"Революционер-якобинец", "первый русский марксист": Плеханов. Взгляд на него из 1925 года

Jul 25, 2024 23:37



""Но вот вспыхнула мировая война, и с Плехановым произошло то, что-увы-случилось с столь многими вождями 11-го Интернационала, в том числе и с теми, которые считали себя революционными марксистами ( Read more... )

Leave a comment

Comments 42

lj_frank_bot July 25 2024, 21:39:08 UTC
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: История, Общество, Политика.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Reply

bella_casus July 26 2024, 20:15:25 UTC
подтверждаю

Reply


homme_larochell July 26 2024, 05:23:32 UTC
За текст спасибо, Горев хорошо пишет )

Практические ошибки Плеханова забудутся. Но то строй­ное теоретическое здание, которое он создал, останется на­ везла прочным достоянием и стойкой идейной опорой революционного марксизма.
Нет, не забудутся. Наши осуждения, оправдания и сожаления Г.В. сейчас глубоко безразличны. О "стройном теоретическом здании, которое он создал", я тоже распространяться не буду. Ошибки, серьезные, забывать нельзя, дабы их не повторять в теории и особенно на практике.

Reply

eliabe_l July 26 2024, 09:44:56 UTC

Уверены ли Вы, что Вы хорошо знаете аргументацию Плеханова? Из первых рук, а не пересказов? Понимаете контекст тогдашнего рабочего движения, в котором он принимал решения?

И чтобы понять, что "стройное теоретическое здание" не стройное😀, много ли Вы читали работ Плеханова?

Я вот в отношении себя в этом не уверена. В поздне-советское время, которое я помню, работы Плеханова издавались, но в университете о нем лишь упоминали, работы его не изучались. Я читала отдельные тома из советского 24томного собрания сочинений, даже не все тома, а их части, потому что меня интересовали какие-то конкретные темы. И поздние его работы, не вошедшие в это издание, я знаю лишь поверхностно. А ведь в 1920х слушатели Института Красных Профессоров и Коммунистического университета им. Свердлова, изучали его подробнейшим образом. Для этого революционного поколения (а слушателями были комиссары гражданской, молодые большевики, уже отличившиеся) его работы как раз вызывали большое уважение и интерес, несмотря на идеологические расхождения.

Но для меня ( ... )

Reply

homme_larochell July 26 2024, 17:47:17 UTC
Прежде чем сделать заключение о том, что Пушкин - великий поэт, Вы прочли все его произведения, все-все-все ( ... )

Reply

eliabe_l July 26 2024, 18:12:18 UTC

1. Мне кажется, Вы в полемических целях чрезмерно заострили мою постановку вопроса. Говоря о том же Пушкине, Вы его читали не целиком, не все, что он написал. Но Вы знаете, что он великий поэт, потому что все-таки Вы его довольно много читали. А не просто читали пересказы, в которых Вам рассказывали про достоинства или недостатки его поэтического стиля. А вот Плеханова народ, который бойко его осуждает, практически не читал и даже не знает основных - повторю, основных (!) постулатов его полемики по поводу войны. Причем, в отличие от Ньютона, чей закон описывает определенную реальность, полемика Плеханова в значительно большей степени подвержена опасностям манипуляции. Я потому и предпочитаю его биографии 1920х, потому что их писали люди того же поколения, в них есть детали, которые не забыты и которые формируют картину. А в позднесоветское время, увы, многое было отлито в канон, слишком упрощено, слишком очищено от контекста. Моя работа научила меня не доверять никому, а стремиться проверять самой информацию, думать самой и ( ... )

Reply


77dmk July 26 2024, 06:03:28 UTC
Чёт как-то слишком крупно написано...

Reply

bb1755 July 26 2024, 06:32:01 UTC
Наверное, в новом редакторе создавался пост, с переносом форматирования исходного текста. Но тут только автор поста может редактировать...

Reply

77dmk July 26 2024, 06:39:04 UTC
Да, в принципе, так-то оно, конечно, читаемо, да и масштаб страницы можно увеличить...
Но почему-то сразу же вспоминается про "мелким шрифтом" - а тут весь текст таков (ну, кроме заголовка) - и невольно начинаешь сомневаться и в содержимом.
😁

Reply

eliabe_l July 26 2024, 07:55:05 UTC

Согласна, что лучше бы, если бы размер был покрупнее и легче читаем. Вчера пробовала увелить размер букв, но не сумела. Прощу прощения за неудобство. Сегодня получилось.

Reply


eliabe_l July 27 2024, 06:27:12 UTC

Конечно, никакие отчеты о деятельности не предполагаются, никакие личные данные не приветствуются. Мы же стоим на большаке, вокруг толпа, доверительные разговоры неуместны. Интернет - дело опасное и опасности его многофактурные. Я всегда за privacy.

Разговор ведется только в теоретическом ключе.

Reply


caffe_junot July 27 2024, 10:12:59 UTC
Полный текст я, пожалуй, на ИСТ-МАТ скопирую, за наводки спасибо. Там он будет очень даже "в кассу".

Reply

eliabe_l July 27 2024, 10:43:50 UTC

Спасибо! Еще предложу на рассмотрение книгу статей Г. В. Плеханова "О войне" 1917 г. издания

Reply

caffe_junot July 27 2024, 12:22:53 UTC
Тут или тут. Если никто не выкладывал из коллег ИСТ-МАТа, можно предложить.

Reply

homme_larochell July 27 2024, 13:46:09 UTC
На ИСТ-МАТе нет работ Плеханова, и о нем работ нет. Возможно, что и стоит добавить.

Reply


Leave a comment

Up