывался "Байкалов острог". Он дорог и подобно старинному острогу окружён высоченным частоколом. Несмотря на поздний час (шёл двенадцатый час ночи), нас накормили ужином. Ресторан был пуст. Гремела оглушительная кабацкая музыка.







Поужинав, разошлись по домикам и пошли на боковую.

Ольхон, Россия, Иркутская область, Бурятия, Хужир, Байкал

Previous post Next post
Up