Про индийскую культуру вечного детства

May 18, 2013 08:26

Френдесса iridium77 поделилась ссылкой на одну мудрую статью, авторства tumbalele про инфантилизм как явление в примерах с российскими гражданами.

А мне показалось, что этот феномен лучше всего объясняет то, что я наблюдаю в индийской культуре: пестование инфантилизма в индийских семьях для создания взаимозависимости у людей как базы для кланового со-существования. Да и по отдельности: сколько западных туристов вернулись из Индии со словами: "Ах, индийцы - они как дети!" О, да, как дети! Это может умилять, если съездить Индию один раз на короткий промежуток времени. Но жить взрослому человеку в культуре вечных детей - это кошмар сюрреализма в реальности!

Индийские семьи - это огромные многощупальцевые организмы. Сколько раз я слышала упреки - сначала от своей семьи, потом от индийской: "тебе никто не нужен". Упрек? Да радоваться надо же, что мне не нужен никто для полного счастья! С точки зрения интроверта - знание, что взрослый человек в тебе именно нуждается - сковывает .

В своей записи про инфантилизм tumbalele перечисляет признаки этого явления:

  • Эгоцентризм.
    Зацикленность на самом себе, неспособность почувствовать и понять состояние другого человека. ....
    ... Эгоцентризму присуща нередко и абсолютная уверенность в собственной правоте. И если возникают проблемы во взаимоотношениях, то звучит не «я не понимаю людей», а «люди не понимают меня».

    - Как адаптироваться к культуре другой страны? - вопрос, который индицев не волнует в принципе.
    Когда индийцы приезжают посмотреть на Европу или переезжают в США, они привозят с собой железобетонно-непоколебимую уверенность в том, что это Западная культура - развратная и эгоцентричная. А они все в белом со своей великой восточной культурой.

    И их великую Индийскую культуру никто тут на Западе не понимает.



    Чикаго, "Восточная" улица Devon St (Диван - в простонародье)


  • Иждивенчество:
    В нашем случае мы под иждивенчеством понимаем скорее не жизнь за счет средств другого, а нежелание или неспособность обслуживать себя самому.

    Способность индийских семей сидеть на головах друг у друга, совершенно не стесняясь и не думая, что кому-то это может быть неудобно, что можно было бы и самим о себе позаботиться, вместо того, чтобы кого-то напрягать - меня поражает. Например, ситуация: индийцу нужно узнать, во сколько отходит поезд, или что-то переслать из одного города в другой, или нужно в таком-то городе побывать, какую-то еще логистическую задачу решить.
    Что делает западный человек? Лезет в инет, берет такси, бронирует отель, раздобывает информацию, решает задачу
    Что делает индиец? Звонит другу, друг которого работал с кузиной свата жены брата...
    Просит сделать. Приезжает в гости и живет у свата брата как дома. Напрягает кого-то, но не сам делает.
    А что такого? Другу же только приятно помочь!
    Что значит "ты сама сделаешь"? " Ты не умеешь жить в обществе, тебе никто не нужен! " - упрекает меня индийская семья.

    Все помнят про торт без яиц?
    Это когда Че в Чикаго поехал в невообразимые дали за тортом без яиц потому, что об этом его попросила жена брата, которой лень было искать такие торты в Детройте. Проще же попросить кого-то поискать такие торты, да?


  • Ориентация на игру.
    "Компьютерные игры, бесконечные посиделки с друзьями дома или в барах, походы по магазинам (то, что называется модным словечком «шопинг»), кино и дискотеки, приобретение все новых и новых игрушек (у мужчин в их роли нередко выступают технические новинки). Важность «игрушек» определяется не их функциональностью, а внешним видом и новизной…Наиграются - и отложат… "

    - Социальные игрушки, посиделки кланов с кланами, бесцельные прогулки вокруг дома, накопительство каких-то телевизоров, домов, машин - индийцы разводят вокруг себя эту бесконечную красочную Индию, столь привлекающую западных туристов. Они накапливают золото килограммами, замусоривают свою страну по уши, и привозят или покупают тот же самый хлам в странах, куда они перемещаются.

    Дети - это тоже такая отдельная игрушка в индийских семьях. Которую заводят не потому, что сами уже взрослые, а потому, что положено, а потом эта игрушка бросается на самовыращивание.

    Я как-то хотела написать о масштабах гаджетов в нашей семье - мне когда-то показалось забавным то, как Че складирует многочисленные игрушки - электронные, головоломки, мячики для жонглирования, паззлы, даже пластиковые машинки и роботы.... Теперь меня это не забавляет. Меня это ужасает.


  • Неспособность к принятию решений и к мобилизации сил для реализации этих решений. "Принятие решений требует развития воли, а это одна из характеристик зрелого человека. Взрослая личность способна действовать вопреки «устал», «не хочу», «не могу», «трудно», опираясь на собственную волю. Для ребенка же «не хочу» или «трудно» - прямой аргумент не делать что-то. "

    Даже коментировать не хочется... Че действительно трудно встать с дивана.

    Уставшие от игр индийские клановые семьи не способны делать что-то потому, что преодолевать усталость - это трудно. Надо сесть и поесть, поспать. Соблюдать режим дня - трудно. Соблюдать правила приличия в ресторанах - трудно.

    Заставить своих детей соблюдать правила приличия - трудно. Заниматься с детьми своими - трудно.
    Куда проще позволить им расти как им угодно: "этожедети", не обращая внимание на крик этих же своих детей. Если я слышу нудное "мама... мама... мама... аааааа" минут 20 в супермаркете - обычно я вижу индийского ребенка и молодую индийскую пару, совершенно не имеющую никакого желания обращать внимания на своих детей.

