И снова- мы не требуем исторической реконструкции.
Про обувь см. пост про
рабов.
I. Костюм римский.
Костюм свободного римлянина (мужской):
- туника
- тога
- плащ
- обувь
1.) туника (tunica)
Туника свободных граждан - всегда подпоясана, причем за поясом обдернута так, чтобы спереди она закрывала колени, а сзади доходила до подколенной ямки. Т.е. спереди край был чуть-чуть длиннее.
Мужская туника короткая, т.к. длинные туники с длинными же рукавами - удел женщин. Однако, туники совсем без рукавов- это для бедняков.
Схемы туник:
ВНИМАНИЕ! Если у вас с прошлых игр осталась туника с двумя полосами типа сенаторской или всаднической, можете не заморачиваться и не спарывать их, т.к. Сената в Помпеях нет, для жителей города эти полосы ничего не будут значить.
"Сенаторская туника:"
2.) ) тога (toga)
Строго говоря, жители Помпей “римского происхождения” вовсе не обязаны носить тогу постоянно. Но, если они собираются на какое-то публичное мероприятие- тогу лучше одеть.
О том, что такое тога писали многие, вот цитата из М. Сергиенко:
“Для тоги брали кусок материи в форме эллипса, обычно вдвое или втрое больший, чем это требовалось по фигуре. Материю эту брали обеими руками за ее широкий край, захватывая примерно треть всего куска и, собрав его складками, перекидывали через левое плечо так, чтобы покрыта была левая рука и спереди конец свисал почти до самой земли (конец этот назывался lacinia). Затем материю (около трети ее по ширине) пропускали под правой рукой (в старину ее натягивали туго по спине), на высоте бедра опять собирали в складки и, протянув по груди наискось, перекидывали конец через левое плечо: это была «перевязь» (balteus или praecinctura); натягивать ее надо было так, чтобы она не «душила человека», но чтобы и не обвисала (Quint. XI. 3. 140). Остальную часть материи (захвачена была ведь только треть ее) спускали полукругом, тщательно располагая в нем складки, чуть пониже колена - это sinus, и перекидывали конец опять через левое плечо. Заднюю полу несколько поддергивали вверх и на груди над «перевязью» собирали ее в складки - это umbo (слово обозначает выпуклость посередине щита). Нельзя, чтобы пола волочилась по земле: это признак небрежности и изнеженности, и над Цезарем за такую манеру носить тогу подсмеивались (Macr. II. 3. 9). Sinus обычно натягивали на правое плечо; его можно было накинуть и на голову, защищая себя от дождя или солнца или желая остаться неузнанным, молясь и совершая жертвоприношение...”Сергеенко М. Е. Жизнь древнего Рима. СПб. 2000
Если у вас осталась с прошлых тога белого цвета - везите ее. Но в Помпеях римляне могут носить тогу любого цвета, кроме черного. Черный - цвет рабов.
Если toga praetexta с пурпурной каймой - и она сойдет. Но тут как с туникой - пурпурная кайма не означает ничего, кроме того, что владелец такой тоги - эстет.
Если у вас еще нет тоги, но вы заявились римлянином, рекомендуем почитать о том как ее делать
тут и вот
тут.
3.) ) альтернативой тоге (скажем когда вы дома, или бежите в латрину, или еще что-то там) может выступить плащ.
Скажем плащ палудаментум (paludamentum) представлял собой прямоугольный кусок ткани, длиной до лодыжек, с застежкой на левом плече.
Если ваш персонаж бывший офицер в армии Суллы - то палудаментум может быть красного цвета.
Если же бывший солдат - то лучше остановиться на одном из “солдатских” плащей - лацерне (lacerna). Коротая, будем честны, отличается от паудуламентума только длиной (до колен или чуть ниже) и цветом - любым кроме красного.
О том, какие еще варианты плащей допустимы см. в тексте про рабов.
Статья про костюм со схемами
тут.
Костюм свободной римлянки (женский)):
а.) костюм молодой незамужней девушки:
-туника
- палла или плащ
- обувь
б.) костюм матроны:
- туника
- стола
- палла
- плащ (по желанию)
- обувь
1.) Туника женская была одинаковой по покрою, что у свободной женщины, что девушки, что у рабыни. Это по сути два сшитых между собой куска ткани без рукавов. Женская туника длиннее мужской и чаще всего доходит до щиколоток. Часто, хоть и не всегда, ее подпоясывают.
Вот тут есть схема как
ее делать.
Фото вот с этого сайта,
где резвятся реконы.
