У Афанасия Великого есть два примечательных высказывания, которые показывают, что, как кажется, он не считал, что после грехопадения Адама и Евы произошло качественное изменение первозданной природы в состояние разлада и дисгармонии.
«Ибо скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное
(
Read more... )
Comments 8
Вроде есть согласие отцов (об этом подробно писал и свт. Афанасий) в том, что с грехопадением благодать Божия - оставила человека и именно из-за этого он стал актуально смертным и подверженным страданию. Относительно радикального изменения материального мира - я не припомню, чтобы отцы (по крайней мере отцы ранневизантийского периода) много писали об этом. Как мне кажется - это скорее современный дискурс. Но да, оставление благодати - это изменение тропоса (состояния природы). И не только человека.
Интересно, что свт. Василий Великий, по-видимому, отрицая изменения в животном мире при грехопадении - в том же тексте отмечает, что именно до грехопадения роза не имела шипов.
Reply
Василий Великий где-то писал, что до грехопадения львы питались специальными плодами, впоследствии исчезнувшими (кроличье дерево, не иначе :)
Reply
Это - во "Второй беседе о сотворении человека". Авторство свт. Василия является предметом споров патрологов. Брат свт. Василия - свт. Григорий Нисский - считал, что свт. Василий не успел составить толкование на слова Книги Бытия о сотворении человека. Тем не менее, и несмотря на явное различие в форме изложения - в последние годы в наших изданиях Беседы о сотворении человека печатаются под именем свт. Василия, как продолжение Бесед на Шестоднев.
Однако в бесспорно принадлежащей свт. Василию 9-й Беседе на Шестоднев - он многократно повторяет, что свойства животных (включая хищников) принципиально не изменялись от их сотворения:
"Как шар, приведенный кем-нибудь в движение и встретивший покатость и по своему устройству и по удобству места стремится к низу, и не прежде останавливается, разве когда примет его на себя и плоскость, так и природа существ, подвигнутая одним повелением, равномерно проходит и рождающуюся, и разрушающуюся тварь, сохраняя последовательность родов
посредством уподобления, пока не достигнет самого конца; ибо коня ( ... )
Reply
Спасибо, не знал. Те же идеи есть и в Шестодневе св. Иоанна Златоуста, который тоже, впрочем, вероятно принадлежит перу св. Северина Гальского.
Reply
Leave a comment