Познавательный текст

Mar 01, 2006 16:19

В последнее время почему-то опять всплыла тема Риги в кино. Очевидно, подросло новое поколение.
Хотя из всех фильмов они видели только про Штирлица и Холмса, но краеведческие расследования ведут нешуточные.

Я тут нашел старую статью на ту же тему. С тех пор, конечно, у меня появилась и новая информация,
но исправлять и уточнять ничего не буду. Я перечитал - и так хорошо.
Жаль только, картинок под рукой нет.



Латвийская столица в советском кино

Наш город издавна манил к себе к советских кинематографистов
всех союзных республик. Вот уж для кого банальная поговорка
"Рига -- это маленький Париж" была непреложной истиной.
Несколько буржуазных вывесок, пара ненаших авто -- и снимай про
западную жизнь.

В короткий довоенный период деятели советского художественного
не успели у нас ничего снять по независящим от них причинам.
Хотя известно, что 22 июня 1941 года лауреат сталинских премий
Григорий Александров с женой Любовью Орловой встретили именно в
Риге, где работали над новым сценарием. Но уже 23-го их срочно
отозвали в Москву.

Зато после войны киношники развернулись. Уже в 1949 году в Ригу
приехал сам Михаил Ромм снимать фильм "Секретная миссия" про
действовавшую в Берлине советскую разведчицу Марту Ширке (Машу
Глухову). Как вспоминала игравшая ее Елена Кузьмина: "Нам
нужны были нерусские улочки, дома в немецком стиле и узкое,
неповрежденное войной шоссе". В фильме легко можно узнать
водонапорную башню в Чиекуркалнсе. Времена тогда были тревожные,
война только кончилась и московским актерам надо было смотреть в
оба. Кузьмину вот и в аптеке обслужить отказались, и
"национальные партизаны" чуть не убили. Но фильм все равно был
снят, хотя горящие развалины запечатлели уже в Кенигсберге. A
руины Вецриги показаны в фильме того же Григория Александрова
"Встреча на Эльбе"(1949 г.), изображая разрушеный войной
немецкий город Альтенштадт.

Видимо Ромму так у нас понравилось, что он снял Ригу еще в одном
фильме -- "Убийство на улице Данте"(1956), в котором,
кстати, дебютировали Иннокентий Смокуновский, Валентин Гафт и
Михаил Козаков в главной роли. Последний вспоминал: "Часто после
съемок Михаил Ильич предлагал погулять мне по Риге..." Фильм был
про французскую жизнь и наша столица изображала Париж.

Хотя оба этих фильма -- не лучшие в творчестве Ромма, ни к его
Берлину, ни к Парижу придраться практически невозможно.
Возможно, там такие же дома и улицы. А вот режиссер Я.Сегель в
картине "Первый день мира" (1959) удивил рижан. В начале его
фильма красноармейцы долго берут штурмом Домский собор, залегши
на Домской площади! Дело происходит, конечно, в Германии и с
башни собора отстреливаются недобитые гитлеровцы.

В 60-е годы возникла заложенная Алоизом Бренчем тенденция
показывать Ригу как колыбель преступности, куда в конце концов
приводят все следы. Например в фильмах "Я, следователь" (1972),
"Совесть"(1974), "Петля" (1984), к нам прибывает сотрудник
уголовного розыска, чтобы закончить дело. Первый из Тбилиси,
второй и третий из Москвы. А в фильме "Круг" (1972) у рижского
морского вокзала швартуется судно, к днищу которого
преступники-аквалангисты примагнитили специальные контейнеры с
наркотиками. Естественно, милиция не дремала. Доходило и до
смешного. В сериале "Противостояние" один из родственников
преступника живет по адресу -- Рига, улица Свободы. Фильм вышел
на экраны в 1985 году...