    Кстати, недавно попалась статья United States: Polite Manners :
    "Have children with you? Many American parents teach their children "restaurant manners," which means talking quietly, sitting at table, being polite to servers. No one thinks it's cute to have kids running around and being rude or loud. If your kids don't behave, take them to a fast food joint"

    Индийцы не считают, что подобные представления о приличии в ресторанах в США по отношению к их индийским детям - это что-то, что нужно принимать во внимание при посещении ресторанов. Они считают, что наоборот - это посетители ресторанов должны поменять свое представление о том, как дети должные вести себя. Опять же про эгоцентризм ребенка.


  • Отсутствие перспективы будущего.

    Для ребенка жизнь является бесконечным «сейчас» - и это вполне понятно. Ребенку не нужно смотреть в будущее, об этом думают родители. У инфантильного взрослого также нет никаких осознанных планов на будущее. Все происходит как-то само собой. Разумеется, нет необходимости думать о здоровье, подтачиваемом образом жизни, далеким от идеала - ведь все последствия будут где-то там, далеко впереди…

    Время в Индии - вообще понятие растяжимое. До бесконечности. За последние лет так 5 000 там мало что изменилось в социальном плане. Indian Standar Time - это +/ - 1.5 часа к назначенному времени.
    И нежелание задумываться о здоровье - и индийская еда тазиками на ночь, и внезапное старение индийцев в 30-35 лет. И овощехранилища в древних храмах. И страх любых разговоров о смерти - неприлично о смерти упоминать, о старении, о том, что мы - не вечны. Это все просто последствие отсутствия понятия о времени, прошлом и будущем как концепции. Это - вечное детство. И желание, чтобы это детство длилось вечно.


  • Отказ от принятия ответственности за собственную жизнь на себя.
    Самый легкий путь- это вообще не принимать решений и перелагать эту тяжелую ношу на других. Более того, нередко в окружении инфантильных личностей есть люди, прямо ответственные за принятие решений за них и, что еще более важно, ответственные за реализацию этих решений.

    Надо ли упоминать о том, что самые важные решения в жизни: выбор жизненного пути, спутника жизни, рождения и воспитания детей - индийцы не принимают самостоятельно в принципе - за индийцев это всегда делают родители, а когда индийцы вырастают, они точно так же принимают решения за своих детей.

    Попробуйте только упомянуть, что это не так: индийцы не признаются сами в этом никогда, они думают, что выбор невесты из 10ти представленных им родителями - это их выбор. И желание пригласить родителей выращивать их детей на первый год жизни - это тоже выбор. На самом деле это как раз не выбор, а уход от необходимости выбирать. Ибо выбирать, принимать решения - это трудно. А дети не умеют еще преодолевать трудности.

    Еще одна заметка по поводу трудностей:
    - Преодолевать конфликты, решать их - это трудно.
    Индийский вариант представления об отношениях в паре - это идиллия без конфликтов. Если конфликты возникают - о них не говорят в приличном обществе. На людях индийцы делают вид, что супруги - чисто друзья и при этом в семье нет никаких сложностей. Если вдруг в семье есть история развода кого-то из семьи - это позор всего клана, и не дай будда кто узнает.
    Индийский вариант отношения к конфликтам в паре:
    - Желание их не допускать !
    В этом мы с Че уже давно танцуем танго: Че не умеет разрешать конфликты, но комфортно чувствует себя даже если конфликтная ситуация есть, но не проявляет себя явно. Умение игнорировать слона в комнате.
    Индийский вариант решения конфликта, если он уже возник:
    - Если никто об этом не узнает, то проблемы не существует!


  • Неспособность к самооценке и самопознанию

    Размышлять о жизни - значит задавать себе очень трудные вопросы. В том числе и три великих вопроса: «кто я?», «чего я хочу?» и «зачем я это делаю?» . Дети таких вопросов не задают, их время еще не пришло. Они танцуют на зеленой лужайке жизни, и все хорошо, и жизнь будет такой вечно… Дети не чувствуют возраста, они не оглядываются назад - на бремя прожитых лет. Это хорошо. Хорошо для детей… Но не для взрослых… Это приводит к невозможности извлечения опыта из собственной жизни. То, что происходит в жизни инфантильного человека, не становится жизненным опытом, а остается просто событиями. Потому что - не осмыслено. Потому что не были заданы нужные вопросы и не извлечены из них уроки… В итоге зрелый человек с годами становится все глубже и интереснее, а инфантильный не меняется, или даже упрощается еще больше… Инфантильные люди так отчаянно хотят остановить время, что пытаются игнорировать приметы возраста на своем лице…

    Не желая принимать этого, незрелые люди тянутся к взрослым личностям, побуждая тех занимать позицию Родителя, манипулируя ими (например, разыгрывая роль слабого и беспомощного). Если это удается, то они получают мощную опору для себя и возможность и дальше оставаться детьми…

    О том, что упоминать о смерти - не принято, я уже выше говорила.
    О том, что время в Индии застыло - тоже.
    О том, что мое осознание смертности, тленности, окончательнотси моей жизни, которое, слава будде, пришло ко мне в последние года 2...
    (кстати, вот было как-то в жж недавно - Смерть как источник радости =))))))) )

    P.S. Я уже настолько давно живу бок о бок с индийской культурой, что перестала обращать внимание на простые, бытовые мелочи, и больше вижу вот такие, образные оттенки культуры. А вот замечательная Индийская жена ttshka недавно активизировалась, и стала очень много писать про обычную индийскую жизнь! Очень интересно, советую тем, кто пришел в мой жж за Индией, а тут внезапно - триатлон =))))
  • indian culture

    Previous post Next post
    Up