Или вот еще какие-то римотолчки нашили
всего-всего.
Если хотите носить что-то более изящное, то вот вам сайт, где показано,
как сделать тунику на современный манер.
ВНИМАНИЕ! туника может быть как с рукавами, так и вообще без них.
2.) стола (stola)
Стола - одежда замужней женщины, без которой ей неприлично выходить на улицу.
Стола делалась примерно так как и туника, но с короткими рукавами или вообще без них. А по подолу у нее шла оборка-insista. Столу подпоясывали широким или узким поясом.
Вот так выглядит стола у реконов: обратите внимание - оборка по подолу контрастного цвета, так тоже делали.
ВНИМАНИЕ! Если у вас туника с длинными рукавами, столу лучше шить без рукавов вообще или наоборот. Короче говоря, рукава могут быть или у туники или у одетой поверх нее столы - все вместе с рукавами - это перебор.
Вот
здесь про столу хорошая статья.
3.) шаль-палла (palla)
Матрона в тунике столе и палле:
Хорошо видны рукава туники, а еще она выглядывает в вырезе столы на груди. Шаль-палла обернута вокруг тела, а ее свободный конец наброшен на голову.
II. Костюм греческий.
Костюм свободного грека (мужской):
- хитон мужской
- гиматий или хламида
- обувь
1.) мужской греческий хитон (χιτών) почти не отличается от римской туники (разве что полос на нем не было, и на плечах он застегивался фибулами). Делали его из прямоугольного куска ткани,который складывали пополам по вертикали и закалывали на плечах пряжками - фибулами.
ВНИМАНИЕ!Чем старше мужчина, тем длиннее его хитон. Т.е. пожилые люди носили хитон до щиколоток, а молодежь - до колен.
2.) мужской гиматий (ἱμάτιον)
Гиматий представлял собой прямоугольный кусок ткани шириной от 1.2 м до 1.7 м. и длиной от 2 до 4 метров. (тут уже смотрите сами, какой вам подойдет). Гиматий часто украшали цветной тесьмой по краю.
Драпировался гиматий на теле разными способами - самый распространенный: ткань набрасывали со спины на левое плечо так, чтобы она закрывала левую руку и спадала вниз на 1/3 своей длины. Оставшуюся ткань пропускали под правой рукой, прикрывая тело спереди, а затем закидывали конец через левое плечо назад.
3.) мужская хламида (Χλαμύς) отличалась от гиматия меньшими размерами и прямоугольной формой. Тоже часто украшалась цветной полосой по краю. Хламиду не оборачивали вокруг тела, а закалывали на плече фибулой.
ВНИМАНИЕ! И гиматий и хламиду можно делать как из легких тканей (типа льна или хлопка), так и из шерсти. Или можно завести гиматий из льна/хлопка. а хламиду из шерсти. Или еще как-то скомбинировать. Как вам удобнее.
Костюм свободной гречанки (женский):
а.) девушка:
- хитон
- гиматий
- обувь
б.) женщина замужняя:
- хитон
- пеплос или с хитоном или с туникой
- гиматий
- обувь
ВАЖНО! Мы допускаем на игру как дорийский, так и ионический хитон (χιτών). Основная черта любого хитона - его делают из двух кусков ткани.
1.1.) Дорийский (он же дорический) хитон.
В сущности, хитон делается из 2-х одинаковых прямоугольных кусков ткани шириной от 80 до 150 см и длиной от 150 до 200 см каждый.
Они зашиваются в трубу, и эта труба определенным образом устраивается на теле с помощью застежек-фибул. - Можно, впрочем, ничего не застегивать, а раз и навсегда закрепить в нескольких местах. Затем следует подпоясать хитон. Иногда хитон имел над талией напуск - колпос. Он получался следующим образом: хитон, более длинный, чем обычно, опоясывали на талии, а затем часть хитона подтягивали поясом и спускали над ним.
ВАЖНО! Вы конечно можете уподобиться жительницам Спарты и не зашивать ткань в трубу, но лучше не стоит;)) А еще, если вы оставите один край открытым трудно будет отличить хитон от пеплоса (о нем ниже).
1.2.) Ионический (он же ионийский) хитон. Обратите внимание ширина двух кусков ткани у ионического хитона отмеряется по запястьям вытянутых рук. При этом, даже два таких широких куска ткани можно зашить в трубу. И подпоясать.))
2.) пеплос (πέπλος) мы неисторично уподобим римской столе. Так что у нас на игре пеплос носится с хитоном под ним. (Хотя, вообще-то можно и без нижней одежды, только за добропорядочную мать семейства вас в таком виде уже не примут).
