Хороший индеец - живой индеец

Jan 29, 2011 13:21

За последние несколько дней встретила во френдленте и не только несколько постов и ссылок на тему о послушных детях. Такая животрепещущая тема, на самом деле. По этому поводу - порция моих собственных крамольных мыслей.

В моем понимании полная послушность находится на уровне какой-нибудь тяжелой психической патологии. Ну нет, конечно, это я сильно утрирую - просто неприемлема. Мне всегда казалось, что очень уж послушный ребенок - сомнительное достижение для родителей (а то и вообще продукт психологической несостоятельности взрослых), в отличие от ребенка, имеющего собственное мнение. Тот, кто умеет думать и мыслить самостоятельно, не может во всем беспрекословно повиноваться другому/другим.. Это если мы хотим вырастить ребенка свободной личностью, а не замечательным исполнителем, но не более того. Я, например, очень хочу.

С рождением ребенка как-то начинаешь заново пропускать через себя собственное детство. Родители рассказывали, что я была со мной было легко (то есть, по-видимому, я была хорошей послушной девочкой) до первого класса. Потом был показательный случай - перед 8 марта мама сказала, что по поводу праздника нужно одеть в школу парадную форму. Я воспротивилась, аргументировав тем, что обычно классная предупреждает заранее, когда приходить при параде, а она ничего не говорила, и выглядеть белой вороной я не хочу. «Стадное чувство», но сейчас не о нем. Закончилось очень большим скандалом - ну естественно, как так? Не представляю такой ситуации в своей семье, просто не вижу в ней смысла. Для меня с точки зрения уже родителя это полный абсурд. Впоследствии мои родители точно так же предпочитали видеть своего ребенка послушным, сговорчивым и с квадратной головой (несмотря на то, что я была умницей-отличницей без вредных привычек - чего еще желать), и принимали к этому меры. Которыми, естественно, ничего не добились - кроме обратной реакции. Для меня это был единственно возможный сценарий, не могу поверить, что кому-то может нравиться перенимать навязываемые чужие стереотипы. Можно соглашаться для вида, не нарываться на конфликт, но мы-то знаем... Хотя, наверное, это у всех индивидуально.

Нет худа без добра - я, конечно же, тоже далеко не идеальная мать, но по крайней мере прикладываю усилия к тому, чтобы не повторять ошибок собственных родителей, а еще всегда стараюсь поставить себя на место сына и продумать, а что бы в этой ситуации почувствовала я. У меня нет предрассудков вроде «учитель всегда прав», и признать свою неправоту и попросить прощения у ребенка для меня нет ничего проще - я знаю, что для некоторых это непреодолимый барьер. И в отношениях с ребенком никаких иерархий я не выстраиваю, мне это не нужно. Мы никогда не решаем вопросов, касающихся ребенка, не посоветовавшись с ним и не получив согласия. Да, часто это сложно, иногда приходится долго, объяснять, убеждать, но я считаю, что так более справедливо и готова прилагать усилия - с годами их требуется все меньше, да и времени, как ни удивительно, хватает. И всегда стараюсь, чтобы ребенок слышал от меня не указания, а просьбы. Казалось бы, всего то и отличий, что одно волшебное слово. Но просьбы могут выполняться с удовольствием. А мне, в свою очередь, приятнее наблюдать вежливое поведение ребенка, научившегося на наглядном примере.

А еще мне немного не по себе от того, что некоторые родители формируют запреты и требования, ориентируясь при этом исключительно на себя. Не бегай (потому, что меня это нервирует), не кричи (потому, что меня это раздражает), не возмущайся (потому, что это возмущает меня). В этом месте нужно попытаться представить себе, как мы говорим подобные вещи кому-нибудь из взрослых. Сложно? Я бы даже сказала, практически невозможно. Время от времени, в определенных обстоятельствах - да, если кто-то из родителей болеет или приполз с работы совершенно без сил, то не стоит по нему прыгать организовывать в его комнате шумные игры, это ясно. Но если ребенку приходится постоянно и на ровном месте сдерживать свои индивидуальные проявления, он в конце концов либо взбунтуется, либо утратит способность к адекватному самовыражению. Вопрос, нужно ли это родителям. Или если посредством детей родители пытаются реализовать то, что в свое время не смогли сами. Меня в детстве заставляли заниматься музыкой и почему-то постоянно говорили: «Когда вырастешь, ты нас еще благодарить будешь!» Не буду. Я ненавидела эти занятия и каждый раз, переступая порог музыкального кабинета, переступала через себя. В конце концов я их бросила за пару месяцев до окончания и за последние 20 лет ни разу не пожалела об этом. Не знаю, была ли от них какая-либо польза, но отрицательных эмоций - невероятное количество. Протест ребенка, независимо от того, выражает он его открыто или подавляет и оставляет внутри, совсем не способствует гармоничным отношениям в семье, а непроработанный негатив - это вообще отдельная тема.

Меня очень смущает еще вот какой момент: послушных детей легко контролировать, а контролировать стремятся тех, кому не доверяют. Недоверие начинается с рождения: малыш еще такой беспомощный, что он может знать. Тем временем природа предусмотрела многое - тот же инстинкт самосохранения, например. У нас не было случая, чтобы сын переоценил свои силы, залез куда-нибудь и не смог удержаться и т. п. Хотя, с другой стороны, он все-таки в какой-то мере перфекционист не хуже своих родителей: пока не будет уверен, что получится, и получится хорошо, добровольно пробовать не станет - он даже ходить начал только в 11 месяцев, зато сразу квалифицированно. Могу ошибаться, но мне кажется, у всех детей это есть, только, возможно, в разной степени. IMHO, если ребенку не доверяют самые близкие люди, не исключено, что он может решить, что не достоин доверия в принципе и перестать доверять сам себе.

Послушный ребенок - для меня это еще и невыносимо скучный ребенок. Сколько раз ловила себя на мысли на площадке или на занятиях, когда кто-нибудь из детей безропотно выполнял не особо критичное указание няни, бабушки, мамы - как правило, няни: поверить не могу, да как такое может быть! мой Женя сразу бы по меньшей мере спросил, зачем это и почему, мы бы обсудили, поспорили, посмеялись и в конце концов пришли бы к общему знаменателю, попутно получив удовольствие от общения друг с другом. Очень интересно наблюдать за 3-4-летними детьми на развивающих занятиях: непослушные дети - индикатор профессионализма преподавателя. Для послушных напрягаться не нужно - они внимательно слушают, четко выполняют указания, даже если им неинтересно, а вот непослушным интересно должно быть обязательно, и они не воспринимают информацию как данность, а задают вопросы и в результате получают больше информации.

В общем, не хочу я, чтобы мои дети росли послушными, никогда не стану подавлять в них индивидуальность и превращать ее в посредственность. Лучше постараюсь научить, как находить общий язык с разными людьми и ладить с ними, не теряя собственного лица - насколько это возможно. Попутно, как обычно, многому научусь и сама.
А как думаете, чему может научить послушный ребенок?

Детское, Мысли

Previous post Next post
Up