Советскую, а следом за ней российскую публику приучили к тому, что главная святыня СССР - храм-мавзолей Ленина - это плод суверенного творчества советских архитекторов, возглавляемых исконно русским зодчим Алексеем Щусевым (архитектором Святейшего Синода, строителем православных храмов и т.д.).
Однако, после погружения в тему выясняется, что реальная история «главной святыни» большевиков не имеет ничего общего с её советской легендой и что за спиной «создателя мавзолея» Щусева, как это часто бывает с советской властью, скрываются совсем другие «специалисты».
***
Фредерик Поульсен
По русскоязычным публикациям, посвящённым созданию мавзолея, из года в год кочует информация о некоем «признанном авторитете в археологии Поульсене», от которого Щусев «получил «чертежи» египетских пирамид, персидских гробниц, месопотамских зиккуратов» и т.д.
При этом никто из авторов не объясняет - кто такой этот Поульсен и что его связывает с Щусевым и мавзолеем.
Впервые о Фредерике Поульсене написал Георгий Марченко в своей
книге «Карл Маркс?» [Б.м.], [б.г.]., изданной в 1975 году в Германии.
Отдельные фрагменты этой книги были перепечатаны в журнале "Кубань" за 1991 год (Краснодар, 1991, No.1), после чего фраза Марченко: «Известно, что Щусев получил тогда всю необходимую информацию от Фредерика Поульсена - признанного авторитета в археологии», - с лёгкой руки Фомина С.В., в 1991 году написавшего статью «Вокруг алтаря Сатаны», пошла в народ и вот уже тридцать лет кочует от автора к автору.
Так кто же такой этот Фредерик Поульсен и как он мог оказаться консультантом Щусева?
Фредерик Поульсен (1876-1950) - известный датский археолог и искусствовед.
Ученик Ульриха фон Виламовиц-Мёллендорфа, Адольфа Фуртвенглера и Георга Лешке.
При жизни являлся членом десятка научных обществ: датской Королевской академии наук и литературы (основана в 1742) , Немецкого археологического института (основан в 1829), французской Академии надписей и изящной словесности (основана в 1663), Королевской шведской академии словесности, истории и древностей (основана в 1753), Королевской академии свободных искусств, Швеция (основана в 1735 году), Археологического института Америки (основан в 1879), Ассоциации содействия распространению знаний о древних цивилизациях (Гаага), Института этрусских исследований (создан в 1932 году во Флоренции) и мн.др.
Фредерик Поульсен
Работал во Франции, Польше, Германии, Греции и Италии. Известен не только как учёный- археолог и искусствовед, но и как плодовитый писатель. Много путешествовал по Европе и Ближнему Востоку, особенно по Средиземноморью. Проводил раскопки, выступал с лекциями.
Фредерик Поульсен
С 1910 года работал в отделе древностей
Новой глиптотеки Карлсберга (датский - Ny Carlsberg Glyptotek), а с 1926 года по 1943 являлся её директором.
Примечание: Глиптика - это искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях (геммах). К глиптике, как правило, относятся произведения малых форм. Глиптика известна с глубокой древности - со времён Египта, Шумера, Вавилона и Ассирии. Необычайных высот достигла в античной Греции и Риме.
Глиптотека (Glyptothek) - собрание античной скульптуры и глиптики. В мире существует 3 музея с таким названием - глиптотеки в Мюнхене и Афинах, а также Новая глиптотека Карлсберга в Копенгагене.
Фредерик Поульсен
Новая глиптотека Карлсберга (датск. Ny Carlsberg Glyptotek) - художественный музей в Копенгагене. Основан в 1882 году датским «пивным королем» и меценатом, создателем концерна Carlsberg - Якобом Кристианом Якобсеном. Коллекция музея выросла из его частного собрания. Сегодня в музее представлены произведения искусства различных эпох - от античного до современного.
