Св. Афанасий Великий и убийство на войне

Oct 25, 2022 14:08


Ключевым святоотеческим свидетельством, определившим отношение ПЦ к участию христиан к войне, является послание Афанасия Великого к Аммуну монаху, в котором святитель отчасти касается темы отношения к убийствам, совершаемым на войне, хотя само послание посвящено теме ночных поллюций.

Сравнение русского перевода с английскими изданиями показало, что существующей перевод 1902 года издания Свято-Троицкой Сергиевой Лавры грешит неточностью, которая сильно изменяет смысл.

«Ибо и в других случаях жизни обретаем различие, бывающее по некоторым обстоятельствам, например: не позволительно убивать; но убивать врагов на войне - и законно, и похвалы достойно. Так великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния. Таким образом, одно и то же, смотря по времени, и в некоторых обстоятельствах - непозволительно, а в других обстоятельствах - и благовременно, допускается и позволяется» («Послание к Аммуну монаху») . Последние два слова имеют ключевое значение. В греческом исходнике иначе: ἀφίεταί τε καὶσυγκεχώρηται - «отпускается и прощается». Допущение и позволение явно не равны отпущению и прощению. Совершенно разные акценты.



Очевидно, что отпущен и прощен может быть только греховный поступок. Если бы этот поступок был для Афанасия совместимым с христианской нравственностью и похвальным, то прощения за него не требовалось бы. Он похвален с точки зрения государства и именно оно воздвигает памятники героям, а не Церковь. Но такое убийство, будучи невольным грехом и меньшим злом, все же требует прощения, а значит, и покаяния. Поэтому Василий Великий в своем знаменитом 13 правиле и советует воинам воздерживаться от Евхаристии по причине «нечистоты их рук».

Убийство на войне, 13 правило Василия Великого

Previous post Next post
Up