Разум
Разум, рассудок, интеллект - один из центров управления энергией, осознанием, определяющий способ восприятия мира обычным человеком в состоянии трезвого бодрствования . Согласно
описанию магов это место
сборки восприятия, зеркало, которое отражает нечто, находящееся вне его.
Является стержнем и основой
первого кольца силы, вида
внимания, присущего любому человеку в повседневном мире вне зависимости от того, кем является человек и откуда он. В определенной степени разум собственно и есть
первое внимание, настолько велика его центральная роль в сотворении внимания
тоналя.
Физиологически соотносится с районом головы.
Природа Разума
Разум отражает внешний порядок, свидетельствует об эффектах тоналя, организующего начала Вселенной, при этом ничего не зная об этом порядке, его природе и не имея насчет этого никаких объяснений.
Например, когда мы думаем и говорим, мы следуем какому то порядку, не зная, ни как мы это делаем, ни чем является этот порядок.
Природа разума многослойна:
1. Сущностной, глубинной природой разума есть природа внимания - оно всегда несет с собой разъятие целостности, расщепление, вычленение различных компонентов, усиление или вытеснение их. Например, именно разум генерирует
веру в то что мир состоит из обособленных конкретных предметов. Эта способность присуща и другим органическим существам.
2. Революционной особенностью разума, то, благодаря чему человек стал человеком, есть так называемое "абстрактное мышление" - способность представлять в психическом пространстве образ воспринимаемого и отбрасывать несущественные (согласно актуальным шаблонам) детали образов при сравнении подобных первоначальному сенсорных сигналов. Этот процесс привел к выделению из неисчислимой массы образов определенных классов и категорий, обладающих различной степенью схожести. То есть по сути стал первой ступенькой на пути построения
инвентарного списка.
3.Прямыми важнейшими следствиями из предыдущего процесса стал образ Я и Не-Я, а так же возникновение языка. Самоосознание положило начало строительству
эго с его собственными намерениями и фактически стало определяющей характеристикой разумного существа.. А в языке разум манифестирует себя, и, фактически, язык становится способом существования разума.
4. Следующим слоем природы разума есть его
рефлексивность. Разум - это одновременно и источник и порождение рефлексии. Благодаря этой способности разум может разговаривать о фиктивных принципах, о категориях, которые невозможно найти в реальном мире, о природе вышеупомянутых дисциплин и даже, несмотря на то, что рефлексия принадлежит сознанию, может представлять само сознание как объект.
Как известно, мышление начинается с понимания, а оно в свою очередь основано на узнавании, на повторении выученного. Для этого разум на входе шаг за шагом исключает из поля своего внимания незначительные на его взгляд сенсорные конструкты, и этим изначально сильно ограничивает поле предстоящих операций. Ведь интеллект продуктивен только в том случае, когда исключает все лишнее для производимой им в данный момент операции.
Факт трагическим образом заключается в том, что разум и восприятие связаны друг с другом в единый, идеально слаженный организм. И в результате разум мыслит не только реально воспринимаемое, но и мысленно воспринимаемое, причем последний процесс для разума стал доминирующим.
Эволюция Разума
Согласно
описанию магов в доисторические времена (примерно 10 тысяч лет назад)
точка сборки людей находилась не в
точке Разума, а в точке безмолвного знания,
точке Воли. Именно оттуда люди безмолвного знания бросили односторонний мост к точке разума под влиянием озабоченности относительно источника всего, что они знали. Именно сдвиг в положение разума из положения безмолвного знания в различных древних религиях и мифах метафорически описано как "изгнания из рая".
Устремившись к точке Разума, в сторону самоизоляции и личного преуспевания, с каждым поколением точка сборки сдвигалась в эту сторону все больше и люди обретали силу технического эго, но одновременно теряли мягкую всепроникновенность почти безличного и радостного единства. Когда этот процесс завершился и разум обрел полную власть над восприятием человека, человек почувствовал почти наркотическое пристрастие к его обманчивой ясности.