Особого внимания заслуживает коллекция, посвящённая Древнему Средиземноморью (название - «Средиземноморский горизонт», залы с 19 по 25). Коллекция затрагивает период с 6 тысячелетия до н.э. до 5 века н.э. В ней собраны 1400 экспонатов из Древнего Египта, Вавилона, Ассирии, Финикии, Греции, Рима. Древняя Месопотамия (Вавилон и Ассирия) представлена отдельным блоком. Есть несколько предметов из древней Пальмиры. Здесь же собрана богатейшая коллекция этрусков (считается одной из самых значимых за пределами Италии).
Новая глиптотека Карлсберга
Вид с крыши Новой глиптотеки Карлсберга
Итак.
С 1926 по 1943 год датский археолог и искусствовед Фредерик Поульсен являлся директором Новой глиптотеки Карлсберга. До 1926 года Поульсен работал научным руководителем отдела древностей всё той же глиптотеки Карсберга.
Проектирование первого (временного) мавзолея Ленина велось с 22 по 24 января 1924 года. К 27 января первый мавзолей был построен. Проект второго (деревянного) мавзолея создавался в феврале-марте 1924 года. Сам мавзолей был готов к 1 мая. Работа над проектом третьего (каменного) мавзолея велась в первой половине 1929 года. (1929-й - год «великого сталинского перелома»). Само же строительство началось в июле 1929 и к октябрю 1930 года было закончено.
Если допустить, что Фредерик Поульсен действительно консультировал Щусева в 1924-м и/или в 1929-1930 гг., то каким образом он - директор глиптотеки Карлсберга - оказался в Советской России в это смутное время?
Вариант первый (основной) - благодаря датчанину Торвальду Стаунингу и бельгийцу Камилю Гюисмансу.
Торвальд Аугуст Маринус Стаунинг (1873-1942) - известный датский государственный и политический деятель, лидер датской социал-демократической партии. В 1924-1926 и в 1929-1942 гг. - премьер-министр Дании. В 1933-1935 гг. одновременно с постом главы правительства Дании занимал пост министра обороны.
Торвальд Стаунинг
Стаунинг - видный деятель международного социалистического движения. На протяжении многих лет входил в Международное социалистическое бюро (МСБ) II Интернационала, в котором тесно взаимодействовал с его бессменным секретарём - бельгийцем Камилем Гюисмансом.
С Лениным Стаунинг был знаком по работе в МСБ II Интернационала, в которое Ленин входил с 1905 года от РСДРП. Их личное знакомство должно было состояться не позднее октября 1908 года - т.е. десятого пленарного заседания МСБ в Брюсселе.
В силу того, что ортодоксальный марксист-революционер Ленин при жизни не слишком жаловал респектабельного датского политика Стаунинга (называя его «квази-социалистом и одним из наиболее скупых и подлых классовых снобов, которых он когда-либо встречал»), первоначальная идея отправки в СССР, на помощь Щусеву, датского археолога Ф.Поульсена, скорее всего, исходила не от Стаунинга, а от Камиля Гюисманса.
И выглядело это так: Гюисманс, заручившись поддержкой короля Бельгии Леопольда III, от имени ареопага глобального Социнтерна обратился с «братской» просьбой к Стаунингу: «Так, мол, и так, «братьям» в С.С.С.Р. нужна помощь в строительстве храма. Дело важное. Отправь в Москву «брата» с гримуарами». Не в силах отказать старшим «братьям», датский премьер-министр Стаунинг, согласовав вопрос с королём Кристианом X, откомандировал «брата»-археолога Поульсена в Москву на помощь «братьям»-большевикам.
Хотя, нельзя исключать, что «логистика» решения вопроса с отправкой Поульсена в Москву выглядела несколько сложнее: Гюйсманс - король Бельгии Леопольд III - король Дании X - Стаунинг - Поульсен. (Не стоит забывать, что Ленин был человеком, отдавшим приказ о казни императора Николая II, императрицы Александры Федоровны, а также пятерых царских детей, с которыми все королевские дома Европы состояли в той или иной степени родства).
Теперь о Гюисмансе.
Камиль Гюисманс (1871-1968) - одна из центральных фигур международного социалистического движения XX века.
