Социальные группы рабов

Oct 08, 2014 15:10


На нашей игре, как мы и обещали ранее в анонсе игры рабов, мы создаем такую социальную игру для рабов, что бы им было во что играть, даже если игра раба с его хозяином не сложится по тем или иным причинам. Каждый раб на нашей игре входит одновременно в три социальные группы.

1.Семья Хозяина (familia)

Во-первых, очевидным образом рабы одной Семьи (или предпринимателя в случае клиентелы) являются членами одной социальной группой. Но мы намеренно делаем эти группы наименее сплоченными и стабильными, повышая мобильность рабов, как капитала.
Помимо того, что хозяин может в любой момент продать своего раба другому квириту или на рабский рынок, у игроков, играющих рабов будет ещё одно средство поменять хозяина, если игра у него скучна или некомфортна по жизни.

Вы, как игрок, можете в любой момент принять решение, что ваш персонаж-раб заболел. В то время эпидемии у рабов были нормальным явлением, тяжелый труд, неразвитая медицина, все дела.

В этом случае у вашего хозяина есть три варианта действий:
- Умный, но с потерями, это продать раба на рабский рынок. Да, больной раб стоит меньше здорового (раза в два-три), но так хозяин выручит хоть что-то, да и репутацию сохранит. Раб же будет продан новому хозяину.

- Умный, но с риском, это отдать раба на лечение Аптекарю. Вы платите Аптекарю деньги и он пытается излечить раба, пытаясь вернуть рабу интерес к жизни. Если у него это получается, вы обретаете здорового раба, потратив на гонорар Аптекарю  сильно меньше денег, чем потеряли бы продав раба больным на рынок за половину, а то и треть цены. Впрочем, возможно, его излечение и не удастся.

- Глупый, это не делать ничего. В этом случае раб умирает, и хозяин теряет имущество и, репутацию, если такое случается слишком часто.

Таким образом через естественный отбор у хозяев делающих своим рабам интересную игру, рабов будет все больше, а тех, кто играет с рабами так себе - все меньше.

2.Профессиональные союзы.

Разумеется, термин здесь используется условно, и никак официально такие группы в Риме не оформлены (это если говорить о рабской среде). Но у рабов одной профессии есть общие интересы и общие проблемы, и потому они активнее общаются с, так сказать, коллегами, чем с представителями иных профессий. Действительно - образованный раб-писарь будет лучше понимать и активнее общаться с другим рабом-писарем, чем, например, с необразованным и грубым рабом-водоносом.

Такие группы позволяют совершать профессиональные сговоры с целью влияния на более высокие классы. Например резко снизить производительность труда в своем деле, чтобы повысить стоимость на него.

3.Объединения по признаку культурно-религиозной идентичности.

Эти группы наиболее стабильны и мощны.

В чужом городе люди одной культурной традиции всегда стремятся держаться друг друга, особенно если живут в не самых простых условиях. Поэтому контакты между рабами одной культурной группы крайне сильны и крепки, независимо от принадлежности к хозяевам или профессии.

Мы намеренно ограничиваем число культурных групп рабов тремя:
а) греки

б) восточные народы (персы, финикийцы и другие)

г) галлы

Стоит отметить, что отношения между группами были прохладными, а иногда и  конфликтными. Поэтому два преданных раба одного хозяина вполне могли регулярно подставлять друг друга в его глазах, так как один из них был, скажем, греком, а другой галлом.
Разумеется, эти конфликты проявлялись остро только тогда, когда этого не видели хозяева, но могли иметь весьма крутые проявления, включая массовые драки где-нибудь на задворках Рима.

3.1.Похоронные коллегии

Внутри этих масштабных групп были подгруппы, которые, к слову, имели почти что официальный статус. Так называемые круги похоронной взаимопомощи.

Дело в том, что народы того времени верили, что неправильные похороны приводят к весьма печальным последствиям на том свете. И если квириты могли оплатить себе достойное погребение, то у рабов с этим были проблемы.
И поэтому они объединялись с теми, кто разделял их религиозно-культурные традиции, в такие вот кружки. И если один член кружка умирал, остальные скидывались на его похороны средствами.
Отношения в таких кружках были очень крепкими и стабильными, даже если его членов разносило по разным хозяевам и профессиям, ибо свое погребение не доверишь абы кому. Так что неудивительно, что даже до смерти члены кружков активно помогали друг другу в жизни, особенно в острых ситуациях.

Последнее, что следует сказать о культурной идентичности - это сплоченность рабов одной народности по религиозному признаку. Божества своей родины глубоко почитаемы, даже несмотря на бесправное состояние верующих. Рабы разных этнических групп поклоняются своим традиционным богам, имеют право на культовые отправления. Этому, конечно, способствует своеобразная религиозная толерантность римлян, которые, пока дело не принимало совсем уж крутой оборот, весьма спокойно смотрели на существование иноземных культов, даже если эти божества не были официально инсталлированы в римский пантеон. Про религиозную, культовую составляющую жизни рабов, как один из наиболее важных связующих социальных институтов, мы в свое время напишем отдельный полноценный текст.



  1. Рынок.

Конечно же существование какого бы то ни было сообщества невозможно без общения и встреч, и тут мы в первую очередь думаем не про тайные встречи (в переулках из нетканки) или катакомбы (под дальней сосной), а про рынок.

Есть важная часть жизни любого дома -  ни один римский дом ни один гражданин не обойдется без свежих продуктов. И взять эти продукты можно, конечно же, на рынке, который работает ежедневно по утрам. И естественно для честного и благородного квирита нет никакого удовольствия ходить и разбираться в капусте, да еще рано утром! Так, именно утренний поход на рынок - это регулярное событие для раба, на котором можно обменяться новостями, встретить единоверцев или даже обсудить и принять коллективное решение.
То есть, эти утренние встречи на рынке выполняют для рабов примерно ту же роль, что Форум для квиритов. Здесь они обсуждают свои рабские дела, последние новости и все прочее, здесь они, независимо от национальности, ощущают нечто общее между всеми рабами Рима, здесь крепнет их связь, делая частью некоей совершенно особенной общности, такой далекой от общности квиритов, но куда более далекой от того, кем были рабы в своих прежних жизнях.

Рим 2015

Previous post Next post
Up