Восток-Запад: о разнице в мифологии и разнице в мышлении

Feb 12, 2010 13:35

То, о чем говорит мифолог Devdutt Pattanaik в своем выступлении (видео) >"East vs. West - the myths that mystify" - "Восток-Запад: удивительные мифы" - это история моей жизни =)

Это размышления о том, как встречаются две цивилизации, два видения мира - Восток и Запад, и в чем состоит базовое различие восточной и западной культур
Я уже неоднократно замечала, что восточная и западная културы для меня в первую очередь отличаются противопоставлением личного и общественного, частного и общего.
Девдат Паттанайк говорит о том же на языке мифов.

Базовый миф, при помощи которого Девдат объясняет различие между Востоком и Западом: миф о встрече Александра Македонского и гимнософистов: «мудрецов индов, не носящих одежду»

"Cогласно легенде, Александр встретил в Индии, в районе штата Панджаб, гимнософиста, который сидел на камнях и смотрел на солнце. Александр спросил
- Что ты делаешь?
- Я познаю ничто
И тогда гимнософист спросил Александра
- Что ты делаешь?
- Я завоевываю мир
и они оба засмеялись. Каждый из них думал, что его собеседник - сумасшедший.
Гимнософист думал: "Как можно завоевать мир? Это бессмысленно"
Александр думал: "Как можно сидеть и ничего не делать? Какой бессмысленный способ провести жизнь!"





Для того, чтобы понять эти две точки зрения, необходимо понять, что они представляют две разные культуры.

Александр вырос на мифах о завоевателях, на историях о великих героях, исключительных людях, попадающих по результатам своих уникальных действий в Эллиаду, в рай. Александр вырос с мифом о реке, перейдя которую можно прийти в мир мертвых.

Но гимнософист вырос на других мифах.
Он вырос на мифе о Бхарате.
Бхарат тоже завоевал мир, и взошел на самую высокую гору, чтобы поставить флаг на самой высокой горе с надписью "я первый завоевал мир". Но когда он взошел на эту гору, он увидел сотни таких флагов с надписями "Я завоевал мир - до тех пор пока я не увидел, что я не первый, кто сделал это". И когда он увидел это, Бхарат почувствовал себя совершенно незначительным.
Гимнософист знал о Раме, Махабхарате, Кришне. Но это не были отдельные герои - это был один и тот же персонаж, в разных воплощениях. Когда Рама умирает, начинается Махабхарат, когда заканчивается время Махабхарата - начинается Кришна, и когда уходи Кришна - приходит Рам. У индийцев тоже есть миф о реке, которая разделяет мир живых и мертвых. Но никто не пересекает эту реку только единожды. Эту реку можно пересекать бесконечно.
Потому, что в Индии - ничто не вечно, и все возвращается.

Для того, чтобы понять, как действуют люди в разных странах в разных организациях, необходимо понять мифологию, которая является основой для действий людей в разных странах.

Если ты живешь только один раз, ты следуешь линейной логике, стандартам, четко определенному пути. Но если у тебя впереди вечность, то и логика другая: нелинейная, относительная, контекстная




Посмотрите на балерин в западном балете - как отточены, как линейны их движения. Посмотрите на танцовщиц индийских танцев - в индийском танце нет линий, это изгибы, плавные перекаты. Послушайте западный оркестр: много людей следуют одному руководителю, дирежеру. В Индийской музыке нет понятия дирежера, нет понятия четкой музыкальной гармонии: есть много музыкантов, выражающих через музыку свои чувства.

Посмотрите на западную бизнес модель: цель, миссия, оценка действий, процесс, приводязящий на Землю Обетованную.
Но в Индии нет одной Земли Обетованной. В Индии много разных Обетованных Земель.
В Индии бизнес не следует линейным правилам.




В Индии бизнес - это не контракт и документация, это - переговоры и доверие.
Это не следование правилам - это установки в данной ситуации, это выполнение работы вопреки правилам. Посмотрите на индийцев в зале - они улыбаются! Они знают, о чем я говорю! =) А теперь посоморите на людей, пытающихся вести бизнес в Индии по западным правилам - вы увидите отчаяние на их лицах.

Когда приходит глобализация, когда на Восток приходит западные институциональные правила ведения бизнеса - происходит столкновение цивилизаций. Потому, что институциональное, линейное мышление в Индии - не работает.




Какой путь лучше - путь линейного или нелинейного мышления?
Это очень опасный вопрос, приводящий к нетолерантности, нетерпимости.
Я не буду на него отвечать.

Я дам вам индийский ответ на этот вопрос: индийский наклон головы - из стороны в сторону.
Мой ответ: в завсимости от контекста, в зависимости от ситуации - выбирайте свой путь.
"

Мы с Че, пока слушали это выступление, спорили до хрипоты. Мы так и не пришли к общему знаменателю. Мы просто перестали спорить, просто чтобы сохранить мир в семье =)

Потому, что вывод, предложенный в выступлении, вот это видение - оно бесконечно индийское все равно, оно не предполагает какого-то компромисса и нахождения общего языка между разными культурами Востока и Запада: оно просто объясняет видение Востока и таки предполагает, что Запад должен это видение принять и следовать ему, когда Запад встречается с Востоком.

Мне лично очень не понравилось то, что Девдат предполагает, что это вот только восточная цивилизация такая эмоциональная, хаотичная, непредсказуемая. Что на Западе нет эмоций.
Только на днях один мой знакомый индиец запостил в своем фейсбуке фразу, что он никогда не чувствовал такое одиночество, какое он чувствовал в течение 4х лет жизни в США.
А младший брат Че на днях прислал мне письмо с темой "мои фотографии" - с приложением - архивом с массой фотографий, на каждой из которых лицо младшего терялось в толпе лиц вокруг него - индийцы всегда фотографируются группами, массой наваливающихся друг на друга людей.
Многие индийцы действительно искренне считают, что западные люди - не понимают всей глубины эмоций, доступных человеку.
Что западные люди - закрыты, никто ни с кем не общается и тд - согласно всем стереотипам индийцев о западной жизни, заставляющих индийских эмигрантов жить индийской жизнью, в индийской общине, по индийским правилам, даже в западных странах (о, эти заброшенные британские дома в Southall в Лондоне, за которыми живущие в них индийцы не ухаживают - они разбили мое сердце.)

Бесит-бесит, когда я слышу что-то такое от индийцев, выпячивающих свою индийскость, не имеющих адекватного представления о том, что на Западе люди живут и чувствуют тоже, как это не удивительно.
Только вот понимать КАК чувствуют западные люди индийцы в большинстве своем - совершенно не желают.
Такой вот расизм наоборот.
Вы думали, что только на Западе есть расизм по отношению к восточным людям?
Индийцы очень даже расистами могут быть, не считая "белых людей" особо высоко развитыми существами. Не желая понять, что на Западе логичность мышления не существует сама по себе, что линейное мышление одновременно с эмоциями существует, и что западные люди как-то уже, как это не удивительно, научились с этим жить.

В отличие от Востока, не умеющего пока синтезировать линейную и нелинейную логику, следовать хотя бы отчасти, да в том же бизнесе - правилам и пунктам, а не только руководствоваться эмоциями и философией.

P.S. По поводу нечуствительности индийцев к западной цивилизации я уже как-то проходилась
Про Индийский пофигизм
Про видение человеческих отношений в западном варианте

work, international, indian culture

Previous post Next post
Up