В самые важные/переломные моменты европейской истории держал нити глобальной сети Социнтерна в своих руках:
- с 1905 по 1922 гг. - секретарь Международного социалистического бюро II Интернационала;
- с 1939 по 1944 гг. - секретарь и председатель Бюро Социалистического рабочего интернационала.
Уже в начале XX века был известным бельгийским политиком. С 1910 по 1965 гг. - депутат Палаты представителей бельгийского парламента. В 1936-1939 и в 1954-1958 гг. - председатель Палаты представителей парламента. В 1946-1947 гг. - премьер-министр Бельгии.
Камиль Гюисманс
Как и все лидеры социал-демократов Северной Европы замыкался на правящий в стране королевский дом. В случае с Гюисмансом - бельгийский. Был близок к королю Бельгии Леопольду III.
Гюисманс и король Бельгии Леопольд III
Входил в узкий круг посвящённых в тайны мирового социалистического движения. Занимая руководящие должности в Социнтерне, выполнял роль «управляющего хаба», замкнутого, с одной стороны, на высшую аристократию Европы (реальных хозяев всех «Интернационалов»), с другой - на руководство социал-демократических партий конкретных стран.
Камиль Гюисманс
Не позднее 1908 года был посвящён в масоны. Состоял в старейшей и известнейшей масонской ложе Великого востока Бельгии -
Les Zélés Philanthropes «Друзья Филантропии» (ложа работает по Древнему и принятому шотландскому уставу).
Другим членом указанной ложи являлся старший товарищ Гюисманса по Бельгийской рабочей партии, а также МСБ II Интернационала, известный бельгийский политик и государственный деятель - Эмиль Вандервельде (1866-1938 гг.).
Эмиль Вандервельде
Также как и Гюисманс Вандервельде был видным деятелем международного социалистического движения:
- 1900-1918 гг. - председатель Международного социалистического бюро II Интернационала;
- 1929-1935 гг. - председатель исполкома Социалистического рабочего интернационала.
C 1914 по 1937 гг. Вандервальде неоднократно входил в бельгийское правительство.
Однако, вернёмся к Ленину.
У Ленина и Гюйсманса были дружеские отношения. С 1905 по 1914 гг. они состояли в активной переписке. О чём на самом деле писали друг другу Ленин и Гюйсманс неизвестно. Хранящийся в «Международном институте социальной истории» (МИСИ) Королевской академии наук Нидерландов архив Ленина до сих пор закрыт. Не совсем понятно даже где его искать - в Амстердаме, в головном подразделении института, либо в Лондоне - в британском филиале МИСИ.
С дозволения МИСИ ничтожная часть переписки Ленина с Гюисмансом была опубликована в начале 60-х годов, часть из неё вошла в полное собрание сочинений В.И.Ленина (тома - 47 и 48). Несмотря на «травоядное» содержание опубликованного, все ленинские письма к Гюисмансу объединяет одна говорящая о многом деталь.
У всех писем абсолютно несвойственная для Ленина концовка:
«С братским приветом», - письмо К.Гюисмансу от 27.01.08
«Примите, дорогой товарищ, мой братский привет», - письмо К.Гюисмансу от 29.01.08
«Братский привет», - письмо к К.Гюисмансу от 2.02.08
«Примите, дорогой товарищ, мой братский привет», - письмо к К.Гюисмансу от 6.11.10
«С братским приветом, дорогой товарищ», - письмо к К.Гюисмансу от 5.09.11
И так под каждым письмом.
Причём, если мы посмотрим на переписку с другими адресатами, то увидим, что «братские приветы» в колоссальной ленинской переписке достаются исключительно товарищу Гюисмансу. Всем остальным: «Жму руку», «Крепко жму руку, «Жму крепко руку», «Ваш Ленин», «Уважающий Вас Н.Ленин», «С товарищеским приветом Н.Ленин», «Ваш Старик». И только Гюисмансу «с братским приветом»…
Загадочный «французский архитектор Бал».