Но настоящей кинозвездой наша Рига стала в 70-80-х годах именно
в качестве западного города. Возможно, дотошные киноведы еще
составят подробный список всех этих фильмов, что будет нелегко.
Потому что съемки вели и "Беларусьфильм" и Студия им.Довженко и
даже "Арменфильм" ("Хаос" (1974), где Яуниела изображала Париж).
В общем-то, все снимали одну и ту же натуру. В "Идеальном муже"
(1980) можно было увидеть улицу Смилшу, Академию художеств и
Художественый музей -- это Лондон. В "Человеке в штатском"
(1973) разведчик Сергей (Юозас Будрайтис), выдавая себя за
венгерского барона Переньи де Киральгазе, шпионил в берлинском
офицерском казино -- кинотеатре "Рига". В "Шерлоке Холмсе"
(1979) герой Караченцова долго едет опять же из музея в академию
-- снова Лондон. В "Европейской истории" (1984) Владимир
Шевельков съезжал на мотоцикле с Вантового моста и гнал мимо
центрального Банка -- это неназванный западногерманский город.
В "Голубом карбункуле" (1979), тоже про Холмса -- церковь Петра
и Яня сета -- опять Лондон. "Узник замка Иф" (1988) -- опять
Старая Рига как Париж (Это, кстати, последний фильм из этой
серии -- началась атмода, перешедшая в независимость). А в
белорусском фильме "Братья Рико" улица Авоту изображала
Нью-Йорк. Возможно, в Нью-Йорке и попадается вывеска Frizetava.
В фильме ее хорошо видно.

Очень много забавного видит глаз рижанина и в одной из двух
самых знаменитых снимавшихся у нас картин -- "Семнадцать
мгновений весны". Когда Штирлиц идет на встречу с Борманом в
Зоологический музей (Министерство финансов), справа, где сейчас
здание Парекс-банка, отчетлива видна надпись "Remonta darbnica",
когда идет мимо универмага -- на витрине по-латышски написано
про обувь для любого времени года. Когда проезжает мимо Музея
мореходства -- в кадре замаскированный мешками бюст Гердера. Не
говоря уже о мелькающих всюду типичных для советской Риги
круглых настенных мусорниках. Интересно, что в этом фильме Рига
изображает сразу два города -- Берлин и Берн, в котором была
Цветочная улица (смонтированная из двух -- Пилс и Яуниелы). А
вот во второй знаменитой картине "Шерлок Холмс и Доктор Ватсон"
латышских вывесок не встречается и Лондон там вполне по тем
временам достоверный. Зато в телефильме "Тайна Эдвина Друда"
(1980), тоже из английской жизни, есть странные вещи. Когда
показывают старую церковь Гертруды или дом на углу ул. Гертрудес
и Бривибас (где магазин "Стабурадзе"), еще ничего, но как только
герой Льва Дурова прячется на Покровском кладбище (уже бывшем --
в районе ул.Сенчу), то берут сомнения. Не может на английских
надгробьях быть написано "geboren"!

Но Рига в кино была не только Западом. Например, рижские
кинематографисты, экономя на билетах, снимали все у себя дома. В
фильме "Заговор послов" (1965) Рига -- Петроград и на улице
Стрелниеку артист Павулс в роли чекиста Петерса ловит
английского шпиона Локкарта. (За забором напротив улицы Алберта
(Фрича Гайля) -- забор не сохранился). А в картине Яниса
Стрейча "Верный друг Санчо" (1974), Рига -- уже Лениград.
Точнее, улица Алунана. К сожалению, не удалось установить
название фильма, где Рига была в роли Одессы, но точно известно
что такой снимался на углу улиц Кр.Барона и Мартас в начале
80-годов украинской студией. Зато в другом киевском фильме,
"Красные дипкурьеры" (1977), наш город изображает не только
себя (опять старая Гертруда, снесенный дом на углу Гертрудес и
Базницас, дом по Гертрудес 10/12), но и Москву! Причем
московская сцена снята опять на Домской площади, где Игорь
Старыгин в роли латышского комиссара Ауриня целуется с
Натальей Вавиловой возле нынешнего Унибанка. Интересно, что этот
фильм -- любимый у президента Парекс-банка В.Каргина и хранится
у него на одной кассете с "Семейной мелодрамой", в которой, как
известно, в юности снялся сам Каргин.

В заключение обо одном фильме, не подходящем ни под одну из
вышеперечисленных категорий. В нем опять-таки присутствуют и
Домский собор, и Домская площадь и Художественный музей, на
здании которого было написано "Министерство обороны и
нападения", почему-то на русском языке. А действие происходит в
несуществующем соединенном королевстве Карликий, куда приехал на
гастроли Украинский самодеятельный балет на льду, солистка
которого Оксана, оказалась как две капли воды похожа на местную
принцессу. Ну и т.д. Этот прочно забытый шедевр назывался "В
тридевятом царстве" (1970) и поставил его малоизвестный режиссер
Е.Шерстобитов. По иронии судьбы, ученик того самого Михаила
Ромма.

журнал "32 мая", 1998 год
Previous post Next post
Up