Новая музыка - Gabriella Smart: Of Broken Trees and Elephant Ivories

Apr 24, 2018 20:23

В воскресенье мы сходили на камерный концерт в университет Монаша, выступала Габриэлла Смарт (Gabriella Smart) с двумя вещами из ее цикла Of Broken Trees and Elephant Ivories ("О сломанных деревьях и слоновой кости") в рамках программы MLIVE.

Для "Деревьев..." Габриэлла попросила двенадцать австралийских и немецких композиторов написать музыку, вдохновляясь историей нескольких старых фортепиано, привезенных в Австралию из Англии. Каждый инструмент проехал длинный путь сначала по морю, а многие из них еще и совершили длинное путешествие по Австралии в повозках или на горбах верблюдов. Вот такая затравка, достаточно интересная.

Мы не знали, чего ждать: это так называемая новая музыка. Чего мы точно не ожидали, так это того, что слушать это будет невыносимо - настолько, что пришлось уйти раньше. Мне немного неловко, я никогда не уходила с концерта до его завершения, но у меня настолько разболелась голова, что стало уже плевать на приличия.

Вот в этом видео Габриэлла рассказывает о программе, говорит по-английски, но в фоне звучит первое произведение, которое она исполняла в воскресенье, - Kaps Freed. Видео короткое, но представление о произведении составить можно. Как здесь вы слышите, так дальше оно и разворачивалось, в сдержанном темпе, тихо, с электронным гулом и шумом аккомпанементом.

image Click to view



Композитор Cat Hope вдохновлялась колониальным фортепиано, стоявшим в доме австралийского известного композитора Перси Грейнджера, который был одним из первых исследователей новой музыки. Это вообще интересный был человек, может быть, когда-нибудь напишу о нем.

После первого произведения был перерыв, и несколько пар ушли. Мне было любопытно, что будет дальше, так что мы остались.

Вторым номером в программе было произведение Two New Proposals, композитор Erkki Veltheim. Там вообще интересная идея. Композитор вдохновился тем фактом, что рассточние в герцах между крайними нотами 85-клавишной фортепианной клавиатуры примерно равно длине телеграфной линии Overland Telegraph Line (телеграфной линии, соединявшей Дарвин и Порт Огасту) в километрах. Представляя таким образом клавиатуру как метафорическое путешествие с севера Австралии на юг, автор предлагает два варианта, где на клавиатуре мог бы располагаться Алис Спрингс. Расстояние между нотами оказалось равно двум октавам плюс тритон - очень даже диссонанс. Длину телеграфной линии (3200 км) композитор решил использовать еще раз - она равна длительности произведения в секундах.

В течение этих 3200 секунд Габриэлла играла только две ноты - тот самый интервал, тритон плюс две октавы. Играла не просто так: там был особый паттерн. Автор взял самый популярный на время написания твит, им оказался твит Эллен Дедженерес с фото после церемонии Оскар: "If only Bradley's arm was longer. Best photo ever." (вот бы рука Брэдли была длиннее! Самое лучшее фото).



Эту фразу записали в кодировке Морзе, и эту кодировку использовали в произведении, отображая точки-тире соответствующей длительностью звучания. Аккомпанементом шел электронный шум, в этот раз очень разнообразный, громкий и невероятно утомительный.

Так что идея была, конечно, очень интересная и любопытная, но слушать это было сложно. В конце концов стало совсем невыносимо, голова взрывалась, и я предложила Шурику бежать.

Не смогла найти ни кусочка, чтобы вы могли послушать.

мы никуда не ходим

Previous post Next post
Up