Сегодня у нас в доме будет заложена лаборатория. Для Мани (и для старших, если пожелают).
Это вот у меня сейчас в работе. Книжка про то, как поддержать и развить в ребенке творческий и исследовательский дух - именно дух, а не "из двух комочков пластилина сделайте ушки, а из третьего - носик". Как сделать, чтобы ребенок сам (или почти сам) что-то придумывал, исследовал, собирал, разбирал и вообще всячески утруждал мозг и руки и получал от этого пользу и удовольствие.
Так вот, начинается все с простой, как все гениальное, идеи:
сделать ребенку место для самостоятельной работы, угол, где все нужное (и безопасное с учетом возраста самого ребенка) лежит в свободном доступе, и можно в любой момент зависнуть в этом углу и чем-нибудь заняться, потому что материалы и инструменты всегда под рукой. Как что пришло в голову, так сразу идешь и воплощаешь. Самое простое, что в этом самоделкином углу можно держать - бумагу, ножницы, клей и фломастеры. А можно и чего поинтереснее положить.
И тут я сообразила одну вещь. Когда мы жили в квартире, у меня в комнате стоял большой комод, набитый всем для рукоделия. В одном ящике была разная бумага - цветная, картон, старые карты и буклеты, красивые обрывки, старые суперобложки, папиросная бумага, которую засовывают в носки туфель в магазине. Во втором - клей (ПВА, водорастворимый для ткани, суперклей, клеевой пистолет с запасом стержней) и краски всех сортов и назначений. В третьем - природные материалы, от нашенских каштанов и "вертолетиков" до длинных иголок пиний, которые мы с Варей везли из Италии (а потом сделали корзинку, и эту корзинку - заморский деликатес! - с аппетитом съела моль). Еще один ящик был для интересного хлама - пряжек, колокольчиков, глиняных деталей от кукол, нашивок, красивых обломков разных механизмов, стеклянных шариков и вовсе уж неопознаваемых штойбочек с несомненным творческим потенциалом. А в шкафчиках по бокам стояли катушки ниток, коробки с пуговицами, рулончики цепочек из шариков, сундучок с раздраконенной бижутерией, пальмовые листья и плетеные крышки от корзин.
Дети у этого комода паслись не переставая. Точнее, паслись БЫ не переставая, если б комната была не моя. А так они паслись периодически, но все время доставали оттуда всякие интересные штуки и использовали их по самым странным назначениям.
А потом мы переехали. Мебели было (и осталось) мало, поэтому комод поставили в гостиной и отвели под настольные игры. Я выкинула основную часть барахла из него, а оставшееся запихала в старый сломанный комодик, который, опять же, стоит у меня в комнате. Но оберегает его от использования не комната, а то, что ящики совершенно невозможно вынуть. Уж такой он старый и сломанный. Надо бы новый, но все руки не доходят.
Я не обратила тогда внимания, но заметила сейчас: дети стали делать поделки по-другому. Варя увлеклась скрапбукингом, делает красивейшие журналы и дневники (наконец-то есть зачем таскать отовсюду красивые рекламки и картинки!), постоянно покупает какие-то материалы и держит их у себя в комнате в специальном ящике. Кирилл тоже работает у себя, но собственный инструментарий не копит. Просто теперь всякий раз, как на месте не находится отвертки, ножниц, рулетки или изоленты, мы бежим к нему и ругаемся, чтоб клал на место.
Хуже всех досталось Мане (бедная Маня!) У нее остались только фломастеры да то, до чего она может дотянуться - бумага и ножницы. Она что-то делает, конечно, и с этим скудным припасом, но последний ее год явно был недоосиян блестками, трубочками и цветными нитками. Как я раньше этого не заметила?
В общем, надо что-то делать. А именно: поеду сегодня в магазин с книжкой наперевес. Куплю четырехэтажный пластиковый комод, самый простой, чтоб не жалко было. Загружу его красками, кистями, бумагой всех сортов, наклейками, скрепками, пластилином, клеем, штампами, картоном, штемпельными подушечками, трафаретами, тесемками, старыми брошками, бусинами, резинками, ножницами, восковыми мелками и толстыми нитками.
И подарю Мане.
:)