Строительство всех трёх мавзолеев Ленина активно освещалось тогдашней советской прессой. И вот какая интереснейшая заметка появилась в номере «Вечерней Москвы» за 6 июля 1929 года.
«Новый мавзолей Ленина. (Камни с окраин СССР. - Приезд делегации из нацреспублик. - Постройка мавзолея начнется на-днях). // Вечерняя Москва. М., 1929. №152, 6 июля, с. 1; эта заметка, без ссылки на Вечернюю Москву, была перепечатана как Новый мавзолей Ленина. Из камней с окраин СССР. // Наша Газета. М., 1929. №153 (1057), 7 июля, с. 1» (далее цитата):
«По заданию Союзного правительства академик Щусев, совместно с инженером Чайко, французским архитектором Бал и другими специалистами, разработал проект постройки нового мавзолея В.И. Ленина, на Красной площади.
Архитектурный облик нового мавзолея почти ничем не будет отличаться от существующего здания мавзолея. Зато по конструкции новый мавзолей будет построен совершенно иначе. Все здание мавзолея будет сложено из естественных камней, привезенных из нацреспублик и с окраин СССР. Постройка здания из камней, привезенных из разных уголков СССР, будет символом глубокой солидарности всех трудящихся Союза.
Эскизный проект нового мавзолея уже готов, конструктивный будет готов на днях. Под руководством академика Щусева группа инженеров приступила уже к изготовлению рабочих чертежей мавзолея.
Проект мавзолея на днях утвержден специальной правительственной комиссией. Постройка мавзолея начнется 15-20 июля и закончится к 15 октября. Мавзолей намечено открыть в дни 12-й годовщины Октябрьской революции, когда в Москву приедут делегаты с окраин СССР».
В заметке «Комсомольской Правды» от 17 июля 1929 года «От ленинизма к... мистицизму. Опубликуйте проект мавзолея Ленина!» // Комсомольская Правда. М., 1929. №161, «французский архитектор Бал» был упомянут ещё раз:
В «Вечерней Москве» №161 от 6 июля появилась заметка о том, что «по заданию союзного правительства академик Щусев совместно с инженером Чайко, французским архитектором Бал и другими специалистами разработал проект постройки нового мавзолея В.И. Ленина на Красной площади».
Так кто же этот загадочный «французский архитектор»? Я, признаться, долго ломал над данным вопросом голову, пока не вспомнил про Гюисманса.
Мало того, что и Гюйсманс и Вандервальде (два представителя Бельгийской рабочей партии в руководстве II Интернационала) были масонами, они ещё и состояли в одной и той же ложе - старейшей и известнейшей масонской ложе Великого востока Бельгии -
Les Zélés Philanthropes «Друзья Филантропии». Членом ложи «Друзья Филантропии» (с 1888 года), а также её Досточтимым Мастером являлся известнейший бельгийский архитектор, основоположник стиля модерн (ар-нуво) в архитектуре -
Виктор Орта. Виктор Орта
Виктор Орта
Виктор Орта
У Орта был учитель, которому он был многим обязан и которого вспоминал с огромным уважением всю свою жизнь. Благодаря этому человеку Орта не только приобрёл основы мастерства, но и получил первую большую работу, принёсшую ему известность как архитектору (речь о строительстве Королевских оранжерей в Лакене, именно там Орта впервые для себя работал со стеклом и железом).
Этим учителем был профессор архитектуры, придворный архитектор короля Бельгии Леопольда II - Альфонс Бал (1818 - 1895). (В разных источниках можно встретить различное написание его фамилии - от Бал и Бала до Балат).
Ссылка 1. Ссылка 2. Ссылка 3. Альфонс Бал
Именно Виктор Орта скрывался под именем «архитектора Бал», когда вместе с «братьями» Фредериком Поульсеном и Алексеем Щусевым работал над храмом-усыпальницей мирового вождя пролетариата. Понятно, что Орта (один из известнейших архитекторов Европы, исполнитель заказов короля Бельгии, Досточтимый Мастер старейшей масонской ложи Великого востока Бельгии и мн.др.) не мог позволить себе приехать в советскую Россию и работать над проектом мавзолея под собственным именем. Да и для сталинского СССР указание фамилии Орта в списке авторов главной святыни СССР было недопустимо. Так и появился загадочный «французский архитектор Бал».