Хитон под пеплос делался коротким наподобие мужского.
Основное же отличие самого пеплоса от хитона в том, что пеплос делался из ОДНОГО куска ткани. Сверху у пеплоса был отворот - диплодий. С несшитого бока пеплос часто украшали тесьмой или полоской ткани контрастного цвета. Подпоясывался пеплос и поверх диплодия, и таким образом, чтобы диплодий свободно развевался.
Вот таким образом делают пеплос:
3.) женский гиматий
III. Костюм этрусский.
Костюм свободного этруска (мужской):
- хитон
- плащ
-обувь
1.) Этрусский хитон это что-то среднее между греческим хитоном и римской туникой.
Шился хитон из двух кусков ткани, и имел Т-образный силуэт с короткими рукавами.
Иногда от талии в хитон вшивались треугольные клинья, чтобы сделать его шире по подолу. Длина хитон зависела от возраста человека, который его носил. Юноши носили хитоны чуть ниже колен, старики - до щиколотки. По подолу и краям на хитон часто нашивали тесьму или полоски ткани контрастного цвета.
ВАЖНО! Чем старше этруск, тем длиннее его хитон.
2.) Плащи носили все свободные этруски. Они могли быть прямоугольными или полукруглыми. Длина плаща зависела от прихоти его хозяина. Плащ-тебенна напоминал короткую римскую тогу, но был скорее не полукруглой, а U-образной формы.
Молодые люди часто носили одну тебенну без хитона под ней.
Плащи, также как и хитоны, часто обшивали по краю тесьмой или полоской ткани другого цвета.
Этруск в белом хитоне и коротком плаще, накинутом на плечо.
Этрусские артисты в тебеннах на голое тело.
ВНИМАНИЕ! Для этрусских женщин мы не делаем строгого разделения на девичий и женский костюмы. Что вас больше привлекает, то и носите.
Этрусские замужние женщины и девушки могли носить:
а.) одежду на основе туники
- тунику
- короткий хитон
- плащ
- покрывала на голову
- обувь
б.) одежду с юбкой
- лиф или жилетка
- юбка
- плащ
- покрывало на голову
- обувь
1.) этрусская женская туника - рубаха шилась из двух кусков ткани, как и в мужском варианте, от талии в нее вшивались клинья. К низу туника чуть-чуть или сильно расширялась. Подол украшали полосой ткани контрастного цвета, такие же полосы могли нашить и вдоль боковых швов. Рукава у женской туники, как правило, доходили до локтя. Тунику могли подпоясыват, а могли носить без пояса.
Женщина в красной тунике, украшенной тесьмой контрастного цвета, нашитой по подолу и вдоль швов.
2.) Поверх туники часто надевался короткий хитон (до середины бедра) Т-образного силуэта из более плотной ткани. Рукава у хитоны были короче, чем рукава туники.
Женщина в тонкой тунике и хитоне из более плотной ткани. Сверху хитон крест на крест перевязан поясом из металлических бляшек.
Женщина в тунике из материала с рисунком и хитоне поверх нее.
3.) Женский плащ у этрусков напоминал мужской своим U-образным силуэтом. По краю плаща часто нашивали оборку другого цвета.
Женщина в тунике и плаще.
4.) лиф и юбка.
Есть сведения, что этрусские женщины носили юбку и лиф наподобие минойского костюма, только лиф не открывал груди.
Выглядел он примерно вот так:
К сожалению выкройки у нас нет, если кто-то готов поделиться, будем очень признательны.
А если нет, то РЕКОМЕНДУЕМ НЕ ЗАМОРАЧИВАТЬСЯ с лифом вообще.)))
Юбка - как она точно шилась тоже никто не знает, поэтому мы рекомендуем взять в качестве образца индийскую юбку с запахом т.н. гопи-дресс.
Продаются почти во всех индийских магазинах.
ВНИМАНИЕ! если соберетесь покупать юбку, следите, чтоб на ней не было рисунка в виде слоннов, "огурцов", священных коров и индусов)))
Вот отличный вариант - стилистически очень напоминает хитон с рисунком с фрески))
5.) жилет - может стать альтернативой плащу или носиться на голое тело.
На фреске синекожая демоница в жилете.
А сам жилет сильно напоминает украинскую жилетку-корсетку.
Если будите шить подобную, наверное можно не делать ее сзади отрезной по талии.
ВАЖНО! Только не считайте это сходство аргументом в пользу того, что этруски предки славян.)) Это еще не аргумент.
6.) покрывало на голову