Важно понимать, что генезис разума имел свое начало в биологической форме человека - именно она заложила основу для разработки вполне определенного режима восприятия. Получив этот первоначальный биологический импульс (инстинкт самосохранения, сохранения вида) человек принялся наводить порядок в воспринимаемом объеме: сотворил закон причинно-следственной связи, сотворил пространственную и временную перспективу; связку "фон - объект", как доступное ему состояние эффективной работы внимания, использовал для выделения из общей воспринимаемой массы сигналов так называемых "объектов". Возникновение в психической реальности "объектов" повлекло за собой целый корпус идей: масса, движение, изоляция, соединение и пр.
Но если ограничения, наложенные на воспринимающую природу биологией есть обязательный и довольно гибкий механизм выживания, то разум - это жесткая формация, для которой важны стабильность и фиксированность воспринимаемого и не допустимы никакие посягательства на собственный фундамент.
На этом фундаменте универсальной и единственной картины мира, разум принялся возводить эфемерное здание интеллектуальных грез, в котором каждый этаж все более отрывает от почвы непосредственного восприятия. Все, на что не смог разум нацепить те ограничительные знаки, что кажутся ему смыслами, потеряло ценность, ушло из поля восприятия. Разум лишил нас связи с Реальностью и научил страдать.
Как только у человека появилась способность абстрагировать, разум начал усложняться, стена между ним и
Реальностью начала становиться все толше и толше, т.к. мышление возможно только благодаря целой серии искажений. А реальное знание не может быть искажено никаким вмешательством интеллектуального формализма. Неудивительно, что с момента утверждения разума в качестве единственного инструмента освоения действительности, Реальность признана несуществующей, а страдания стали абсолютны и неизбежны.
Несмотря на все минусы разум обеспечил и возможность выбраться из замкнутого круга. Ключом к этому есть развитие бесценной способности, имеющейся в этом мире только у человека - способности к сосредоточению и произвольному управлению вниманием.
Работа Разума обычного человека
Рождается человек без разума, не зная что это такое - мышление. Только по мере усложнения тоналя разум вводится в описание мира человека на этапе осознавания существом своего "Я" и в последующем уже обычно человек с ним не расстается до смерти.
Как только появляется разум, человек неминуемо начинает все более удаляться от восприятия Реальности, разум все более выхолащивает воспринимаемый мир подменяя его иллюзией описания.
У обычного человека разум развивается благодаря бесконечному самоотражению, его законы всегда исходят из себя и замыкаются на себя самих, не считаясь текучей Реальностью. Разум хоть и способен самообучаться и довольно гибок , хотя и всегда готов к изменению, но каждое такое изменение обусловлено усложнением описания, исходящего из продукта предыдущих своих программ.
Гипнотическая сила разума возрастает вместе с совершенствованием абстрактных схем и моделей, с увеличением числа классификаций, и, как следствие, предметов для игр и манипуляций, которыми извечно занят философствующий разум.
В конечном итоге разум (как основа тоналя) обычного человека настолько увлечен собственным творчеством, игрой, сочетанием форм, что практически полностью забывается во всем этом.
Именно с появлением разума, благодаря его рефлексивной природе, появляются и растут опасения и заботы, искусственная и нездоровая страсть, неудовлетворенность, скука, ограниченность, злоба, страдания и т.д. Эти творения разума хоть и положительны в своих практических последствиях (при правильном использовании) , но негативны по сути - так как плоды искажающего сознания, отошедшего от
целостности.
Основные характеристики разума обычного человека:
1. Социальность - естественный продукт взаимодействия самоосознаний (разумов)
2. Сценарий - основной структурный элемент социального Я
3. Различают три базовых инструмента разума (мышления):
а. Абстрагирование (работа с условными признаками объектов)
б. Анализ (разложение объекта по определенной схеме)
в. Синтез (сводит вместе условные продукты анализа условным образом)
4. Строительство разумом
инвентарного списка базируется на трех аксиомах:
а. Повседневный человеку способ восприятия наиболее адекватно отражает фундаментальные свойства внешнего мира.