Не исключено, что работа Орта и Поульсена над проектом мавзолея началась не в 1929, а в 1924 году, когда проектировался второй (деревянный) мавзолей. В этом случае основным контактным лицом со стороны РСФСР-СССР должен был выступать «генеральный агент» МИ-1С/МИ6 Леонид Борисович Красин - главный инициатор создания храма Ленина на Красной площади в большевистском правительстве. Координировать же данную работу со стороны «братской цепи» глобального Социнтерна в 1924 году мог всё тот же Камиль Гюисманс. (Примечание: Красин скончался в Лондоне в 1926 году. После его смерти руководство работой по созданию третьего (каменного) мавзолея взял на себя Сталин).
Вариант второй (дополнительный).
С 1924 по 1935 год торговым посланником СССР в Германии работал человек из ближайшего окружения Сталина, брат его первой жены Като, - Александр «Алёша» Сванидзе.
Александр "Алёша" Сванидзе
До революции А.Сванидзе обучался в Йенском университете, занимался историческими исследованиями древних цивилизаций. Вернувшись в СССР, в 1937 году он основал научный журнал «Вестник древней истории» (ВДИ), посвящённый истории древнего мира. Журнал существует до сих пор, издаётся Институтом всеобщей истории РАН. Помимо русского, публикации ВДИ выходили (и выходят) в переводе на два языка - английский и французский.
Я полагаю, что в 1924-1930 гг., живший в Берлине А.Сванидзе (член семьи Сталина, специалист в области древних цивилизаций), мог без труда привлекать необходимых для работы над мавзолеем иностранных специалистов - историков, археологов, архитекторов, искусствоведов, религиоведов, инженеров, оккультистов, а также самые разные структуры - европейские академии наук, университеты, музеи, архивы, библиотеки, масонские ложи, оккультные организации и мн. др.
Post scriptum
Если с принадлежностью к масонству бельгийской линии «специалистов» (причастных к созданию мавзолея Ленина) всё предельно ясно - масонами здесь были все: Виктор Орта, Камиль Гюисманс, Эмиль Вандервельде и даже король Бельгии Леопольд III, то с датской линией «спецов» - Фредериком Поульсеном, и Торвальдом Стаунингом - остаётся некоторая недосказанность.
Попробуем её снять.
Дело в том, что с 1780 года датское масонство находится под покровительством датского королевского дома, а короли Дании фактически возглавляют местных вольных каменщиков. В этих условиях уже к середине XIX века масонство превратилось в важнейший (можно сказать - обязательный) инструмент организации датских элит, вне которого сделать серьезную карьеру на государственной службе, в политике, в бизнесе, в науке или искусстве было практически невозможно.
Датский Король Кристиан X (правивший с 1912 по 1947 гг.) был посвящён в масонство в 1889 году (в возрасте 18 лет), а с 1912 года и до самой смерти являлся Великим Мастером Датского ордена масонов.
Король Дании Кристиан X
Примечание: Датский орден масонов (ДОМ) - основной руководящий орган регулярного масонства в Дании. Основан в 1743 году. Работает по т.н. «шведской системе». На официальном сайте ДОМ есть раздел с говорящим названием - «Масонство является частью нашей культурной истории».
Как вы думаете, могли ли датский премьер-министр, министр обороны, лидер датских социал-демократов Торвальд Стаунинг, а также известнейший датский археолог и директор крупнейшего национального музея Фредерик Поульсен сделать свои карьеры не принадлежа к ордену вольных каменщиков? Я полагаю, что нет.
Вот такая вырисовывается с мавзолеем Ленина картина. Куда не посмотри - всюду короли, премьер-министры и масоны.
А был ли сам Владимир Ильич Ленин масоном?
Продолжение
здесь