Так как это - моя любимая книга у Стругацких, я ее периодически в голове прокручиваю. И периодически обнаруживается что-то новое.
Вот тут в душе (душ - лучшее место для новых идей) осенило на днях. Все-таки Стругацкие идеалистами были во многих вопросах...
Вот Город, где происходят события. С одной стороны - Стена, на которую нельзя залезть, пропадает высоко в облаках. С другой - обрыв, с которого нельзя спуститься, дно исчезает в тумане. И Падающие звезды - жители, которых находят явно упавшими со Стены, но неясно, как они туда залезли. И потом ГГ, увидев, как съехавшая с Обрыва машина чуть попозже скатывается со Стены, внезапно догадывается, что к чему.
Брехня. И суть брехни - в том, что Стругацкие либо не учли такого факта (либо намеренно уклонились от его учитывания), что любое человеческое общество, если у него рядом есть большая яма без дна, будет в эту яму что-нибудь кидать. Шел пьяный вдоль обрыва, допил бутылку, зафиндилял ее в туманную глубь. Дальше - в Городе была свалка, ёклмн. Свалка! В каком городе, если есть необходимость куда-то сваливать мусор и рядом есть бездонная пропасть, но зато нет научной/религиозной идеологии на тему пропасти, не станут сваливать мусор именно туда? Да ни в каком.
Т.е. в нормальной жизни, а не в советской книжке, жители Города очень быстро бы просекли происхождение и значение сыпящегося сверху мусора и прилетающих на голову камней и бутылок, а с ними - и валящихся со стены человечков.
Не то чтобы это бы имело какой-то решающий уклон для сюжета. Скорее всего, не имело бы никакого, просто одной мистической деталью было бы меньше. Но сначала ГГ (который вообще-то "звездный астроном"), а потом и читателя авторы держали за дурачка. Обидно.