б. Не-повседневные режимы восприятия, измененные состояния сознания, вносят значительные искажения в воспринимаемое, и поэтому отбрасываются.
в. Восприятие является одной из функций психики и не может воздействовать на внешний мир непосредственно.
Как видим, основа разума - это запреты на восприятие того, что не попадает под внушенный человеку с младенчества порядок. Не подвергая себя специальной дисциплине, мы не в состоянии воспринимать ничто другое.
Самоосознающая природа разума положила фундамент и существующему положению вещей в цивилизации нашего времени. Постоянные конфликты, войны, по сути стремление к уничтожению всего вокруг и самоуничтожению являются прямыми следствиями развития эго и сверхэго (продукта взаимодействия эго между собой).
Природа эго - отрицание общности с окружающим миром, а чтобы утвердить свою особенность эго требуется признание другими эго. Эта борьба за признание другими людьми и является основой взаимоотношений между людьми. Но поскольку каждый хочет быть в идеале признанный всеми, а борьба не на жизнь а на смерть, то конец истории цивилизации разума предопределен.
Хронос пожирающий своих детей
- суть нашей цивилизации разума.
Работа с Разумом в магической традиции
Так как маги, подобные
дону Хуану практичны по своей сути, они рассматривают разум как продукт сложной проблемы выживаемости в хищной
Вселенной. Отдавая должное возможностям разума, маги, тем не менее, не могли согласиться с местом, которое он занимает в жизни обычного человека. Согласно их описанию
воля, а не разум является самой основной и интересной способностью человека.
Они поняли, что данная в восприятии реальность навязывается разумом, что он предписывает через проистекающие из него идеи и мысли как нам видеть мир и как действовать в нем.
Они
увидели, что мышление и точное выражение мыслей требуют невероятного количества
энергии, которую как раз и нужно копить на
пути знания.
Исходя из этого они разработали практики, призванные поставить разум на свое место, но ни в коем случае не отказываясь от него, а находя ему подобающее применение.
Фундамент этих практик заключалась в использовании того факта, что в силу своей невозможности охватить всего что происходит в мире, разум выключался в моменты, когда оказывался за своими узкими границами. Достигалось это многими способами как то:
1. Остановка
внутреннего диалога.
2.
Неделание 3. Понимание процесса мышления на самом тонком, философском уровне.
Выслеживание процесса мышления.
Все эти практики постепенно приводили к тому, что тональ очищался и полностью группировался на стороне разума (на правой стороне энергококона) и разуму становилось уже безопасным признавать существование невыразимого нагваля (что для обычного человека опасно для жизни) как факт, а не как интеллектуальное упражнение.
В конечном итоге сброс оков разума и обретение целостности парадоксальным образом обратило разум в инструмент поистине магический, дающий возможность постигать суть и трезво смотреть на вещи и ситуации, открывая в них как отрицательные, так и положительные стороны.
Интеллект спасает воина от падения в пропасть бессмысленности, где человек (даже превратившись в мага интуитивного знания) теряет практически все свои способности. Озарения интуиции необходимо перевести в ясную мысль, иначе они бесполезны.
Поэтому маг использует разум как послушное орудие - отключает его на время, если это необходимо, или возвращает назад, чтобы проанализировать необычную ситуацию с точки зрения абстрактного мышления.
Фактически маги развили разум до его пределов, используя то, что только при полном понимании интеллект может включить себя в магическое описание без потерь со стороны уравновешенности и целостности человека.
Став образцами разума, предельно точно переместив свою точку сборки в
точку Разума, они бросили "односторонний мост" к увиденной оттуда
точке Воли, называемый "чистым пониманием". Именно оно говорит, что разум - лишь островок среди многих других.
Источник...